Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема сохранения культурного наследия. 1. Необходимо заботиться о сохранении церквей,
соборов, монастырей, так как с ними связано про
шлое нашей страны.
2. Проблема ценности архитектурных памят
ников.
2. Памятники архитектуры надо сохранять, так
как с ними связана история страны, а без прошло
го нет будущего.
3. Проблема патриотизма. 3. Любовь к Отечеству проявляется в заботе о со
хранении его истории
Вариант 7
(1)Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: куль
туры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь
смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в неё человек.
(2)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть
всё, что так или иначе нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю
своим трудом и смягчавшим пейзаж. (3)Обе культуры как бы поправляли друг друга
и создавали её человечность и приволье.
(4)Природа Восточно Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бес
сильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не засло
нённым густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающи
ми все возвышенности дорогами.
(5)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъёмы! (6)Здесь
опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий — линий, идущих в унисон
|
|
друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (7)Пахарь
укладывал борозду к борозде — как причесывал, как укладывал волосок к волоску.
(8)Так кладётся в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди — жердь к жерди,
а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги — как ста
до, вышедшее на водопой.
(9)Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каж
дая из которых по своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами
поведения». (10)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.
(11)Обе культуры — плод исторического развития, причём развитие человеческой
культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует
человечество), а развитие природы с её многомиллионнолетним существованием —
сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (12)Одна
(культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (челове
ческая) не может. (13)Но всё же в течение многих минувших веков между природой
и человеком существовало равновесие. (14)Казалось бы, оно должно было оставлятьобе части равными, проходить где то посередине. (15)Но нет, равновесие всюду своё
|
|
и всюду на какой то своей, особой основе, со своею осью. (16)На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
(17)Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется,
точно хребет гигантского животного, каменная гряда. (18)Около этого хребта бежит
дорога. (19)Хребет образовывался столетиями. (20)Крестьяне освобождали свои поля
от камней — валунов и булыжников — и сваливали их здесь, у дороги. (21)Образо
вался ухоженный рельеф большого острова. (22)Весь дух этого рельефа пронизан
ощущением многовековья.
(23)… Пейзаж России на всём её богатырском пространстве как бы пульсирует, он
то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах
и городах, становится более человеческим. (24)В деревне и в городе продолжается тот же ритм параллельных линий, кото
рый начинается с пашни. (25)Борозда к борозде, бревно к бревну, улица к улице.
(26)Крупные ритмические деления сочетаются с мелкими, дробными. (27)Одно плав
но переходит к другому.
(28)Старый русский город не противостоит природе. (29)Он идёт к природе через
|
|
пригород. (30)«Пригород» — это слово, как нарочно созданное, чтобы соединить
представление о городе и природе. (31)Пригород — при городе, но он и при природе.
(32)Пригород — это деревня с деревьями, с деревянными полудеревенскими домами.
(33)Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву,
он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, не
много огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. (34)И всё это в приливах и от
ливах скрытых и явных ритмов — грядок, улиц, домов, брёвнышек, плах мостовых
и мостиков.
(Д.С. Лихачёв*)
*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) — академик РАН, российский учёный лите
ратуровед, исследователь древнерусской литературы, историк культуры, публицист, видный
общественный деятель.
Информация о тексте
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 748; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!