Примерный круг проблем Авторская позиция



1. Проблема творческого вдохновения. 1. Вдохновение — награда за честность.

2. Проблема истинности в творчестве. 2. Охват истины зависит и от силы таланта писате         

ля, и от знания предмета, и от его идеала честности.

3. Проблема источника творческой энергии. 3. Источником творчества писателя является сама его жизнь.

 

Вариант 4

 

(1)Чтобы понять незнакомую страну, важно преодолеть привычку подходить

к другому народу со своими мерками. (2)Подметить черты местного своеобразия,

описать экзотические странности — это лишь шаг к внешнему знакомству. (3)Для

подлинного познания страны требуется нечто большее. (4)Нужно приучить себя пе          

реходить от вопросов «как?» к вопросам «почему?», то есть, во первых, разобраться

в системе представлений, мерок и норм, присущих данному народу; во    вторых, про

следить, как, под воздействием каких факторов эти представления, мерки и нормы

сложились; и, в    третьих, определить, в какой мере они воздействуют ныне на челове          

ческие взаимоотношения и, стало быть, на современные социальные и политические

проблемы.

(5)Всякий, кто впервые начинает изучать иностранный язык, знает, что куда лег    

че запомнить слова, чем осознать, что они могут сочетаться и управляться по совер        

шенно иным, чем у нас, правилам. (6)Грамматический строй родного языка довлеет

над нами как единственный, универсальный образец, пока мы не научимся призна         

вать право на существование и за другими. (7)Это в немалой степени относится

и к национальному характеру, то есть грамматике жизни того или иного народа, ко           

торая труднее всего поддается изучению.

(8)Нередко слышишь: правомерно ли вообще говорить о каких то общих чертах

характера целого народа? (9)Ведь у каждого человека свой нрав и ведёт он себя по        

своему. (10)Это, разумеется, верно, но лишь отчасти. (11)Ибо разные личные каче           

ства людей проявляются — и оцениваются — на фоне общих представлений и крите     

риев. (12)И лишь зная образец подобающего поведения — общую точку отсчёта, —можно судить о мере отклонений от неё, можно понять, как тот или иной поступок

предстаёт глазам данного народа. (13)В Москве, к примеру, положено уступать место

женщине в метро или троллейбусе. (14)Это не означает, что так поступают все.

(15)Но если мужчина продолжает сидеть, он обычно делает вид, что дремлет или чи       

тает. (16)А вот в Нью     Йорке или Токио притворяться нет нужды: подобного рода уч 

тивость в общественном транспорте попросту не принята.

(17)Нередко слышишь также: можно ли говорить о национальном характере, ког   

да жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди?

(18)Спору нет, англичане сейчас не те, что во времена королевы Виктории. (19)Но ме     

няются они по      своему, по английски. (20)Подобно тому, как постоянный приток но           

вых слов в языке укладывается в устойчивые рамки грамматического строя, нацио         

нальный характер меняется под напором новых явлений тоже весьма незначительно.

(21)Освоив грамматику жизни того или иного народа, зная, в какие формулы над  

лежит подставлять пёстрые и противоречивые факты его современной действитель      

ности, легче разобраться в текущих социальных и политических проблемах данной

страны. (22)Этой мыслью мне довелось в своё время завершить книгу о японцах,

и с неё же хочется начать теперь книгу об англичанах. (23)Хотя, разумеется, судить

о характере человека, и тем более целого народа, дело весьма субъективное. (24)Так

что я смогу поделиться лишь своими личными впечатлениями об обитателях туман        

ного Альбиона и опять  таки личными размышлениями о них.

(В.В. Овчинников*)

* Всеволод Владимирович Овчинников (р. 1926) — советский и российский писатель,

публицист, журналист   международник, востоковед, специалист по Японии и Китаю.

 

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема национального характера, образа

поведения представителей того или иного на         

рода.

1. В поведении представителей того или иного народа можно выделить общие черты, определяемые особенностями национального характера.

2. Проблема постижения чужой страны. 2. Чтобы понять чужую страну, надо изучить её ис        

торию и черты национального способа мыслить, правила поведения, обусловленные национальныминормами.

 

Вариант 5

(1)Литература отличается от критики, как дальнее плавание от каботажного.

(2)Энциклопедия Брокгауза и Ефрона велеречиво объясняет, что каботажным назы        

вается «плавание от одного мыса к другому, прибрежное плавание, совершаемое при

помощи одних навигационных устройств кораблевождения и не требующее астроно      

мических средств». (3)Каботажное плавание, конечно, проще, надёжнее, безопаснее.

(4)В открытом море легко потеряться, но только там можно открыть Америку.

(5)Беда в том, что эра великих открытий кончилась. (6)Карта уже вычерчена,

а чтобы её исправить, нужна самонадеянность гимназиста из Достоевского, который,

как помнят читатели «Братьев Карамазовых», впервые увидев карту звёздного неба,

наутро принес её исправленной. (7)Тысячи романов, тасуя имена и обстоятельства,

рассказывают одни и те же истории. (8)Мы больше не придумываем — мы переска         

зываем чужое.

(9)Скука монотонности рождает неутолимую жажду оригинального, что уже само

по себе оригинально. (10)Потребность в новых историях — признак Нового времени.

(11)Большую часть своей жизни искусство удовлетворялось старыми, обычно очень

старыми историями, например — библейскими. (12)Поменяв универсальные, всем

знакомые сюжеты на авторский вымысел, литература стала так популярна, что за

несколько веков исчерпала ограниченный запас историй. (13)В ответ на вызов печат      

ного станка появился модернизм. (14)Если реалист рассказывал истории, то модер        

нист рассказывал о том, как он рассказывает истории. (15)Постмодернист уже ниче         

го не рассказывает, он цитирует.

(16)Сегодня кризис традиционной — так сказать, «романной» — литературы про  

являет себя чудовищным перепроизводством. (17)Никогда не выходило столько

книг, и никогда они не были так похожи друг на друга. (18)Маскируя дефицит ори 

гинальности, литература симулирует новизну, заменяя сюжет действием. (19)Ска

жем, секрет успеха автора ловких и дельных бестселлеров Джона Гришама заключа       

ется в том, что у него что то происходит буквально в каждом абзаце. (20)Желая до          

смотреть, чем завершится эпизод, мы невольно переворачиваем страницу очередной

книги... (21)При этом описательная активность не имеет прямого отношения к раз

витию сюжета. (22)Это — пляска на месте. (23)Она не приближает нас к финалу и не

задерживает перед ним, она важна сама по себе. (24)Как факир кобру, писатель гип        

нотизирует читателя непрестанным движением.

(25)Только этим можно объяснить многозначительный эпизод, о котором мне рас  

сказала редактор одного московского издательства. (26)В метро она заметила юношу,

погруженного в пухлый боевик с развязной обложкой. (27)Увлёкшись, он громко

чихнул, и, не найдя платка, высморкался в ещё непрочитанную страницу, которую

он выдрал из конца книги. (28)Подобное обращение может с собой позволить только

сочинение, лишённое композиционной структуры.

(29)В сущности, это уже не литература.

(А.А. Генис*)

* Александр Александрович Генис (р. 1953) — русский писатель, литературовед, эссеист,

критик, радиоведущий.

 

Проблем Авторская позиция

1. Проблема кризиса современной романной лите

ратуры.

1. Кризис современной романной литературы свя 

зан с дефицитом сюжетов.

2. Проблема настоящей литературы. 2. Нельзя считать настоящей литературу, в кото     

рой нет оригинального сюжета и композиционной

целостности.

 

Вариант 6

 

(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается

в одном слове — Родина?

(2)Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа по       

глядеть на Москву. (3)Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4)Слушал,

как бьют часы. (5)Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, высти          

лавшие площадь. (6)Мимо торопливо шли люди. (7)Было удивительно: как можно по

этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких      то мелких делах? (8)В те

времена в Кремль не пускали. (9)Я дождался, пока открылась дверь у решётки Васи        

лия Блаженного. (10)Запомнились камни на узкой лестнице: сколько людей прошло!

(11)Потом я много раз бывал у Кремля. (12)Уже поездив по миру, сравнивал

и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты,

строгости, своеобразия.

(13)Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? (14)Ска  

жу сейчас об удивительном факте. (15)Я бы сам не поверил, если бы не услышал от

человека, всеми глубоко уважаемого. (16)Вот что рассказал Пётр Дмитриевич Бара         

новский, лучший реставратор памятников нашей старины: «(17)Перед войной вызы       

вают меня в одну высокую инстанцию: «(18)Будем сносить собор, просторнее надо

сделать Красную площадь. (19)Вам поручаем сделать обмеры...» (20)У меня тогда ко       

мок в горле застрял.

(21)Не мог говорить, не мог сразу поверить... (22)В конце концов чья то неизвест 

ная мудрость остановила непоправимое действие. (23)Не сломали...».

(24)Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площа           

ди, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. (25)Древние зодчие, живописцы

и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей,

церквей и соборов. (26)Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник ма   

стерству.

(27)И нельзя медлить. (28)Бережного отношения требует все: старинные построй 

ки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, име        

на и могилы героев. (29)При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном

и о разведке внеземных далей.

(30)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.

(31)Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром

природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество. (32)Лю        

бить Отечество невозможно заставить декретом. (33)Любовь надо воспитать.

(По В.М. Пескову*)

*Василий Михайлович Песков (1930–2013) — писатель, журналист, путешественник

и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 е годы.

 

 

Информация о тексте


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2828; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!