Примерный круг проблем Авторская позиция



Вариант 1

 

(1)В маленькой тёмной клетке с толстыми железными прутьями уже с десяток

лет жила пара волков. (2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки по         

чему то так и остались безымянными. (3)Волчица казалась совсем молодой, — она

была худая, рыжеватая, высокая, с чуть косящими ярко жёлтыми глазами. (4)Волк

был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная до           

ска. (5)Длинная светлая грива закрывала его шею, и каждую весну во время линьки

на ней подолгу висели безобразные клоки шерсти. (6)Он прихрамывал на обе задние

лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида,

разбитого параличом. (7)В молодости волку удалось однажды убежать из клетки.

(8)Но преодолеть высокий каменный забор, которым был огорожен весь зоопарк, он

так и не сумел. (9)Утром его поймали, снова загнали в клетку и долго били железным

прутом. (10)После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы.

(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и му      

жественной любовью, на какую только был способен. (12)Они часто играли друг

с другом, как щенки, и волчица всегда успевала нежно лизнуть его в нос. (13)Волк

редко сердился на неё, но если это случалось, то становился свирепым и страшным:

шерсть его подымалась дыбом, он морщил губы, открывая огромные, загнутые, как

сабли, жёлтые клыки. (14)А волчица тут же падала по   щенячьи на спину и подыма     

ла вверх лапы в знак своей полнейшей покорности. (15)Но чаще всего волки лежали и дремали, не обращая внимания на людей,

и просыпались лишь тогда, когда рабочие начинали развозить мясо. (16)Знакомое

поскрипывание тележки с мясом они улавливали мгновенно и преображались, —

прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

(17)Каждую весну, в апреле или мае, волчица приносила детёнышей. (18)Но толь

ко один раз за всю жизнь ей удалось выкормить своих волчат, — она была счастлива

в то лето… (19)Потом её детей, подросших и крепких, продали в цирк. (20)Она  то, ко 

нечно, этого не знала, но как больно, как тоскливо ей было тогда! (21)Будоража весь

зоопарк, она выла днями и ночами, и ей подвывал волк. (22)Но ещё страшнее было

тогда, когда её детёныши пропадали в тот же день, в который они появлялись на

свет. (23)Ещё мокрые, не облизанные ею, они успевали только припасть к её разбух        

шим соскам, как приходили люди, длинными железными палками выгоняли волков

в соседнюю клетку и забирали всех волчат. (24)Она выла, рычала, грызла в ярости

сетку, но что она могла?! (25)После того, как уносили её детёнышей, волчица лежала

целыми днями не двигаясь, как мёртвая, ничего не ела, ничего не ощущала, кроме

изнуряющей боли в груди, переполненной молоком. (26)Но шло время, она постепен      

но оживала, будто и забывала о волчатах, снова начинала играть с волком и ласкала

его порой так нежно, как ласкала бы своих исчезнувших детей.

(М. Д. Валеева*)

* Майя Диасовна Валеева (р. 1962) — татарская писательница, автор книг о мире природы и человека.

 

Информация о тексте

Примерный круг проблем   Авторская позиция

1. Проблема жестокого отношения челове    

ка к животным.

1. Автор считает неприемлемым жестокое отношение

человека к животным.

2. Проблема жизни животных в неволе. 2. Автор осуждает ситуацию, когда ради собственных

интересов человек лишает животных воли, но при этом

не создаёт для них комфортных условий.

3. Проблема страданий животных, подверг   

шихся насилию со стороны человека.

3. Автор считает, что животные, подвергшиеся насилию

со стороны человека, страдают не меньше, чем люди.

 

Вариант 2

 

(1)На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Чело 

веке пауке. (2)Знаю, что у детей этот персонаж очень популярен. (3)Они любят в него

играть, надевают костюмы человека паука, приносят игрушки в виде человека пау    

ка... (4)Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими по           

добными героями. (5)Но героями ли?

(6)Вспомним сюжет фильма. (7)В самом начале мы видим молодого человека Пи 

тера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладят        

ся, в любви не везёт. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9)И вот он, благодаря сте       

чению обстоятельств, превращается в Человека паука, приобретает как будто вторую

натуру. (10)И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. (11)Свои новые

способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи,

сражается за добро и справедливость. (12)Вроде бы что плохого? (13)Прекрасный

пример для подражания!

(14)Только вот... снимая костюм Человека паука, Питер своих новых способно  

стей, конечно, не теряет, но вновь становится обычным человеком — тихим, неза 

метным обывателем, которому не очень везёт. (15)Свою вторую натуру ему приходит     

ся скрывать. (16)Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство са       

моудовлетворения: он  то знает, кто на самом деле герой. (17)И в третьей части

трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из    за чего и приходит на тём         

ную сторону и становится чёрным Человеком      пауком. (18)Получается, что новые

способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему

внутренней силы...

(19)Давайте вспомнимдругие известные саги современности: «Властелина Ко      

лец», «Звёздные войны», «Матрицу». (20)Фродо тоже не обладает исключительными

способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает

роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать

и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему даётся, как

каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действи           

тельно меняется. (22)Он совершает путь не только внешний от родного дома до стра       

ны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не на     

зовёшь.

(23)И не его одного. (24)Люка Скайуокера из «Звёздных войн», Нео из «Матри       

цы» никто не наделял волшебными и необыкновенными способностями пауков или

летучих мышей. (25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были

не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них бы      

ли учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26)И это по         

сильнее всех волшебных способностей и костюмов, это совсем другая магия, другое

волшебство. (27)Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28)И они стали героями,

которые спасали мир.

(29)Так же, как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних из     

менений, его пути к герою. (30)Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот,

стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31)Да, они

использовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда.

(32)Может, поэтому Человек   паук и подобные ему персонажи так популярны

в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы всё доставалось

легко.

(33)Я сейчас опять вспомнила о детях, для которых Человек паук — кумир, при

мер для подражания. (34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то,

что даёт им мир... (35)Какую жизненную модель будут они принимать за чистую мо           

нету? (36)Что нужно надевать маску, если хочешь чего то добиться, что эту маску

нужно обязательно скрывать, что всё, что тебе нужно, даётся просто так, а не заслу          

живается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. (37)Как то

страшно становится. (38)Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают де 

тям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть

настоящие герои!

(39)В одной из частей фильма «Человек    паук» тётя главного героя говорит о том,

что в каждом из нас живёт герой и что нужно его пробудить. (40)Я с ней полностью

согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека паука. (41)Ведь мы сами вы      

бираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, ко        

му и чему мы следуем.

(В.В. Куделина*)

* Варвара Владимировна Куделина (р. 1984) — детский психолог, публицист, участница

многочисленных волонтёрских программ в детских домах, детских досуговых центрах, выездных лагерях.

 

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема истинных и ложных героев. 1. Автор считает, что истинным героем становится тот,

кто может меняться внутренне и через преодоление по   

лучать способности, помогающие творить добро.

2. Проблема влияния современных героичес          

ких саг на детей.

2. Не все кинофильмы о супергероях положительно

влияют на детей.

3. Проблема выбора примера для подража   

ния.

3. Подражать героям, которые прячутся за маской

и получают способности незаслуженно, нельзя.

 

 

Вариант 3

 

(1)Я скажу просто: вдохновение есть награда за взыскующую честность художни   

ка. (2)Верующий уточнил бы — награда Бога.

(3)Атеист сказал бы: награда нашей нравственной природы. (4)На что верующий

мог бы спросить: а откуда взялась ваша нравственная природа? (5)Но этот спор ве          

чен.

(6)Когда перед нами истинно талантливое произведение, это всегда субъективно

честно, но охват истины зависит и от силы таланта, и знания предмета, и того идеала

честности, который выработан данным писателем. (7)Вдохновение вбрасывает писа      

теля на вершину его идеала. (8)Но вершины идеала Льва Толстого или просто хоро        

шего писателя Писемского находятся на разном уровне, и тут наша собственная чест     

ность в измерении их достижений должна учитывать это. (9)Толстой со своей высоты

видит всех и потому виден всем. (10)Просто одарённый писатель со своей высоты то    

же видит кое что и виден каким то людям. (11)Более того, какие      то части открываю           

щегося ландшафта одарённый писатель может видеть лучше гения. (12)Только бо           

юсь, что это моё утешение не остановило бы Сальери.

(13)Вдохновение может заблуждаться, но оно не может лгать. (14)Скажу точнее,

всё истинно вдохновенное всегда истинно правдиво, но адресат может быть ложным.

(15)Представим себе поэта, написавшего гениальное стихотворение о животворной

разумности движения светила с востока на запад. (16)Можем ли мы наслаждаться

таким стихотворением, зная, что оно не соответствует законам астрономии? (17)Без       

условно, можем! (18)Мы наслаждаемся пластикой описания летнего дня, мы даже

наслаждаемся очарованием доверчивости поэта: как видит, так и поёт! (19)Такие ошибки бывают, но они сравнительно редки, потому что вдохновение

вообще есть одержимость истиной, и в момент вдохновения художник видит истину

со всей доступной ему полнотой. (20)Но одержимость истиной чаще всего приходит

к тому, кто больше всего о ней думает.

(21)Я скажу такую вещь: существует жалкий предрассудок, что, садясь писать,

надо писать честно. (22)Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно

задумались о честности: поезд уже ушёл.

(23)Я думаю, что для писателя, как, видимо, для всякого художника, первым

главнейшим актом творчества является сама его жизнь. (24)Таким образом, писа 

тель, садясь писать, только дописывает уже написанное его жизнью. (25)Написанное

его личной жизнью уже определило сюжет и героя в первом акте его творчества.

(26)Дальше можно только дописывать.

(27)Писатель не только, как и всякий человек, создаёт в своей голове образ своего

миропонимания, но неизменно воспроизводит его на бумаге. (28)Ничего другого он

воспроизвести не может. (29)Все другое — ходули или чужая чернильница. (30)Это

сразу видно, и мы говорим — это не художник.

(31)Поэтому настоящий художник интуитивно, а потом и сознательно строит своё

миропонимание, как волю к добру, как бесконечный процесс самоочищения и очи

щения окружающей среды. (32)И это есть наращивание этического пафоса, зарабо         

танное собственной жизнью. (33)И другого источника энергии у писателя просто нет.

(Ф.А. Искандер*)

* Фазиль Абдулович Искандер (р. 1929) — абхазский писатель, советский и российский прозаик и поэт.

 

Информация о тексте


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 6768; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!