Динамическая социология и образовательная система в концепции Уорда



Лестер Уорд - американский социолог, основоположник психологического эволюционизма. Его «Динамическая социология» была первой книгой, изданной в Америке, в названии которой упоминалась социология. «Наука заключается в открытии истин, а не в накоплении фактов». Мало собрать факты, их нужно осмыслить.

В трактовке Уорда образование – важнейший инструмент социального прогресса. «В основе всех социальных реформ лежит распространение знаний. Обеспечение равных возможностей – реальное средство достижения целей. Поэтому я призвал к обеспечению равных возможностей в образовании. Основное направление и логика этой работы («Динамическая социология») – доказать, что все влияния на любую среду и все возможности для этого сходятся в одной точке – в образовании».

Весь смысл «Динамической Социологии», ее основных положений и содержания – необходимость всеобщего образования как единой, четкой, неуклонной и непосредственной социальной обязанности».

В качестве важнейшей задачи образования нужно рассматривать реализацию выявленного Уордом «закона усовершенствования путем упражнения». Он проявляется в том, что «эстетические вкусы, нравственная чуткость, интеллектуальные удовольствия и социальные качества можно развить и возвысить, так же как можно их усилить и умножить».

Цель образования – улучшение социального положения, оно – средство мелиоризма, социального совершенствовании.

Пять значений термина «образование»:

· Опыт – то, что человек получает от своего окружения, от контактов с миром. Такой опыт, по оценке Уорда, и следование ему нередко полезнее искусственных руководств и инструкций. Ценность опыта – его практический характер.

· Дисциплина. В трактовке образования как дисциплины Уорд акцентирует предоставление человеческому уму «материалов для размышления» (своеобразная «пища для ума»). В центре внимания – восприятие впечатлений и память, мыслительные процессы и психические состояния.

· Культура. Культурное знание рассматривается Уордом как «некое знание, которое не имеет практической ценности», «декоративное знание».

· Исследование. Определение образования как исследования Уорд соотносит с его целью – поиском истины. В связи с проблематикой «исследования» социолог касается вопроса об академической свободе. Акцентируется свобода ученого, преподавателя изучать и преподавать все, что их интересует, – без каких-либо ограничений и запретов. Аналогичное право признается и за учащимися, студентами.

· Информация.

Анализ социальных функций образования. Образование в данном аспекте понимается им как система, благодаря которой для всех членов общества становятся доступными наиболее важные знания о мире. Принципы системы образования: 1) исключительное внимание к содержанию ума. Ее цель – сохранить самые полезные и важные из известных истин путем постоянных тренировок ума; 2) образование – исключительно социальное явление; 3) универсальность, всеобщность образования. Социально необходимые знания должны быть доступны для всех. Иначе невозможно будет достигнуть истинной социальной цели.

Социология образования Смолла

Смолл – неофициально – «отец американской социологии». Создатель и редактор «Американского журнала социологии». Так же создал первый в США и мире социологический факультет при Чикагском университете.

Организационно-педагогический подход: в центре внимания ученого были особенности различных уровней образования и социальных институтов, характеризующих каждый из этих уровней (в статьях «Школа и колледж», «Колледж и университет»)

Глубокий – социальный – смысл имело обобщение Смоллом коренных изменений в американской системе образования после Гражданской войны как «академической революции сер. XIX в.» Позднее идея «образовательной революции» была развита Парсонсом.

Не ограничивать роль социологии и образования только «сопровождающей функцией».

Смолл солидарен с Уордом, что накоплено и продолжает накапливаться «больше знаний, чем мы научились использовать». И задача общества (во многом, хотя, конечно, не полностью, решаемая системой образования) – не только передать новым поколениям это интеллектуальное наследие, но – в первую очередь – научить его применять. Практическая, прикладная функция науки и образования рассматриваться Смоллом как приоритетная.

Стержнем социологической концепции Смолла является интерес. Трактовка Смоллом интереса акцентирует его побудительный характер – это «неудовлетворенная способность», предрасположенность к действию, к реализации тех или иных целей: «Интересы побуждают людей действовать, чтобы получить удовлетворение»; «ключ к социальной активности человека – в индивидуальных интересах».

В определении целей образования Смолл, как социолог, высказывал позицию, отличную от официальной, в соответствии с которой основная задача всякого образования – обучение. Не отрицая значимости методов обучения и подчеркивая необходимость их изменения на разных этапах умственного развития в соответствии с потребностями учащегося, Смолл больше акцентировал внимание на результатах обучения учащегося, на его карьере в школе, чем на тех средствах, которые будут использованы в обучении.
22. Характер философии образования Дьюи

Д. Дьюи (1859—1952) предложил реформировать систем школьного образования, противопоставив школе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение, при котором все знания извлекаются из практической деятельности и личного опыта ребенка.

«Он никогда не был так называемым «Чистым» философом. Особенно он интересовался образованием, и его влияние на американское образование очень велико».

Важнейшая характерная черта подхода Дьюи к проблематике образования – научность. В его характеристике науки особенно значим акцент на «поиск», на «первооткрывание». В определенной мере преувеличивая, Дьюи считал, что «прирожденное и неиспорченное состояние детства, отличающееся горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям», «находится близко, очень близко к состоянию научного мышления».

Обобщающий характер философии образования Дьюи проявлялся, прежде всего, в обосновании социальной роли образовании. Понимание опирается на взаимосвязь общества и индивидов. Выделяются три альтернативы:

- общество должно существовать во благо индивидов;

- у индивидов должны быть такие цель и образ жизни, которые для них установило общество.

- общество и индивиды – это соотносимые сущности, они органично подходят друг к другу, и при этом общество требует от индивидов служения и подчинения себе, но в то же время существует для того, чтобы служить им.

Трактовка образования обогащается Дьюи на основе взаимосвязи социального и индивидуального, личностного. «Человек, которого мы обучаем – это социальная личность, а общество – это органическое сообщество индивидов», - отмечает философ. При этом, если говоря о личности ребенка, отбросить социальный фактор, останется только «абстракция», если же при изучении общества не учитывать личностный фактор, - останется только «инертная и безжизненная толпа».

Образование, по Дьюи, представляет собой «перестройку или реорганизацию опыта, которая расширяет его смысл и увеличивает способность человека для последующего опыта». Любые достижения образовательной деятельности («дисциплина, культура, социальная эффективность, работа над собой, улучшение собственного характера») выступают индикаторами «растущей способности достойно участвовать в развивающемся общем опыте».

В русле трактовки образования как «реконструкции» опыта Дьюи разграничивает «формальное» (в том числе – «специализированное») образования и «неосознанное» образование, в которое люди включаются с момента рождения и которое «постоянно формирует способности человека, насыщая его сознание, формируя привычки, помогает развиваться его идеям, чувствам и эмоциям». Роль «неосознанного» образования, благодаря которому «человек постепенно вырастает до способности использовать все лучшее из интеллектуального и духовного наследия», «главного богатства, накопленного цивилизацией», он даже несколько преувеличивает.

Свою трактовку образования («прирост или непрестанная реконструкция опыта является нашей единственной целью») Дьюи противопоставляет традиционной.

Самое главное в традиционной трактовке - понимание образования «как подготовки».

Исходная посылка позиции Дьюи: «человек, в каком бы он ни был периоде жизни, всегда находится в процессе развития».

Это определяет и его вывод: «образование, за исключением своих промежуточных результатов, вовсе не служит подготовкой к чему-то тому, что случится позднее. Степень и тип развития человека, которые мы обнаружили у него в настоящий момент, и есть его образование. Это постоянная функция, она не зависит от возраста».

Образование, по мнению Дьюи, - основное средство социального прогресса. Основной функцией системы образования является развитие практических навыков у учащихся. Школа призвана приносить пользу для практической жизни – учащиеся должны научиться готовить еду, шить, стирать, владеть инструментами. Именно вокруг трудовой деятельности такого плана должно строится обучение письму, чтению, математике и т.д.

В своей работе «Демократия и образование» Дьюи отмечает уникальность и неповторимость жизненного опыта ребенка, необходимость творческого подхода к обучению. Образование, по его мнению, представляет собой процесс приобретения жизненного опыта и знания. Недостатки образования отражают недостатки общества, которые можно исправить, лишь борясь за демократизацию самого общества. Образование нельзя рассматривать отдельно от политики.

Дьюи – основоположник экспериментальных методов обучения. В своей практике эксперименталисты стремятся создать творческую атмосферу, при которой учащиеся не остаются пассивными, не скучают, не мучаются, не занимаются бесполезным запоминанием, а размышляют над важными для них проблемами. Дьюи также основатель прогрессивного направления в обучении, которое в дальнейшем широко распространилось в США и европейских странах.

 

Джон Дьюи провозгласил примат ученика: ученик сам решает, чему и как учиться,озадачивает учителя вопросами. Последний внимательно наблюдает за учащимися и координирует их деятельность. Таким образом, вместо старой, традиционной школы, которая нивелировала личность с помощью стандартных методов и приемов, Дьюи предложил модель школы, из которой должны были выходить люди со значительным творческим потенциалом, умеющие жить и приспосабливаться к условиям быстро меняющегося мира.

В основу педагогической концепции Джона Дьюи положен ряд тезисов:
— ребенок — исходная точка, центр всего;
— развитие ребенка, его рост — мерило процесса обучения и воспитания;
— все предметы преподавания должны служить росту ребенка, они лишь инструменты, ценность которых определяется настолько, насколько они служат этой цели;
— личность и характер ребенка важнее школьных предметов; целью обучения должно быть не знание, а выявление личности;
— Никакие знания не могут быть внедрены в ребенка извне, так как учение есть процесс активный, предполагающий достижение всего посредством ума;
— количество и качество обучения определяется не программами, а самим ребенком.

Дьюи противопоставил традиционной школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», т.е. извлечение знаний из практической самодеятельности и личного опыта школьника. Он предложил новую концепцию образования для американской массовой школы, которая способствовала развитию «практического импульса» у детей. По мнению Дьюи, важно подготовить школьников к трудовой деятельности уже в школе, дав им необходимые знания и включив в доступные виды труда.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!