Критический подход Песталоцци к образованию



1746-1827 Швейцарский педагог

Осуждал односторонность и поверхностность современного ему образования.

Трактат «О воспитании как средстве в деле преобразования общества» определял преобразующую социальную сущность и социальную роль воспитания.«Всё для других, ничего для себя»

Критический подход Песталоцци:

Песталоцци резко критикует существующую систему на­родного просвещения. Он образно сравнивает ее с большим домом, где в прекрасном верхнем этаже живет немного людей, которые имеют возможность пользоваться всеми благами науки и искусства. В среднем этаже уже больше обитателей, но они при всем желании не могут проникнуть в верхний этаж. Наконец, в нижнем этаже в ужасном мраке живет множество людей, которые имеют такое же право на солнечный свет и чистый воздух, как и жители верхнего этажа, но им не дают возможности даже взирать на этот этаж. Песталоцци полагал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей. Поэтому он считал, что дети крестьян предназначены быть крестьянами, дети ремесленников - ремесленниками, дети дворян - дворянами. Каждое сословие должно получить то образование, которое соответствует его общественному положению. В то же время он утверждал, что общая цель воспитания - это выявление «истинной человечности», которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех «сил и способностей человеческой природы». По словам Песталоцци, он хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей».

Его гнев обращался против сословных преград, мешающих простым людям из низших сословий получить достойное образование, в итоге доводящее человека «до состояния, не соответствующего достоинству, на которое он имеет право, как человек».

Концепция «большой дом»

· Верхний этаж – «хотя и блещет высоким совершенным искусством, но мало населён»

· Средний этаж – вмещает значительно больше людей, но «им не хватает лестниц, по которым они могут подняться на верхний этаж, как полагается людям»

· Нижний этаж – «бесчисленная толпа людей», которая имеет те же права, но реально «им надевают на глаза шоры и вводят в заблуждение, делая их глаза непригодными даже для того, чтобы взглянуть на этот верхний этаж»

Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды. «Повсюду добиться способности рассуждать и мыслить, нужной всем людям для самостоятельной и разумной жизни»

Основная цель обучения — «возбуждение ума» детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Критикуя школу за книжность, отрыв от жизни, Песталоцци предлагал построить процесс обучения в соответствии с естественным путем познания у ребенка. Исходный момент познания у детей — чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. Отсюда — огромное значение наглядности как средства развития у детей наблюдательности, внимания, умений сравнивать, сопоставлять. Песталоцци в отличие от своих предшественников предлагает расширенную трактовку наглядности, признав ее основой обучения и дав ей глубокое психологическое обоснование.

Вклад в социологию образования:

· взаимодействие общественного и семейного воспитания

·  принцип «элементарного обучения», его комплексный и целостный характер

·  типология «односторонних людей»: «обладающие разумом хищники», «простофили», «прохвосты» и «разумные ослы» и сегодня поражает своей аналитической глубиной

·  положения о «гибкой приспособляемости, подготовленности к различным видам труда» как преимуществах будущих работников

·  о неэффективности профессионального обучения, «если оно не связано с практическими упражнениями в определённой профессии»

·  социология самообразования

· соотнесение развития и перспектив образования с историей общества

·  конфликт между школой как социальным институтом и личностью обучающегося


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!