Социальный характер педагогической теории Дистервега



Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790 – 1866)

Социальный характер педагогической теории: учебный процесс как социальное взаимодействие учителя и учеников (или в современной трактовке – субъект-субъектного отношения).

«Развивающий метод – продукт свободомыслящего, воспитанного в духе свободы и борющегося за свободную жизнь человека».

Дистервег внёс серьёзный вклад в формирующуюся науку о детстве и молодёжи, представив периодизацию возрастного развития. В основу её было положено развитие природных задатков и познавательных способностей ребёнка.

«Воспитание достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир».

Дистервег выступал за обновление школьного образования. Ядро новой школьной системы педагог видел в светской народной школе, охватывающей детей от 6 до 14 лет и связанной с вышестоящими учебными заведениями. Главная задача народной школы — в разностороннем развитии каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей.

В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения — природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

Под природосообразностъю Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, учет его особенностей. Только зная психологию и физиологию ребенка, педагог может обеспечить гармоничное его развитие. Высоко оценивая роль психологии, он видел в ней «основу науки о воспитании».

Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Культура подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. По Дистервегу, внешняя культура — это норма морали, правила поведения в быту, внутренняя культура — это духовная жизнь индивида, общественная культура подразумевала общественные отношения и национальную культуру.

Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность и считал ее важнейшей чертой личности. Развитие детской самодеятельности, по его мнению, — конечная цель воспитания.

Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, которую изложил в 33 правилах. Знание этих дидактических правил должно было, по его мнению, помочь учителю успешно осуществлять процесс обучения.

Дистервег выделил четыре группы дидактических правил:

1. Правила по отношению к субъекту школьного образования.

2. Правила, касающиеся предмета преподавания.

3. Правила, связанные с внешними условиями обуче­ния.

4. Правила, обращенные к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

 

Основной задачей государства Дистервег считал просвещение народа, так как именно образование будет способствовать улучшению его положения, его самоопределению и освобождению. Основной целью общего образования является воспитание человека, а не члена определенного класса. Дистервег выступал за повышение социального статуса учителей начальной школы, так как именно первый учитель может вызвать либо интерес к знаниям, либо навсегда отвратить ребенка от учебы.

Согласно Дистервегу, учитель должен быть прежде всего педагогом, подготовленным профессионалом и получать хорошую заработную плату. Дистервег выступал за отделение школы от церкви, настаивая на том, чтобы школы инспектировали соответствующие специалисты.

Дистервег разработал следующие принципы национальной образовательной политики:

· Во-первых, отделение школы от церкви и превращение ее в государственное учреждение, которое должно финансироваться и поддерживаться со стороны государства.

· Во-вторых, создание единой системы образования, начиная с раннего детства сада вплоть до университета.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!