Фундаментальные принципы университета по Гумбольту



Немецкий филолог и философ В. Гумбольдт, осуществил гимназическую реформу в Пруссии и обосновал «идею университета». Фундаментальные принципы университета Гумбольдта – это академическая свобода и единство исследования и преподавания. «Высшие научные заведения» (университеты) рассматривались Гумбольдтом как «вершина, на которой сходится все, что делается непосредственно для моральной культуры нации». С этим и соотносилось их назначение – «занятие наукой в самом глубоком и широком смысле этого слова и разработка учебного материала, не специально подобранного, но по самой своей природе пригодного для духовного и нравственного образования». Особенно акцентируется организационная роль университетов: «внутренняя организация этих учреждений должна порождать и поддерживать взаимодействие непрерывное, самовозобновляющееся, но при этом непринужденное и не преследующее заранее заданной цели». Это соотносится Гумбольдтом с важнейшей особенностью «духовной деятельности человечества» – она «может развиваться только как взаимодействие – не только с тем, чтобы один дополнял то, чего не хватает другому, но и с тем, чтобы успешная деятельность одного вдохновляла других и чтобы всем стала видна та всеобщая изначальная сила, которая в отдельных личностях проявляется лишь изредка или светит отраженным светом».

Мысль Гумбольдта о качественном различии взаимосвязи среднего и высшего образования с научным знанием. Школа, по его мнению, «имеет дело только с готовым и бесспорным знанием». Для университетов «наука всегда представляет собой проблему, еще не нашедшую своего окончательного решения, и потому они постоянно занимаются исследованиями». Отмеченное Гумбольдтом различие школы и вуза должно было – и в этом состояла одна из важных задач реформы высшего образования – качественно изменить отношение «между учителем и учеником в высших научных заведениях»: «Здесь не учитель служит ученикам, но и тот, и другие служат науке; дело учителя напрямую зависит от их присутствия и без него не могло бы процветать». Таким образом, «исследовательский университет» рассматривается Гумбольдтом достаточно широко: речь идет о постоянном участии в научных исследованиях и преподавателей, и студентов, об активном использовании полученных результатов в учебном процессе. Не менее значим и акцент на исследовательском, поисковом характере самой науки: «Во внутренней организации высших научных заведений все основывается на соблюдении принципа взгляда на науку как на нечто, еще не полностью обретенное и никогда целиком не обретаемое, принципа поиска науки как таковой». Если наука утрачивает этот поисковый характер, превращаясь в «экстенсивное накопление наблюдений», она перестает эффективно влиять на развитие государства и человечества. Сохранение поискового характера науки реформатор связывает со свободой творчества, поиска: «любая односторонность должна быть изгнана из высших научных заведений».

 

Важной – в социально-психологическом плане – представляется трактовка Гумбольдтом «перехода от школы к университету» как «переломного момента в жизни молодого человека, к которому школа должна так хорошо подготовить своего воспитанника, чтобы он, став физически, нравственно и интеллектуально свободным и самостоятельным и не принуждаемый более, устремился не к праздности или практической жизни, а нес в своей груди страстное желание возвыситься до науки, доселе как бы лишь издали манившей его». Сформировать такого увлеченного наукой студента может, по Гумбольдту, только преподаватель, активно занимающийся наукой. Так как «нельзя по-настоящему преподавать науку как науку, не постигая ее каждый раз заново собственными усилиями».

Образование по Конту

Проблемы образования рассматривались Контом в тесной связи с проблемами воспитания, последнее он считал понятием более широким и значимым. Смысл этой связи у Конта состоял в необходимости использовать образование как основной фактор всеобщего воспитания, как важнейшее средство достижения воспитательных целей и задач.

Конт связывал образование и воспитание с проблемами позитивной политики, направленной на реформирование капиталистического общества, его лучшего обустройства. Особое внимание при этом уделялось образованию пролетариата, способному, по мнению Конта, «стать опорой для духовной власти». Образование он характеризовал как средство достижения воспитательных целей и задач; которое может и должно изменить характер и направления самого воспитания.

Реформирование общества Конт не отрывал от развития новой системы светского массового образования. Выступая с идеей реформы образования, он считал необходимым отказаться от католической системы обучения и воспитания, пригодной лишь в условиях Средневековья.

Французский социолог считал необходимым замену непригодного для индустриального общества католического образования системой «высшего народного образования». Новое (высшее народное) образование должно быть в первую очередь всеобщим и общедоступным. В «Духе позитивной философии» Конт пишет, что «образование имеет своим прямым назначением всеобщее воспитание, необходимо изменяющее, вопреки всякой противной тенденции, его характер и направление».

Французский социолог полагал, что необходимо в первую очередь распространение в массах реальных знаний. Конт выступал за подлинную массовизацию образования, без которой индустриальное общество вряд ли могло бы успешно развиваться. Под массовым образованием он имел в виду начальное образование, дающее не только элементарные знания, но и необходимые профессиональные навыки и умения. Здесь основную надежду Конт возлагал на государство, которое «в сущности, обязано дать образование только пролетариям» (проблема образования других классов и социальных слоев общества им не ставилась).

Все образование человека (а оно в трактовке Конта охватывает период от рождения до совершеннолетия) делится им на две части — «самопроизвольную» и «систематическую».Первая связана с обучением и социализацией в семье, развитием эстетического вкуса, началом обучения ремеслу. Она завершается к периоду половой зрелости человека. Вторая часть позитивного образования не может быть только домашней, так как она требует школьного преподавания, в котором родители играют второстепенную роль. Содержание второй части образования составляет преподавание шести основных дисциплин, представленных в контовской классификации наук. Это математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Классификация и, соответственно, программа обучения базируются на двух основаниях:

· Первое имеет исторический характер и отражает хронологическую последовательность возникновения наук.

· Второе основание есть соблюдение принципа восхождения от абстрактного к конкретному: самая абстрактная наука — математика, самая конкретная — социология.


16. Г. Лебон о проблематике образования и воспитания

Г. Лебон использовал для анализа социологических проблем свою концепцию групповой психологии и критику теории подражания. Он характеризовал подражание как механизм для передачи знаний, умений, навыков. По его мнению, на действии этого механизма основана традиционная схоластическая система воспитания и образования, базирующаяся на зубрежке и механическом воспроизведении заученного. Полемизируя с этой системой, Лебон писал в своей «Психологии масс»: «Все учение заключается в том, чтобы отвечать и слушаться». Далее он отмечает: «Главная опасность этой воспитательной системы... заключается в том, что она опирается на основное психологическое заблуждение, будто заучиванием наизусть учебников развивается ум».Строго говоря, заучивание наизусть — это не прямое подражание, но, безусловно, элемент схоластической системы образования. Лебон понимает, что оно не способствует развитию личности и демократии в обществе, но зато создает предпосылки для превращения индивида в послушного человека толпы.

Французский социолог полагал, что необходимо заменить традиционную систему воспитания и образования новой, в основе которой будет профессиональное воспитание. Для его осуществления недостаточно заучивания и зубрежки, необходимыми станут настоящие профессиональные знания, навыки и умения в той или иной конкретной профессии. В этих условиях неизбежными окажутся такие занятия, которые будут способствовать умственному и физическому развитию человека.

Задача профессионального воспитания (а не профессионального обучения, как сказали бы мы сейчас) состоит, по Лебону, в качественной подготовке молодых людей к квалифицированному труду. Будущего работника не следует учить механическому выполнению операций (что и является подражанием), наоборот, он должен вкладывать в процесс труда всю свою душу. С учетом достижения этой цели его и следует учить и воспитывать в профессиональном плане.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1030; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!