Основная цель образования и воспитания в концепции Милля



Джон Стюарт Милль – британский философ, социолог, экономист и политический деятель. «Индивидуальность связана с развитием и только воспитание индивидуальности создаёт хорошо развитый характер».

Разнообразие мнений и суждений о воспитании и образовании является – по его мнению – необходимым: «Воспитание есть один из тех предметов, для которых самым существенным образом необходимо, чтобы их рассматривали разнообразные умы и с разнообразных точек зрения».

Воспитание определяется Миллем как «все, что мы делаем для себя сами и что делают для нас другие, с прямой целью поставить нас несколько ближе к совершенству нашей природы», «что содействует известному характеру человеческого существа, что делает индивидуума тем, что он есть, или мешает быть тем, что он не есть».

Воспитание рассматривается во взаимодействии личности и социокультурной среды – в ее персонифицированном и вещественном компоненте.

Основная задача воспитания – научить пользоваться свободой.

Проблематика образования. Критикуя социократизм (власть общества) Конта, Милль считал неправомерной нацеленность системы образования (конкретно – современной ему Англии) «против индивидуальности» (с ориентиром – «мы воображаем, что совершим великое дело, если добьёмся того, что все люди будут совершенно похожи друг на друга»).

«Если б все ощущали, что свободное развитие личности – одно из ведущих условий благоденствия, что это не только связующий элемент цивилизации, культуры, обучения, воспитания, но и необходимая его часть и условие всех этих вещей, – писал Милль, – то недооценка свободы не грозила бы, и установить границы между нею и общественным контролем было бы не очень трудно».

По мнению Милля, восхождения каждого человека «к образованию высшего типа» необходимо, чтобы он, сравнивая себя с людьми, «которые на него не похожи», «был в состоянии сознавать свои недостатки и те достоинства, которых у него нет», и комбинировал достоинства разных типов.

Основная цель образования и воспитания – дать молодому человеку «такое воспитание, которое бы делало его способным выполнить предстоящие требования жизни как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим».

Результативность образования Милль соотносил с готовностью человека жить интересами общества, содействовать его благу.

Серьёзное внимание уделено учёным «воспитанию в более тесном (узком) смысле» – «образованию, которое каждое поколение обдуманно доставляет своим будущим преемникам,
с тем, чтобы дать им возможность по крайней мере удержать, и если возможно, то поднять уровень развития и улучшения, достигнутый прежде».

По мнению Милля, университет «не есть место профессионального воспитания». «Цель их состоит не в том, чтобы приготовить искусных юристов, медиков или инженеров, а чтобы приготовить способные и образованные человеческие существа».

«Люди могут быть компетентными юристами без общего образования, но только общее образование может сделать их юристами-философами, которые хотят и которые способны уразумевать принципы, вместо того, чтобы только загромождать свою память подробностями».


19. Самнер об образовании и нравах

Уильям Грэм Самнер — американский социолог, философ, экономист и публицист. «Школа – это общество в миниатюре».

Заслуга Самнера – четкое разведение обыденного («поверхностного») и научного знания о социальных проблемах.

Своей деятельностью Самнер являл то единство преподавания и науки, которое составляло приоритетную «идею университета» того времени.

У Самнера можно найти идеи, которые позднее были развиты в концепции непрерывного образования. «Образование человека, – подчеркивал социолог, – никогда не останавливается, пока он жив. Весь опыт жизни воспитывает его».

«Образованный человек должен быть вне досягаемости внушения от рекламы, прессы, устных выступлений и т.д.».

Задача системы образования – развить познавательные способности учащихся, научить их «искусству жить». Но такое обучение должно быть интересным, пробуждающим, развивающим и удовлетворяющим интересы обучающихся. Исследовательский подход Самнера к нравам и обычаям с точки зрения социологии образования интересен тем, что он ориентируется на их «воспитательное значение», т.е. выступают ли они в качестве «стимула или предупреждения» по отношению к тем или иным действиям, их мотивам и социальным последствиям.

«Образование и нравы»

· Образование – воспитание молодых поколений старшими членами сообщества.

· При этом старшие оказывают воспитательное воздействие на молодых и как родители, и как участники ритуалов и церемоний, и как члены гражданских институтов.

· В каждом из этих случаев активность взрослых поддерживается социальными санкциями. Эти санкции – поддержка группы, открыто выражаемая или подразумеваемая, любой активности, обеспечивающей ее благополучие или выживание.

Обоснование функции социального наследования, раскрытие механизма реализации данной функции – важнейший вклад Самнера в развитие социологии образования.

Самнер акцентирует регулирующую, контролирующую роль «народных обычаев» и «нравов»: «Обычай регулирует все человеческие действия». Социолог видел и прогностический характер обычаев и нравов. С «более высоким уровнем умственного развития» он связывал возможность их использования «как основы, из которой можно вывести правила для использования их в будущем при решении проблем, которые можно предвидеть». Более того, исследуя то, как традиции и обычаи передаются от старших к детям на основе подражания и имитации, как они «становятся правилом для детей и помогают придать…обычаям их стереотипизированную форму», Самнер, в конечном счете, рассматривает обычаи двояко: «моральный якорь» и «оковы, которые ограничивают индивидуальную волю». Применительно к обществу эта двойственность проявлялась в трактовке обычаев как фактора, «способствующего социетальному благополучию», и как «побуждения индивида быть подобным с другими».

Нравы, по Самнеру, — это «народные обы­чаи, дополненные моральными соображениями по поводу того, что способствует благоденствию». Целью нравов, которые получают статус этического императива, является социальное благоденствие. Нравы, поддерживаемые групповым авторитетом, выступают глав­ным агентом, осуществляющим социальный отбор и социальное принуждение: они выносят вердикт по поводу поведения в группе, оценивая его как правильное или неправильное.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 662; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!