Упражнения на прогнозирование содержания текста



1. Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе"Скрипка"?

По-вашему мнению, действие рассказа происходит в далёком прошлом?

Предъявление текста

Первый раз учащиеся должны прочитать текст дома без словаря. Цель - понять общее содержание текста. Можно предложить читать с карандашом, подчёркивая одной линией совершенно незнакомые слова и сочетания, волнистой чертой те, которые можно понять из контекста. Скорость чтения с общим охватом содержания – 80-100 слов в минуту.

Второй раз текст читается со словарём, чтобы суметь полностью его понять. При втором чтении расширяется лексический запас, усваиваются новые лексико-грамматические явления. Скорость чтения – 40-50 слов в минуту. Следует напомнить, как работать с текстом при второмпрочтении:

· Начинайте работу не с поиска новых слов в словаре, а с анализа незнакомыхпредложений.

· Сначала нужно найти в предложении и понять предикат и относящиеся к предикату слова (их наличие вытекает из семантико-синтаксических свойств глагола), потом подлежащее (если предложение личное), затем другие членыпредложения.

· Не ищите сразу в словаре все незнакомые вам слова, а заменяйте их вначале неопределёнными словами и наречиями (кто- то, какой-то, где-то и др.)

· Найдите в незнакомых словах известныевам


Юрий Яковлев

С К Р И П К А

Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища? Идёт мелкий дождь. А из окон музыкального училища доносятся звуки различных инструментов, и дом похож на оркестр.

Мальчик шёл из булочной, хлеб он спрятал от дождя под пальто. Хлеб был тёплый, и казалось, что под пальто что-то живое.

На улицах было сыро. Люди мечтали поскорее дойти до дома. А мальчик гулял под окнами музыкального училища. И хлеб грел его.

У каждого окна свой голос, своя жизнь. Кто-то играл на трубе, кто-то на рояле. Мальчик прошёл мимо трубы, мимо рояля. Он искал скрипку и нашёл её. Она звучала в окне второго этажа. Он прислушался. Скрипка плакала и смеялась. Мальчик стоял и слушал скрипку, а дождь все шёл и шёл.

Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. На тротуаре стояла девочка с короткими толстыми косичками. В руках девочка держала огромный виолончельный футляр. Он был мокрый и блестел.

- Опять ждёшь? - спокойно спросиладевочка.

- Никого я не жду, - ответилмальчик.

- Неправда, - сказала девочка, - зачем стоять на дожде, если никого не ждёшь.

- Я ходил за хлебом, - стал объяснять мальчик, - вот видишь...хлеб. Девочка не обратила внимания на хлеб. Онасказала:

- Ты ждёшьДиану.

- Нет!

Но девочка повторила:

- Ты всегда ждёшьДиану.

Мальчик ничего не ответил. Они помолчали.

- Пойдём, - сказала девочка. - Зачем стоять под дождём? - И он пошёл рядом с ней. Через несколько шагов девочка дала емувиолончель:


- Понеси. Мне тяжело.

Он взял в руки виолончель. Казалось, весь город знает, что ему хочется нести скрипку, а он несёт виолончель.

- Я часто вижу тебя около музыкального училища, - сказаладевочка.

- Я хожу за хлебом, - ответилмальчик.

- Ну да, - согласилась девочка. Она уже не вспоминала оДиане.

- Знаешь что, - предложила девочка, - пойдем ко мне. Я буду играть на виолончели. Мы будем питьчай.

Он ничего не ответил. Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой девочки рядом была Диана. И если бы она сказала: «Я буду играть тебе на скрипке. Мы будем пить чай». Он бы с радостью слушал музыку и пил чай. А с этой девочкой ему ничего не хотелось. Как странно, что с одними людьми всего хочется, а с другими ничего не надо.

- Так пойдём ко мне? - повторила девочка.

- Все равно, - ответил он.

- Вот и хорошо! - Она улыбнулась. Дождь все непроходил.

А почему он должен стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? Она пробегала мимо, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. Ей всё равно, стоит он или не стоит. А эта девочка сама заговорила с ним.

Ему вдруг захотелось сказать ей что-то приятное.

- Хочешь хлеба ... тёплого? - спросилон.

Она кивнула головой. Он отломил кусок хлеба.

- Как вкусно! - сказала девочка.

Он был доволен, что ей понравился хлеб.

- Ты любишь музыку? - спросиладевочка. Он покачалголовой.

- Это плохо, - сказала она, - но ничего. Я научу тебя любитьмузыку.

Всё было хорошо. Эта девочка уводила его от дождя, от скрипки, от холодной Дианы. Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет слушать голос виолончели.

- Ты хороший парень...- сказаладевочка. И он тут же согласился сней.

Он согласился, и вдруг ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой виолончелью, а кто-то другой. Все пропало. И его самого уже нет.

В следующую минуту он остановился. Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт. Потом он крикнул:

- Досвидания! Ипобежал.

- Куда ты? - удивленно воскликнуладевочка.

Но он ничего не ответил. Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самомусебе.

(см.: И.М. Панин, Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. Волшебные слова.

М.: Русский язык. 1986. С. 48 - 52)


Послетекстовые задания


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 954; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!