VI. Романс и песня - повторение понятий



На каждом уроке музыки вы исполняете какие-то произведе­ния — народные или авторские.

— Какие произведения вы поете чаще всего? (Песни.)

— Дайте определение: что такое песня? (Самый распространен­ный вид вокальной музыки, произведение небольшого объема.)

— Из каких частей обычно состоит песня? (Из куплета или куплета с припевом.)

— Как еще называется куплет? (Запев.)

— Сколько бывает куплетов в песне? (Два-три и больше.)

— В чем заключается сходство всех куплетов? (Все куплеты поются на одну мелодию.)

А чем отличаются куплеты друг от друга? (Словами.)

— Что такое припев? (Часть песни, которая повторяется после каждого запева.) — В чем заключается особенность припева? (В припеве слова одни и те же.)

Прошу вас записать определение песни в тетради: «Песня — небольшое по объему вокальное музыкальное произведение».

Обычно продолжительность звучания песни составляет не бо­лее 3—4 минут. Сравните: большое музыкальное произведение, например концерт или симфония, может звучать 40-50 минут, а оперы и балеты — 2—3 часа и более.

Но песню сочинить бывает труднее, чем симфонию, потому что главное правило для композитора, который сочиняет песни, такое: ее мелодия должна легко запоминаться. Не каждый компо­зитор, который сочинил большую симфонию, может придумать короткую, но запоминающуюся мелодию для песни.

На прошлом занятии вы сочиняли вокальную импровизацию на текст поэта Алексея Толстого. Вот этот текст, прочитайте его и вспомните. (Школьники читают текст на плакате.)

— Как относился композитор Чайковский к поэзии А. К. Тол­стого? (Он любил стихи этого поэта и написал на его тексты много романсов.)

Петр Ильич так писал в одном из своих писем: «Толстой - не­исчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов». Вот и на слова стихотворения «Благо­словляю вас, леса» Чайковский создал романс.

— Давайте вспомним: что принято называть словом «романс»? (Произведение, написанное для голоса в сопровождении одного инструмента или целого оркестра.)

— Чем отличается романс от песни? (Ответы учащихся.)

В песне обычно бывают короткие мелодии, которые повто­ряются в запевах и припевах, форма песни - простая, одно- или двухчастная. А в романсе мелодия точно следует за словами текста, помогая раскрыть их содержание, поэтому его форма сложнее.

— В чем заключается сходство музыкальных жанров романса и песни? (Оба музыкальных жанра вокальные.)

Да, прежде всего, романс — вокальное сочинение. Но у неко­торых композиторов есть романсы — инструментальные пьесы, предназначенные только для инструментального исполнения. И музыка таких романсов в первую очередь отличается напевно­стью, мелодизмом. Она хорошо запоминается, и ее можно петь голосом — вокализировать.

С примерами таких романсов вы познакомитесь позднее.

VII. «Благословляю вас, леса» - прослушивание, разбор

На прошлом уроке вы сочиняли свою мелодию на стихотво­рение «Благословляю вас, леса».

— Какой композитор написал музыку на эти стихи поэта А. Толстого? (П.И. Чайковский.)

— О чем поется в этом романсе? (О восхищении перед красотой природы.)

Создавая мелодию романса «Благословляю вас, леса» компо­зитор не только передал содержание стихотворения музыкальным языком, но и выразил собственное отношение к природе. Мело­дия передает интонации поэзии, ее плавность и величественность. Этот романс сравнивают с гимном природе. Теперь послушайте сами, какой романс создал композитор П.И. Чайковский на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса».

(Прослушивание романса.)

— С чего начинается романс? (С инструментального вступления.) Фортепианное вступление здесь сосредоточенное, даже суровое. Оно состоит из аккордов, основная мелодия которых движется вниз. Даже в этом вступлении композитор использует переходы динамики, сначала от пиано к форте, а потом вновь к пиано, чтобы певец мог начать свое пение тихо, а потом раз­вить его.

— Повторяло ли фортепианное сопровождение мелодию, ко­торую исполнял певец? (Нет, партия фортепиано подчер­кивала взволнованный характер стихов.)

Партия фортепиано здесь звучит как целый оркестр.

— Повторял ли певец основную вокальную мелодию романса? (Ответы детей.)

Основную вокальную мелодию певец исполнял в начале ро­манса, потом звучала средняя часть романса, а в конце вновь по­вторялось вокальное исполнение главной мелодии.

— В какой части романс звучит наиболее громко? (В конце.) Да, самым мощным по звучанию является финал романса.

Композитор даже обозначил в этом месте силу звука особым зна­ком - три форте! Финал романса - его наиболее яркая, возвышен­ная часть. А завершает романс снова главная мелодическая тема. Но окончание это полно силы и уверенности, хотя и приводит слушателя к тихому звучанию — пианиссимо, которое в нотах пи­шется двумя значками пиано.

Свой романс композитор написал для низкого мужского го­лоса — баса. Запишите в тетради определение этого голоса: «Бас -самый низкий мужской голос». Послушайте этот романс еще раз и отметьте все особенности, о которых мы сейчас говорили.

VIII. Вокальная импровизация

Сегодня вы получите для импровизации отрывок стихотвор­ного текста, который вокально исполните на следующем уроке. Послушайте его и запомните.

Солнышко всходит,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И утро пришло. (Школьники повторяют слова всем классом, по рядам и ин­дивидуально.)

— Какое время суток описывается в этих строчках? (Утро.)

Какое настроение передается здесь?

— Какой будет ваша импровизация по характеру?

— Какой музыкальный жанр вы выберете для своей мелодии? (Школьники демонстрируют варианты своих мелодий.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 487; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!