I. Повторение пройденного материала



— Какую песню вы начали разучивать на прошлом уроке?

— Что такое песенность?

— Почему русская музыка чаще всего бывает песенной?

— Какие мелодии русских композиторов являются песен­ными?

— Какие музыкальные произведения вы слушали на прошлом уроке?

— Какой композитор сочинил пьесу «Мелодия»?

— Какой композитор сочинил пьесу «Арагонская хота»?

II. Музыкальная разминка

(Повторяют исполнение попевки «Журавель, журавель» с ди­намическим изменением. Разучивают новое распевание «Книга -книгой»:

Книга — книгой, а мозгами двигай. Мелодическое построение: квартовый ход, повторяющийся 4 раза ровными длительностями — четвертями, например «ре-соль». (За исключением слов «а мозгами», которые поются вось­мыми длительностями.)

Распевание поют, начиная от разных звуков хроматической гаммы.

Педагог демонстрирует нотную запись мелодии попевок № 1 («Журавель, журавель», на одном звуке) и № 2 («Книга — книгой», в квартовом интервале). Нотные записи надо продемонстрировать без названий, ограничиваясь номерными обозначениями.)

— Определите, какая нотная запись соответствует попевке «Журавель, журавель», а какая - попевке «Книга - книгой».

— По каким признакам вы это определили?

— Что такое динамика? (Сила звука.) (Далее повторяют упражнение «Ветер» на тренировку дина­мической чуткости.)

III. «Оранжевая песенка» - повторение, дальнейшее разучивание

(Педагог исполняет на инструменте мелодию «Оранжевой песенки» и просит вспомнить ее название. Затем учащиеся по­вторяют начало песни:

• текст 1-го куплета проговаривают одновременно с прохлопыванием ритмического рисунка;

• пропевают мелодию начала куплета с точным исполнением пунктирного ритма;

• пропевают окончание куплета с более продолжительными длительностями;

• пропевают последнюю строчку куплета и первый звук при­пева на гласную «а»;

• повторяют текст припева;

• пропевают припев (педагог обращает внимание детей на разницу в исполнении окончаний — с ударными длин­ными слогами и с синкопными);

• соединяют запев и припев песни.

Аналогичная работа проводится при повторении 2-го куплета. Затем 1-й и 2-й куплеты с припевами соединяются.)

— Можно ли исполнить 1 -й и 2-й куплеты так, чтобы они не­сколько отличались друг от друга?

— В чем будет заключаться различие? (Первый куплет испол­нить от имени девочки: легко, радостно, светло; второй ку­плет — от имени дяди: насмешливо, иронически, недовольно.)

Можно ли во 2-м куплете ввести партию солиста?

— Какие слова будет петь солист? («Ерунда, не бывают нико­гда».)

(Педагог назначает солиста, после чего 1 -й и 2-й куплеты ис­полняются в разных характерах.)

Послушайте 3-й куплет:                                           /

Только в небе в этот миг

Солнце заблестело

И раскрасило весь мир

Так, как я хотела.

Дядя посмотрел вокруг

И тогда увидел вдруг. (Исполнение 3-го куплета, соединение с припевом и преды­дущими куплетами.)

— Каким будет дирижерский жест для начала запева этой пе­сенки? (Легким кистевым.)

Вытяните руки немного вперед и покажите эти движения лег­ким кистевым жестом.

Спойте начало 3-го куплета с дирижированием.

— Будет ли меняться дирижерский жест в окончании запева? (Да.)

— Каким станет дирижерский жест в этом месте? (Жест ста­нет плавным вертикальным.)

Будет ли немного меняться скорость исполнения в этом месте? (Да.)

— За счет чего изменится темп песни в этом месте? (Темп за­медлится за счет появления более длинных звуков.) (Школьники исполняют три куплета песни с дирижированием по рядам. После чего разучивают 4-й куплет.)

Эту песенку давно

Я пою повсюду.

Стану взрослой — все равно

Петь ее я буду.

Даже если ты большой,

Видеть очень хорошо. (Исполнение заключительного куплета, соединение с при­певом.)

Вы разучили текст всей «Оранжевой песенки», осталось отра­ботать ее художественное исполнение. Этим вы займетесь на сле­дующем уроке.

IV. «Мелодия» - прослушивание, разбор

(Школьники повторяют понятие «песенность» и слушают «Мелодию» П.И. Чайковского. Сегодня вы не просто прослушаете пьесу композитора П.И. Чайковского «Мелодия», но и увидите ее исполнение.

— Приходилось ли кому-то из вас быть на концерте класси­ческой музыки?

— Как принято готовиться к такому концерту? (Нужно надеть нарядный, праздничный костюм.)

Существуют даже особые нарядные женские сумочки, с ко­торыми ходят в театр, они так и называются — театральные. По­добные сумочки, как правило, небольшие, но очень изысканные, расшитые блестками. В них обычно кладут немного вещей: билет на концерт, носовой платок, кошелек с деньгами и номерок, если сдают одежду в гардероб.

— Представьте себе, что вы пришли к концертному залу, что­бы послушать там музыку. Как вы узнаете о том, что за му­зыка будет звучать сегодня? (Об этом расскажет афиша перед входом в концертный зал.)

Верно, а еще в концертных залах продают специальную про­граммку; в ней указаны музыкальные произведения, которые прозвучат, и фамилии исполнителей.

(Педагог демонстрирует образцы театральных афиш и про­граммок.)

— Как принято вести себя на концерте классической музы­ки? (Сидеть тихо, не ерзать на своем месте, внимательно слушать исполнителей.)

— Как показать, что вам понравилась музыка? (Похлопать в ладоши.)

А еще актерам можно сделать приятный подарок - препод­нести цветы.

— Каким словом называют хлопки в ладоши в знак одобре­ния? (Аплодисменты.)

— Можно ли хлопать в ладоши во время звучания музыки? (Нет, это считается невежливым.)

Итак, сядьте удобнее, представьте, что вы пришли в концерт­ный зал, чтобы послушать эту прекрасную музыку. (Проводится просмотр видеоролика и разбор произведения по вопросам, приведенным в описании предыдущего урока.)

— Как слушатели могут показать, что им понравилось испол­нение музыки? (Похлопать в ладоши.)

Вам понравилась эта пьеса? Тогда и вы поаплодируйте тем, кто ее исполнял.

V. Понятие о камерной музыке

— Как называется музыка, созданная для симфонических ор­кестров? (Симфоническая.)

А музыка, созданная для небольшого состава исполнителей, как, например, «Мелодия», которую вы услышали сейчас, назы­вается словом «камерная». Повторите это слово.

Запишите в тетради определение камерной музыки: «Камер­ная музыка — произведения для небольшого состава исполни­телей».

Для симфонических произведений нужен большой оркестр, куда входят до 100 человек. А для исполнения камерной музыки и оркестр может быть небольшим, камерным. Запишите в тетради примеры камерных ансамблей: «Дуэт — ансамбль из двух исполни­телей. Трио — ансамбль из трех исполнителей. Квартет — ансамбль из четырех исполнителей».

— Какой камерный ансамбль исполнял «Мелодию»? (Дуэт, в нем было два исполнителя скрипач и пианист.)

— У каких русских композиторов есть музыка, которую можно назвать словом «песенная»?

— Вспомните напевы мелодий композитора М.П. Мусоргско­го - «Рассвет на Москве-реке» и «Прогулка». Какие слова вы пели на мелодию увертюры «Рассвет на Москве-реке»? («Солнце восходит над Москвой-рекою».) (Школьники повторяют слова напева хором всем классом, по рядам и индивидуально.)

Теперь негромко спойте выученные слова на начальный мотив этого произведения. Обратите внимание на то, что в сло­ве «Москвой» один слог - «моек» — будет распеваться на три звука. (Педагог демонстрирует распев слога.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!