X. Пьеса «Мелодия» - прослушивание



Послушайте произведение, которому его автор дал очень про­стое название - «Мелодия». Сочинил это произведение компо­зитор П.И. Чайковский. Запишите в тетради название пьесы и ее автора.

— Определите жанр произведения и его характер, назовите средства музыкальной выразительности. (Прослушивание «Мелодии» П.И. Чайковского.)

— Вам понравилась новая пьеса?

— Чем понравилась? (Ответы детей.)

— Можете ли вы напеть голосом эту мелодию? (Школьники пробуют вокализировать мелодию пьесы.) Вот вы убедились еще раз в том, что музыка русских компо­зиторов песенная.

— Определите, как движется мелодия в начале пьесы. Чтобы вам было легче это сделать, напойте ее еще раз и покажите рукой движение мелодии.

— Вы поняли, как двигалась мелодия пьесы? (Мелодия двига­лась сверху вниз.)

Было ли это движение плавным или в нем встречались скач­ки? (Вниз движение было плавным, но на концах фраз встре­чались скачки вверх.)

— На каких инструментах исполнялось это произведение? (На скрипке и фортепиано!)

Каким был характер произведения? (Песенным, негромким, плавным, мелодичным, мягким.)

Это произведение композитор создал после того, как гостил в усадьбе своих знакомых, и, видимо, в пьесе отразились самые лучшие его впечатления от этого события.

— Повторялась ли в конце произведения начальная тема «Ме­лодии»? (Да.)

Как называется повторение уже звучавшей темы? (Реприза.)

— Была ли новая музыкальная тема в середине пьесы? (Да.) В середине пьесы меняются и мелодия, и характер музыки — она становится более игривой, радостной. Также меняются ее штрихи. Если в первой части пьесы звук был протяжным, певу­чим, скрипач исполнял его приемом «легато», то в середине воз­никают острые звуки - «стаккато». И еще в средней части есть место, где скрипач тянет один и тот же звук, а главную тему на­чинает исполнять пианист.

Я прошу вас внимательно послушать «Мелодию» П.И. Чай­ковского еще раз и выполнить задание. Когда услышите исполне­ние главной мелодии на фортепиано, посмотрите на меня. А когда начнется реприза, кивните головой.

(Повторное прослушивание произведения.)

— Как называлась эта пьеса?

— Какой композитор написал «Мелодию»?

— Какие еще произведения этого композитора вы знаете?

XI. Разучивание новой песни

Чтобы вы не расставались с приятными воспоминаниями о летних каникулах, сегодня будем разучивать особую песню. Но сначала ответьте на несколько моих вопросов.

— Вы любите рисовать?

— У вас есть любимый цвет?

— Почему вы любите именно этот цвет?

Сегодня мы познакомимся с песней про девочку, у кото­рый любимым цветом был оранжевый, потому что напоминал ей о лете. Называется она «Оранжевая песенка». Запишите в те­тради это название и фамилию композитора, который сочинил музыку, — К. Певзнер. (Педагог исполняет 1-й куплет.)

— Вам понравилась песня?

— Чем понравилась? (Ответы детей.)

— Какие части вы услышали в этой песне? (Запев и припев.) Наверное, вам понравилась «Оранжевая песенка» еще и тем, что в ней много юмора.

— Что девочка раскрасила оранжевым цветом? (Небо, море, траву и деревья, детей и их мам.)

Хотя мы с вами знаем, что так не бывает — в мире нет ни оран­жевого моря, ни оранжевой зелени, но так весело петь про все это песенку.

— Какое время года девочка изобразила на рисунке? (Лето.) Наверное, она хотела продлить свое радостное настроение после летних каникул, потому и создала свой оранжевый рису­нок. По ее замыслу, мамы даже поют своим детям специальные песенки - оранжевые. И поют их по-особому - оранжево. Теперь разучим слова 1-го куплета.

Вот уже подряд два дня

Я сижу, рисую.

Красок много у меня —

Выбирай любую.

Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет. (Школьники повторяют текст всем классом, по рядам и ин­дивидуально.)

Теперь послушайте, какой будет мелодия запева. (Педагог наигрывает мелодию запева.) Мелодия в первых четырех строчках почти одинаковая. Спой­те вместе со мной эти строчки. Только прежде отрепетируем ис­полнение первого звука на слово «во-о-т». (Педагог выстраивает унисон на первый звук песни.)

— Теперь негромко и в спокойном темпе пропойте начало куплета.

— Какой ритм в этом музыкальном отрывке? (Пунктирный.)

Почему здесь композитор использовал пунктирный ритм? (Чтобы придать озорной, веселый характер песне.)

Какой музыкальный жанр напоминает начало запева? (Та­нец польку.)

Чтобы лучше запомнить ритмический рисунок, одновременно с пением повторите ритм хлопками в ладоши.

Послушайте мелодию следующих строчек запева, обратите внимание на то, что здесь происходит смена ритма. (Педагог демонстрирует мелодию конца запева — двух по­следних строчек, школьники ее разучивают и поют всем классом и по рядам.)

— Изменился ли ритм в этом отрывке? (Да, исчез пунктирный рисунок, звуки стали ровными и долгими.)

Этот отрывок надо исполнять более протяжно, песенно. Соедините весь куплет, покажите, как изменяется ритми­ческий рисунок: сначала идут строчки с пунктирным ритмом, а потом, в конце куплета, — ровные длительности. Из-за этого изменяется характер исполнения запева. Постарайтесь показать это вашим пением. (Школьники исполняют куплет всем классом и по рядам.) Послушайте слова припева.

Оранжевое небо, оранжевое море,

Оранжевая зелень, оранжевый верблюд,

Оранжевые мамы оранжевым ребятам

Оранжевые песни оранжево поют.

(Учащиеся повторяют текст всем классом, по рядам и инди­видуально.)

Послушайте мелодию припева.

— Какой ритм вновь появляется в припеве? (Пунктирный) Припев начинается с длинного звука, который приходится на гласную О, но при пении вы ее произнесете, как А. Спой этот звук протяжно: «А-а-а».

Далее почти весь припев исполняется пунктирным ритмом, короткими звуками, только в конце двух первых фраз появится длинный звук в словах «небо» и «море». (Педагог исполняет на­чало припева, акцентируя длинные звуки: Оранжевое НЕбо, Оранжевое МОре. (Школьники разучивают и исполняют начало припева в нуж­ном ритме.)

Далее будьте внимательны: в следующей фразе этих длинных звуков не будет, фразу надо закончить коротко на слово «зелень». Этот вариант исполнения называется «синкопа». Это слово озна­чает перенос музыкального ударения на безударный слог.

В песне слог «зе» выделять не надо, два слога в слове «зелень» нужно спеть одинаково — коротко, синкопой.

Зато мелодия на этом слове сделает скачок вверх.

(Педагог демонстрирует мелодию, ребята исполняют фразу.)

— На словах «оранжевый верблюд» мелодия ступеньками идет вниз, послушайте эту фразу, а потом спойте ее. (Педагог исполняет фразу, ребята ее разучивают, затем поют первые строчки припева.)

Далее мелодия припева будет повторяться, только конец у нее немного другой, послушайте. (Педагог исполняет окончание припева, затем учащиеся раз­учивают и исполняют припев.)

Осталось соединить запев и припев. Обратите внимание на место соединения запева и припева. Спойте окончание запева и первый звук припева: от слов «в самый свой любимый цвет» к «а-а-а». (Учащиеся репетируют, затем исполняют запев и припев.)

— Теперь разучим слова 2-го куплета.

Тут явился к нам домой

Очень взрослый дядя.

Покачал он головой,

На рисунок глядя,

И сказал мне: «Ерунда!

Не бывает никогда». (Дети исполняют 2-й куплет, соединяют его с припевом, затем исполняют оба куплета.)

XII. Вокальная импровизация

В 1 и 2 классах на каждом уроке вы занимались импровизаци­ей — сочинением мелодий. Для этого вы разучивали короткие тек­сты — народные потешки или стихи детских поэтов, определяли характер стихотворений, а потом к ним создавали свои мелодии. В этом году вы также будете учиться сочинять свои мелодии к стихотворным текстам.

Сегодня вы познакомитесь с отрывком стихотворения поэта Алексея Толстого. Возможно, вы слышали его известные стихи, которые начинаются словами:

Колокольчики мои,

Цветики степные,

Что глядите на меня,

Темно-голубые.

Произведения Алексея Толстого настолько поэтичны, что его стихи часто перекладывали на музыку. Например, композитор П.И. Чайковский называл стихи А. Толстого своими любимыми и написал на них более 10 романсов. Один такой романс назы­вается по первой строчке стихотворения — «Благословляю вас, леса», и в нем говорится о восхищении перед красотой природы. Слово «благословляю» в этом тексте можно заменить на слово «благодарю». Послушайте начало этого стихотворения.

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса! (Школьники повторяют и запоминают текст.)

Примечание. Поскольку данный текст сложен для запомина­ния, можно его выписать на доске или на плакате.

— Прочитайте это стихотворение сначала про себя.

— Теперь прочитайте это стихотворение все вместе хором.

— Каков характер стихотворения? (Торжественный, гордый, серьезный.)

— Какой музыкальный жанр вы выберете для мелодии?

— На мгновение закройте глаза, сосредоточьтесь и исполните про себя вашу будущую импровизацию.

— Кто готов исполнить свою мелодию?

(Школьники демонстрируют свои варианты вокальных им­провизаций.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!