XIII. Инструменты симфонического оркестра - повторение



- На каких инструментах исполняется «Мелодия» П.И. Чай­ковского? (На скрипке и фортепиано.)

В состав какого оркестра входят эти инструменты? (В состав симфонического оркестра.)                                

- Какие еще музыкальные инструменты симфонического оркестра вы знаете?

(Школьники называют инструменты и показывают их на ри­сунках, выставленных на доске.)

Но есть инструменты, которые входят в состав и симфониче­ского оркестра, и народного. Например, ударный инструмент под названием бубен. Хотя бубен — народный инструмент, но компо­зиторы, создавая свою музыку — авторскую, нередко используют его. Тогда авторская музыка становится похожей на народную.

Например, бубен часто звучит в народных испанских танцах. Поэтому в авторской музыке, которая рассказывает о стране Ис­пании, можно услышать звучание бубна.

XIV. Знакомство с новым материалом

Русский композитор М.И. Глинка путешествовал по Испании и на основе народных испанских мелодий сочинил произведение, которому дал название «Арагонская хота».

Арагон — название области в Испании, а хота - народный испанский танец. Сделайте в тетради запись: «"Арагонская хота", композитор — М.И. Глинка».

(Прослушивание отрывка из произведения.)

- Для какого оркестра М.И. Глинка написал «Арагонскую хоту»? (Для симфонического.)

- Какие инструменты вы услышали? (Ответы школьников.) В Испании народными шумовыми инструментами являются бубен и специальные деревянные пластинки — кастаньеты. По­вторите это слово.                                                   

Посмотрите, как выглядят кастаньеты на рисунке. Их наде­вают на пальцы и во время звучания музыки постукивают ими.

М.И. Глинка не зря включил звучание кастаньет в свою «Ара­гонскую хоту», это придало произведению национальную окраску.

- Каким был по динамике звучания этот отрывок? (Громким.)

- Вы услышали, как композитор выделял первые звуки фраз?

Выделение, особенно громкое подчеркивание отдельного му­зыкального звука называется «акцент». Запишите это определение в тетрадь.

XV. Ритмические движения под музыку

Сейчас отрывок из «Арагонской хоты» прозвучит еще раз, и вы попытаетесь подчеркнуть в музыке ее акценты. Поднимите руки вверх, словно вы танцуете испанский танец. На сильной доле — акценте — надо хлопнуть в ладоши, а потом легко потрясти кистями.

У меня есть несколько шумовых инструментов — бубнов, по­этому некоторые из вас будут осуществлять музыкальное сопро­вождение этой пьесы. На сильную долю ударяйте в бубен ладо­нью, а в остальное время легко им потряхивайте, чтобы звучали бубенчики. Итак, исполните ритмические движения с помощью игры в бубен.

Бубен, бубен, позвени,

Всех ребят повесели.

Пусть они играют,

В бубен ударяют.

Хлопни раз, хлопни два —

Интересная игра. (Прослушивание «Арагонской хоты».)

XVI. Рефлексия

— Прочитайте в тетради названия произведений, которые вы слушали и исполняли на уроке, и фамилии их авторов.

— Повторите названия жанров русских народных песен. (Тру­довые, обрядовые, хороводные, исторические.)

— Что такое песенность? — Музыке каких композиторов свойственна песенность?

— Что такое синкопа?

— Народная музыка какой страны звучит в произведении «Арагонская хота» композитора М.И. Глинки?

— С помощью каких музыкальных инструментов М.И. Глин­ка передал типичные особенности испанской народной музыки?

— Что такое акцент?

— В состав каких оркестров входят бубен и кастаньеты?

— Как менялся ритмический рисунок в «Оранжевой песенке»?

— На слова какого поэта вы сочиняли импровизацию?

— Какое музыкальное произведение исполнял дуэт музыкантов?

XVII. Контрольный момент «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, а школьники отгадывают их названия:

• распевания «Журавель»;

• «Мелодия» П.И. Чайковского;

• «Арагонская хота» М.И. Глинки.)

XVIII. Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя «Оранжевую песенку».

Урок 3

Тема: Виват, Россия! Наша слава – русская держава.

Цели: повторить правила вокализирования; разучить новые попевки — с элементом двухголосия и на квартовый ход; отрабо­тать технику исполнения песни (мелодика, смена ритмического рисунка); повторить термин «романс»; познакомить с терминами «бас», «камерная музыка».

Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосному пению; новым приемам вокально-исполнительской работы; ха­рактеризовать разные виды камерной музыки.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, выходят из него после урока, исполняя «Оран­жевую песенку» композитора К. Певзнера.

Оформление доски: нотные записи мелодий песен и попевок; репродукции картин с изображением осенних и весенних пейзажей; портреты П.И. Чайковского, М.И. Глинки, М.П. Му­соргского; рисунки с изображением музыкальных инструмен­тов симфонического оркестра и шумовых инструментов; текст стихотворения «Благословляю вас, леса»; концертные афиши и программки.

Предварительная подготовка: русскую народную песню «Как у наших у ворот» можно разучить со школьниками и продемон­стрировать в исполнении ансамбля.

Ход урока


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!