Влияние Эпохи бури и натиска на создание романа и.В. Гете



«страдания юного вертера»

Концевич М.А.,

студентка 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

 

Гете довелось родиться и жить в одну из самых злосчастных эпох немецкой истории. Весьма красочно описал это время Ф. Энгельс. Вот каким было в конце XVIII в. положение страны, раздробленной на множество мелких феодальных государств: «Это была одна отвратительная масса. Никто не чувствовал себя хорошо. Ни образования, ни средств воздействия на сознание масс, ни свободы печати, ни общественного мнения, не было даже сколько-нибудь значительной торговли с другими странами – ничего, кроме подлости и себялюбия. Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть. И только отечественная литература подавала надежду на лучшее будущее. Около 1759 г. родились все великие умы Германия: поэты Гете и Шиллер, философы Кант и Фихте, метафизик Гегель. Каждое из выдающихся произведений этой эпохи проникнуто духом вызова, возмущения против всего немецкого общества» [1, c. 92]. Чем более развиты духовные способности человека, тем острее чувствует он все убожество окружающей действительности. Самочувствие молодого Гете ясно выражено в его ранних произведения. Первым примером протеста в литературе Энгельс называет именно Гете: «Гете написал «Геца фон Берлихингена», где в драматической форме отдал дань уважения памяти мятежника». В других произведениях молодого Гете звучат те же ноты. Роман «Страдания юного Вертера» повествует о судьбе молодого бюргера, который не находит счастья в любви и места в обществе, соответствующего его знаниям, способностям и достоинству. Все, что писал Гете между 22 и 25 годами, проникнуто духом протеста против убогой немецкой действительности. Он не был одинок, вокруг него была целая плеяда одаренных молодых писателей, более или менее открыто выражавших свое недовольство. Идейным вдохновителем и вождем передовой молодежи Германии был Гердер, величайшим поэтическим выразителем движения – Гете. Название этому направлению дала пьеса «Буря и натиск» (1776) Максимильяна Клингера (1752-1831), даровитого драматурга и романиста. Каждый из представителей «бури и натиска» боролся против несправедливостей феодально-монархического режима, реакционной церковной идеологии, против всего, что препятствовало свободному развитию немецкого народа.

«Бурные гении» (Stürmer), как себя гордо называли лидеры мелкобюргерской литературы, выступают как заклятые враги патрицианско-феодальной идеологии в немецкой литературе. Они ненавидят сословное неравенство, феодальные прерогативы дворянства, но также и привилегированную патрицианскую верхушку бюргерства. Им ненавистна литература Рококо, «развращающая» страну, но также и патрицианский классицизм Готтшеда, Вольтера и их последователей [2, с.365].

Убожество немецкой действительности непреодолимым препятствием стояло на пути «бурных гениев», тем более ощущавших свое бессилие изменить существующие порядки, чем неистовее герои их произведений стремились к этому. В этом – корни их пессимизма, ощущения обреченности человека как носителя стремлений к абсолютному идеалу и т. п. В их творчестве фигуры великих мятежников-бунтарей (Гёте: Гёц и Прометей из пьес того же названия) чередуются с фигурами людей, не способных к результативному действию, ясно ощущающих свое бессилие, способных лишь «переживать» и «чувствовать» (Гёте: Вертер) [3, с.237]. При этом вторые отнюдь не менее близки штюрмерам, чем первые, поскольку в одном случае они хотя бы в мечтах видят себя поднятыми на героические котурны, в другом же случае рисуют свой подлинный портрет, окутывая его дымкой сентиментальной исключительности.

Сентиментализм не был однако для мелкобюргерских писателей периода «бури и натиска» вполне адекватен вертеризму. Их сентиментальный «культ сердца», «природы» имел в значительной степени боевой характер, поскольку «вечно молодая» природа противопоставлялась ими «одряхлевшей» цивилизации как продукту феодально-патрицианской гегемонии. Гердер прямо говорил, что современная немецкая культура уже вступила в фазу своей дряхлости и что настало наконец время, перевернуть страницу истории. В литературе это находило свое выражение в патетическом противопоставлении близкой к «неиспорченной» природе жизни мелкого буржуа (особенно часто крестьянина) исполненной пороков жизни верхних слоев существующего общества.

Другим вариантом этой антитезы было противопоставление картин вечно юной, неизменно могучей природы изображениям дряхлости, позлащенной импотентности дворцового крупногородского быта. При этом жизнь мелких производителей, любовно отображаемая идеологами мелкого бюргерства, далеко не всегда рисуется в идиллическом виде, как это обычно бывало у феодальных писателей [3, с.82]. В такой непростой и противоречивый период и появилось гениальное творение Гете, роман «Страдания юного Вертера».

 

Литература:

1. Вильмонт, Н.Н. Гете. История его жизни и творчества / Н.Н. Вильмонт. – М. : Гослитиздат, 1959. – 335с.

2. Сервантес. Шекспир. Ж.-Ж. Руссо. И.В. Гете. Карлейль / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – 2-е изд. – Челябинск : Урал, 1998. – 509с.

3. Людвиг, Эмиль. Гете: пер. с нем. / Эмиль Людвиг. – М. : Молодая гвардия, 1965. – 608с.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 614; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!