ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МАЛОЙ ПРОЗЫ В СЕТЕВОМ ПОСТФОЛЬКЛОРЕ



Кулиева И.А.,

студентка 5 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Шумко В.В., ст. преподаватель

 

Постфолькло́р – область словесности, тексты которой развиваются по фольклорным схемам, но не подходят под формальное определение фольклора: обычно сюда включаются «письменный» фольклор (например, граффити, девичьи альбомы) и сетевой фольклор. Сам термин «постфольклор» был ввёден в оборот профессором С.Ю. Неклюдовым в 1995-м году в статье «После фольклора» [5, с. 2].

Целью статьи станет исследование специфики бытования постфольклора (сегмент малой прозы) в сети Интернет.

В отечественной науке процесс сбора и описания материала пока преобладает над теоретическими разработками. Изучаются отдельные аспекты тематики, сюжетостроения и бытования постфольклорных элементов, их значение для формирования субкультур, жанровые особенности, но комплексного исследования феномена малой прозы пока не проводилось. Данной проблемой занимались следующие исследователи: А.С. Каргин и А.В. Костина [1, c. 5], П.А. Бородин [2, c. 27], А.А. Петрова [3, c. 218], Т.И. Суслова [5, c. 286] и другие.

1. Наиболее продуктивным и разработанным жанром в Интернете является жанр пословиц и поговорок, тематически делящийся на следующие группы:

а) околокомпьютерной тематики (собственно компьютер, Интернет, компьютерные игры); б) социально-бытовые пословицы и поговорки; в) группа игровой ассоциации; г) "антипословицы".

2. Примыкают к пословицам и поговоркам структурно и по назначению так называемые «байки», «слухи», обычно привязанные к сайтам определенной тематики. Их нестабильный, переходный характер выражается в ориентации на одно предложение афористического характера часто фольклорного происхождения, когда все предыдущие сегменты текста носят вторичный характер. Подобные единицы значительно менее релевантны, характеризуются меньшей частотой употребления, подвергаясь при «цитировании» (фольклорном аналоге реализации продуктивности) усечению, дальнейшей трансформации.

3. Традиционные «байки» или «слухи», если так можно говорить о сетевом фольклоре, также присутствуют как самостоятельная единица в Интернете. Они характеризуются широкой областью применения, часто включают авторские высказывания, тематически разнородны. Характерно, что с определенной натяжкой к данной разновидности можно отнести любое высказывание бытового характера, преодолевшее определенный порог частотности. Такая составляющая баек, как историчность, подверглась в Интернете видоизменению, поскольку в сети также наблюдается своеобразная смена эпох (5 – 7 лет), что за пятнадцать лет активного развития Интернета образует, своего рода, «псевдоисторию».

4. Былички и предания. Эти жанры образуют довольно сложный конгломерат, характеризующийся псевдомифологической сюжетной составляющей при сохранении основных фольклорных функций: идентификационной, дидактической, регулятивной, ориентационной, информационной.

5. Фан-сайты игрового сообщества, а мы не можем не учитывать, степени распространения подобного явления, возродили такие фольклорные жанры, как чудеса и легенды. Категории историчности, религиозности проявляются в них путем создания игровой вселенной (игры «Сталкер», «Готика», «Фолаут», «Морроувинд»). Разумеется, все вышеперечисленные жанры в подобных вселенных также присутствуют в той или иной степени.

6. Одним из распространенных жанров фольклора в Интернете является анекдот, сравнимый по продуктивности с пословицами и поговорками. Отметим, что помимо традиционно негативного отношения фольклористов к анекдоту полноценно анализировать этот жанр как фольклорный или подобный фольклору нам не позволяет гиперактивность анекдота в смысле поглощения литературного и медийного контента.

               

Литература:

1. Каргин, А.С., Костина, А.В. Научное осмысление интернет-фольклора: актуальные проблемы и опыт исследования / А.С. Каргин, А.В. Костин. – Сб.: “Интернет и фольклор”, 2009. – 56 с.

2.  Бородин, П.А. Фольклор в Интернете и вне его: попытка сопоставления / П.А. Бородин. – М.: “Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции – к виртуальности”, 2007. – 64 с.

3. Петрова, А.А. Язык и текст сетевого фольклора: сленг, анекдот и частушка / А.А. Петрова. – Сб.: “Интернет и фольклор”, 2009. – 250 с.

4. Пятниццо. Антология фольклора Рунета / Пятниццо. – М.: “ООО “Рекком”, 2007. – 200 с.

5. Суслова, Т.И. Интернет-фольклор как форма межкультурной коммуникации / Т.И. Суслова. – Томск.: “Дефиниции культуры”, 2009. – 300 с.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!