ПАСХАЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ В РАССКАЗАХ Л.Н. АНДРЕЕВА



Глазман Л.Я.,

студентка 5 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Лапин И.Л., канд. филол. наук, профессор

 

Среди многообразия рассказов Л.Н. Андреева значительное место занимает жанр пасхального рассказа. Традиционно определяемые общие черты: «приуроченность по времени действия к пасхальному циклу праздников», назидательность, явление чуда, «нравственное перерождение» персонажа [1, с.1] – по-разному проявляются в творчестве различных авторов. В стремлении разгадать тайны человеческой души Л.Н. Андреев значительно расширяет рамки жанра.

Целью работы является показать через пасхальный рассказ осмысление Л.Н. Андреевым моментов человеческой судьбы. Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире особенно необходимо понимать как значение Светлого Праздника для человека, так и цель его изображения в творчестве писателя. При рассмотрении темы нами были использованы методы сопоставления и компаративистики.

Первым произведением, написанным Л.Н. Андреевым для пасхального номера газеты, был рассказ «Баргамот и Гараська». В нем праздник ставит рядом двух противостоящих друг другу персонажей, переворачивая их привычные, шаблонные модели поведения. Например, Баргамот вначале обо всем происходящем судит с позиции удобства или помехидля себя. Однако не зря в финале рассказа между персонажами сквозит удивление и растерянность: особенность пасхальной ночи в том, чтобы посмотреть на мир другими глазами, отпуская житейские переживания за свои обывательские интересы и впуская в него другого, ближнего человека.

Пасхальные настроения пронизывают и рассказ «Праздник», главным мотивом которого становится ожидание чуда. Для подростка Качерина это чудо представляется весьма абстрактно. Накопившееся недовольство собой, устройством своей жизни рождает в молодом человеке с приближением Пасхи жажду чудесных ответов на беспокоящие его вопросы. Но оказывается, что для главного героя праздничная простота и чистая печаль становятся чувствами, пробуждающими ощущение праздника и приобщающими разделить его с другими людьми.

В рассказе «Весенние обещания» тоже «все было полно весенних неясных обещаний» [2, с.474, 476]. Главный герой всю праздничную неделю звонит в колокол, отправляя небу мольбы, полные скорби и боли. Ожидание чуда меняет его жизнь, однако «весенние обещания» не оправдываются. Проходит Пасха и с ней уходит то непривычное, светлое, что наполняло все это короткое время жизнь Меркулова. Автор показывает нам, с одной стороны, чудо как необходимость изменений в своей жизни, а с другой, недостаточность только внешнего стимула. Ведь пасхальное действие на жизнь заканчивается, а человек остается с тем фундаментом жизни, который имеет внутри. И хотя не было настоящего звука в радостном звоне отца Семена, полной искренности без него не получится.

Как видим, мотивы человеческих действий связаны с внешними преобразованиями в мире, их несет в себе праздник Пасхи. Однако обстоятельства – толчок к внутреннему преображению. Причем характер этих изменений весьма различен, и горе утраты является такой же причиной душевных превращений, как и радость обретения. Ведь и существует праздник Пасхи для того, чтобы «сделалось вдруг так грустно, так грустно, как грустно ангелу на Небе», чтобы «хотя бы один этот день вырвать из ряду других дней» [3, с. 487] и чтобы человек мог воскресить чувства на кладбище своей души (рассказ «Прекрасна жизнь для воскресших»). Эта мысль объединяет многие рассказы писателя: «Гостинец», «В Сабурове», «Весной», «Жили-были».

Так, в рассказе «В Сабурове» боль от несправедливости и предательства сменяется у Пармена, благодаря искренней любви к нему девочки, глубокой, но не безысходной тоской, помогающей преодолеть горе. В рассказе «Гостинец» автор показывает, что для излечения больной души иногда человеку необходимо пережить не светлую радость, а потрясение, раскаяние, утрату, через которые только возможно пробуждение для светлого праздника. Именно поэтому земля в рассказе «теплом, любовью и надеждой поила его [Сазонки] страдающее сердце» [2, с. 302]. Смерть отца заставляет Павла из рассказа «Весной» найти силы для того, чтобы взять на себя ответственность за жизнь свою и родных. Пробуждается жизнь и в умирающем Кошеверове из рассказа «Жили-были», в котором озлобление сменяется жалостью к дьякону, как и он, обреченному на смерть в больнице.

Таким образом, Л.Н. Андреев своими рассказами заставляет читателя задуматься о Пасхе как о чем-то формирующем человека, влияющем на его душу и расширить представления о жизни. Он показывает, что Пасха – чудесный случай, дающий возможность что-то изменить в себе, напоминающий о чуде и непривычности жизни.

 

Литература:

1. Захаров, В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы / В.Н. Захаров. [Электронный ресурс]. – http://www.portal-slovo.ru/philology/37163.php – Дата доступа: 07.01.2012.

2. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Рассказы 1898 – 1903 / Л.Н. Андреев – М.: Художественная литература, 1990. – 639 с.

3. Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. – СПб: Азбука-классика, 2005. – 510 с.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!