СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЗВАНИЙ ЗАМКОВ ВИТЕБЩИНЫ



(НА МАТЕРИАЛЕ КНИГИ А.М. СЕМЕНТОВСКОГО «БЕЛОРУССКИЕ ДРЕВНОСТИ»)

Болон С.,

студент 4 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Минина Н.Е., канд. филол. наук, доцент

 

Одним из важнейших компонентов этнической идентификации народа являются названия предметов и вещей, географические названия, сохранившиеся в языке.

Цель нашего исследования – на примере названий замков Витебщины показать особенности функционирования в языке одного из типов георафических названий. Материал был взят в книге «Белорусские древности» известного витебского краеведа А.М. Сементовского.

Слово «замок» имеет значение «здание или комплекс зданий, сочетающие в себе жилые и оборонительные задачи». Большое количество замков сохранилось до наших дней, они являются памятниками истории и культуры.

Задачи исследования:

1) собрать и систематизировать лингвистический материал – названия замков Витебщины;

2) проанализировать его с точки зрения структуры.

Методы исследования: в процессе работы нами был использован метод сплошной выборки материала, метод лингвистического комментирования, описательный метод, а также частично использовался метод статистического анализа.

В результате были сделаны следующие выводы.

С точки зрения структуры выделены следующие модели:

1) модель с суффиксом -ск-. Таких названий 27, например, Витебский замок, Велижский замок, Лепельский замок и др.;

2) модель с суффиксом -н-. Таких названий 3: Верхний замок, Нижний замок, Красный замок;

3) модель с конфиксом за- + j-. Отмечено только одно название: Заполотье замок.

4) модель с суффиксом –ец-. Отмечено только одно название: Городенецъ замок;

5) модель с суффиксом  -к-. Отмечено только одно название: Режицкий замок.

Таким образом, мы выдели 5 разных словообразовательных моделей. Во всех исследуемых моделях суффиксы указывают на происхождение названий от названий местности.

 

 

ДУХОВНЫЙ КОД И ЕГО ОТОБРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ

Буевич А.А.,

магистрант УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Маслова В.А., доктор филол. наук, профессор

 

Религия формирует душу любого народа, особенно велико влияние православия на русскую культуру. Религия не только важнейший фактор духовного развития человека и народа, но и основа его культуры. Народ наследует через язык ментальные, культурные и духовно-нравственные традиции своей религии, это особенно ярко проявляется у русского народа. Поскольку душа русского народа была формирована православной церковью, следовательно, православие отразилось и преломилось в культурных концептах морально-нравственной сферы русского народа. Ключевой темой, как православной религии, так и христианства в целом, является учение о спасении, поэтому концепт «спасение» в данной статье будет рассмотрен как центральный, основополагающий, в контексте духовного кода русского человека. Как отмечает В.И. Постовалова, в базисных религиозных концептах различаются семь уровней, или слоев, концептуального смысла.

«Первый уровень смыслового содержания религиозного концепта образует инвариантный, надъязыковой, наднациональный и надкультурный, конфессиональный смысл…» [1, с. 6]. Так, концепт «спасение» на этом уровне истолковывается в христианстве как «прощение греха и введение верующего в Царство Божие» [2]. Более того, спасение в христианстве рассматривается как акт любви Бога по отношению к людям. «Второй и основной уровень смысла религиозного концепта составляют мировоззренческие смыслы, вырабатываемые в конкретных конфессиональных ветвях определенного религиозного исповедания» [1, с. 7]. Православная Церковь учит: спасение совершается Богом, но не без человека, от которого требуется правая вера и добродетельная жизнь по воле Божией, которая и есть спасение. Т. о. вера – залог спасения, необходимое условие. «Третий уровеньсмысла религиозного концепта составляют духовные смыслы, вырабатываемые в различных этнических вариантах конфессиональных ветвей» [1, с. 7]. Особенностью русского православия является идея соборности, единства всего право­славного народа под началом Церкви. «Четвертый уровень смысла образуют различные смысловые оттенки, привносимые в религиозный концепт при его осмыслении и переживании в различных обществах различных эпох (общецерковная жизнь, монашеское подвижничество и т.д.)» [1, с. 8]. Вспомним мудрые слова святителя Феофана Затворника: «Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть...» [3]. «Пятый уровеньсмыслаобразуют смысловые оттенки, возникающие в восприятии религиозных концептов сквозь призму определенных символов, принятых в какой-либо конкретной духовной культуре - общенациональной или конфессиональной» [1, с. 8]. Так, в Священном Писании символами спасения являются: рог спасения, крепость спасения, чаша спасения, источники спасения, стены и вал спасения, изобилие спасения, щит спасения, ризы спасения, горящий светильник спасения, благовествование спасения, глас спасения, знамение спасения, убежище спасения. «Шестой уровеньсмыслов в религиозном концепте образуют смысловые оттенки, привносимые при попытках прояснить духовный смысл концепта, опираясь на языковое чувство и народно-этимологическое восприятие слова, выражающего данный концепт в соответствующем языке» [1, с. 8]. В Толковом словаре русского языка спасение определяется как «избавление от опасности, несчастья», в русской религиозной философии спасение в основном трактуется в контексте преодоления смертности человека, как победа его духа и тела над смертью (Н.Ф.Федоров, Л.Н.Толстой, Л.Андреев, А.Платонов).«Седьмой уровень смыслов в религиозном концепте образуют индивидуально-смысловые, личностные оттенки в интерпретации концептов в идиолектах отдельных представителей определенного религиозного исповедания» [1, с. 8–9]. Согласно учению выдающегося русского философа В.С.Соловьёва, среди основных действий человека, стремящегося к нравственному совершенству, можно выделить молитву, пост и милостыню, соблюдение которых обуславливается духовностью человека, глубиной его нравственных чувств.

Таким образом, теоконцептологический анализ позволяет создать модель концепта «спасение» на духовно-мировоззренческом, культурно-историческом и лингво-семиотическом уровнях. Отсюда следует, что спасение является не только важнейшей ценностью и духовной целью и смыслом жизни русского религиозного человека.

 

Литература:

1. Постовалова, В.И. Религиозные концепты в теолингвистическом представлении / В.И. Постовалова // Хрестоматии теолингвистики. Т. 2. Под редакцией А.К. Гадомского и К. Кончаревич. - Издательство: Универзитет у Београду – Православни богословски факултет. - Београд (Сербия), 2011.

2. Вихлянцев, В. Библейский словарь (историко-религиозный) / В. Вихлянцев [Электронный ресурс]. – 1994. – Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/Books/DictS.html. – Дата доступа: 06.02.2012.

3. Феофан Затворник, свт. Монастырь в миру / Свт. Феофан Затворник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pagez.ru/olb/102.php. – Дата доступа: 06.02.2012.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!