Социальные и духовные предпосылки философии эпохи Возрождения.



Эпоха возр охватывает с 14-16 вв.14-итальянское возр(раннее),15зрелое, 16 высокое.

Философия эпохи Возрождения – это учения эпохи перехода от феодального к ранне буржуазному обществу, эпохи зарождения европейского капитализма. В эту эпоху человек осознает себя как самост и свободного субъекта, деяние и свобода понимается двояким образом: 1 свобода предпринимателя преобразовавшего мир в соотв со своими целями и интересами.2свобода человека обл свободой продавать свою раб силу на рынке труда. Культура этого общества 15 -16 вв. также имеет переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивают свое господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция – образованные люди, не связанные с церковью и университетом. Происходит глубокий сдвиг в мировоззрении общества, секуляризация сознания. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от ее власти. Снова появляется свободное, независимое, несвязанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергает критике схоластику.В философии ренессанса формируются принципы рационализма и свободомыслия. В средн века был лозунг»Подчиняй свои мысли авторитету», в эпоху ренессанса «Подчиняй свои мысли фактам». Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объеме, освобождаясь от схоластической оболочки. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности.В эпоху ренессанса были сформированы предпосылки механистической(научной) картины мира и разработаны новые принципы познавательной деятельности.Происходит активное развитие наук-механика, химия, оптика, анатомия, физиология чел-ка и т.д. С 15 в нач эпоха великих геогр открытий => печатный станок=> предпосылки для передачи информации. Благодаря развитию мастерства и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Европейская наука в 15 – 16 вв. уже превосходит по своему уровню античную.

 

Картина мира в натурфилософии Возрождения.

 

Возрождение философских идей античности в условиях господства христианской веры привело к появлению пантеистических теорий о мире и человеке, основанных на уподоблении их макро и микрокосму. Пантеизм был двух видов: натуралистический (бог во всем) и мистический (все в боге). Пантеизм отрицает личностную трактовку бога, утверждает его безличность и всеприсутсвие.

Открытие гелиоцентрической системы Коперника показало, что Земля это не центр мира, она лишь вращается вокруг солнца. Таким образом произошло лишение неба священного статуса, был упразднен дуализм небесного и земного, истинного бытия и материальной природы. Была разрушена статичная средневековая картина мира, ставится новая цель – естественное эмпирическое познание мира. Новой картиной мира становится механистическая, развиваются математика, физика.

Пантеизм в натурфилософии Возрождения стал оправданием новых земных интересов человека, формой обожествления природы в условиях, когда смысл жизни люди усматривали в преобразовании материального мира, природного и социального бытия. Это своего рода компромисс между новым научным мышлением и религией.

 

Проблема человека в философии эпохи Возрождения.

 

В эпоху возрождения философия вернулась к античной трактовке человека как микрокосма, что стало переходным этапом от универсализма христианства к индивидуализму нового времени, от теоцентрического мировоз-я к универсалистскому антропоцентризму. Философия эпохи возждения выразила особенности антропоцентрического мировоз-я, смыслообразующей идеей которого была идея человека. Представление о человеке как микрокосме проявилось в стихийном индивидуализме ренессанса. Чел ренессанса не осознавал себя как личность , т.е. как уникальное ,самоценное, самообоснованное бытие, а ощущал себя в качестве единичного существа включенного во всеобщее разнообразие мира. Границы человеческого «Я» не были четко определены. Антропоцентризм ренессанса привел к возникновению принципа гуманизма утверждающего статус человека в мире как высшей ценности, самого совершенного представителя природы и творения божего. Гуманизм (человечность) – учение, рассматривающее человека, как высшую ценность. Ренессансный гуманизм – учение о праве человека на безграничное самоутверждение и бесконечность индивидуальности. Причем человек сам себя создает по образу, который сам выбирает. Пико Дела Мирандола: Критерии совершенства человека – бесконечное разнообразие его жизненных проявлений.

Лосев «Эстетика возрождения» возвышает человека во всем многообразии жизненных явлений. Ценность человека оценивается не как его нравственное совершенство а как способность воплотить в себе все многообразие бытия, т.е. чел становиться индивидуальностью В натурфилософских взглядах проводится аналогия между космосом и строением тела человека. По Парацельсу материальный мир, природа и человеческое тело основаны на семи принципах единой божественной сущности: элементарное (физическое) тело, жизненная сила (эфирное тело), звездное (астральное)тело, живая душа, разумная душа, духовная душа, дух (божественная сущность) – человек достигший божественного всемогущества. Духовная сущность человека формируется под действием мировой души, душ планет и звезд (особенно Земли); она происходит от первой эманации (истечения) Бога, она одарена божественной силой.

Истинный человек-это душа, сообщающаяся с божественным духом. Душа ест ьквинтесенция всего сотворенного,она связана со всей природой=>все совершающееся в макрокосме может быть постигнуто и осознано человеком.Божий дух проявляющийся в человеке и сливающийся с наиболее тонкими сущностями души делает человека бессмертным. Три свойства(способности) души человека, которые заставляют чел стремится к самосовершенствованию:

- воля (способность величайшего стремления человека к богу)

- вера (способность ощущения божественного во всем + великая мудрость знания невидимой сути вещей)

- воображение (способность творить и воплощать то, во что верит).

Когда три свойства достигают совершенства, то человек равен богу, ему подвластно все.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 535; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!