Социально-философские идеи Возрождения. Проблемы социального идеала.
Важнейшей для эпохи Возрождения была идея преобразования мира и человека. 16 в. – время появления жанра социальной утопии, описывающей образ совершенного общества и идеала индивида. Созидая социальный идеал и противопоставляя его реальному несовершенству, утопия стала своеобразной формой критики существующего общества. Томас Мор: английский философ, «утопия»: идеал несуществующего общества в океане, где созданы приемлемые условия, где нет ни частной собственности, ни денег, господствует социальная справедливость (следовательно нет преступлений), всеобщий труд (нет бездельников и нищих), следовательно утопия – это общество всеобщего благополучия, общество, построенное на разуме и мудрости, где наивысшее удовлетворение – духовное.
Здесь гуманизм, доброжелательность, жажда знания, свобода совести, религия обязательны. В утопии представлена полная противоположность реальности.
Т. Кампанелла: утопия «Город солнца»: солнце – видимый бог, метафизик. Мощь, мудрость, любовь – помощники солнца. Здесь нет негодяев, тунеядцев; специализация труда, все пороки побеждены, нет семьи, выпячивание собственной индивидуальности наказуемо. Выдвигается идея реформы мира, основанная на знании магии, астрономии и принципах духовного обновления человека.Оба эти произведения выражают черты которыми должно обладать гос-во, различия в отношении к рабству к войне, к жертвоприношению. Отсутствует ч/с, сочетаются принципы демократии. «-» провозглашение равенства, но есть властвующая структура, иерархическое подчинение. Ч/з описание в утопии соц идеала выражается отношение утопистов к совр обществу.
|
|
Этому противоречит учение Н. Макиавелли (основатель политической науки): освобождает политическую мысль от этики и религии. Принципы Макиавелли: политический реализм, пессимизм этики, противопоставление эффективности и нравственного смысла политической деятельности. Политическая добродетель<=> нравственная добродетель; политические ценности<=>духовные ценности => очень трудно совместить политику и нравственность.
«Государь»: Макиавелли подверг политику имманентному рассмотрению (рассмотрение изнутри), отделив ее от морали. Нравственность в политике должна быть выгодной. Государство развивается во власти необходимости. Политика – самостоятельная область человеческой деятельности вне веры и морали. Государь должен добиваться репутации добродушного правителя, следовательно «цель оправдывает средства». Классовое деление не избежно.
Социально- исторические и теоретические предпосылки философии нового времени и ее особенности.
|
|
Эпоха Нового времени 17-18- 1/3 19 веков. Эпоха развития капитализма. Философия нового времени появляется практически одновременно с первой в истории научной картиной мира- механистической.Философии нового времени соответствует субъект-объектное мровоззрение(филос не было – мифическое, античное-космоцентризм,Среднев-теоцентризм,ренессанс-антропоцентризм,новое время-суб-объкт). С-О мир-е – мировоззрение смыслообразующим центром которого явл противоположность человека, как субьекта предмет-практической и познавательной деятельности и мира как объекта познания и практической деят людей. Именно в эпоху Н.В. противопоставление человека миру становится абсолютным(как субъекта объекту). Иначе мировоз Н,В, наз – индивидуалистическое. Важнейшей философской проблемой нового времени становится проблема познания. Быстрое развитие науки обусловило снижение роли философской онтологии, главенствующая роль идей научного знания породила сциентизм(матер мир). И в философии возн Материальное направление. Материализм – фил направление в котором материя считается первичной ,а сознание дух производными/результат развития мат. мира.
(философы Дидро, Даламбер, Гольбах). Помимо материализма в философии формируется направление, в котором пытаются соединить идеализм и материализм – ДУАЛИЗМ- направление в котором утв. Равнозначность, самостоятельность 2х противоположных субстанций(Паскаль «Мысли»,Декарт) Когда появл самосознание он понимает соотношение тела и души, но непонятно как же соед=>возникает Дуализм(не может обьяснить). Появилось учение – компромисс между религией и науч мышлением. ДЕИЗМ- фил учение, о том что Бог сотворил мир и в дальнейшем не вмешивается.
|
|
В связи с тем что природа становится предметом изучения различных наук и в связи с возникновением научной картины мира философская онтология перестает занимать 1 место в системе философского знания, уступая его гносеологии-теории познания, основанной на метафизической противоположности индивидуального субъекта(мат мира). Важнейшей чертой объект-субъектного мировоззрения явл Рационализм – мировоззренческий принцип утверждающий высшую ценность человеческого разума, как основы человеч бытия, достоинства автономности и свободы личности и гарантии соц прогресса. Начало просвещения – главное условие развития человека.Непросвещенность источник нравственного и соц зла. Для философии антропологии Н.В. характерны след трактовки сущности человека: чел это субъект деятельности, противостоящий миру;чел- машина ,механизм; чел воспринимается как животное. Возникает термин ОТЧУЖДЕНИЕ; чел-личность, т.е самостоятельное, самообоснованное, самоценное бытие, противопоставленное бытию природы. Посл – соц философии эпохи просвещения становится преобладающей. Обоснование правового статуса чел-ка как личности.
|
|
Соц философия эпохи просвещения основана на теории «общественного договора» и концепции естественного права. Она служила основанием революционного переустройства общества на основе либерально-демократических принципов.
В этике Н.В. обосновываются принципы утилитаризма ( критерий нравственности- выгода, польза) и прагматизма( критерий нравственности- успех), а главной теорией становится теория «разумного эгоизма» ( право каждого человека на реализацию своих потребностей и интересов). Одновременно с этим формируются предпосылки к возникновению массового общества( общество тотального потребления) и массовой культуры( создание произведений на продажу).
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!