Учения Аврелия Августина о боге, мире и человеке.



Аврелий - Патристик.»О боге»

Отрицая античное представление об идеальной божественной сущности бытия А.А. утв личностный характер бога. Бог – личность, обладающая абсолютным всемогуществом, бесконечная, вечно существующая и непостижимая. Бог это сущность трансцендентная миру(потусторонная, выходящая за пределы).Бог творит мир из ничего, непрерывно, в каждый момент времени. Это учение противопоставляется античному пантеизму. Учение о сотворении мира богом – креоционизм(создание). Креационизм противопоставлен учению о возн мира как результата эманации божественной сущности.Бог творит мир в законченном виде ,время объективно не существует.Время лишь мера изменения вещей. Создал философию истории на основе христианской эсхатологии (учение о конце света). История линейна. Она начинается с момента сотворения человека и заканчивается страшным судом. Смысл истории – расширение царства Божьего.

 «О мире». Мир это иерархич структура состоящая из 4х уровнейАвгустин делит существ на неорганические; растения, которые живут; животные, которые живут и ощущают; человек, который живет, ощущает и обладает душой. «О человеке»Человек – это душа, которую вдохнул в него бог. Тело, плоть – презренны, греховны. Сущность человека – душа. Человек обладает личным бессмертием. Не душа существует в теле, а тело в душе. Душа – сущность человека ,имеет начало во времени ,но не имеет конца она бессмертна. Чел живет в 2х планах духовный, физический. Соотношение планов: Не душа существует в теле, а тело в душе. Душа – это божественная сущность разумная и мыслящая, она не может сиять сама по себе, но имеет силу участия в ином правдивом сиянии. «Бог отец нашего умственного света», те душа человеческая светит светом от бога.Св-ва души мысль, память,воля. Разум чел-ка был поврежден в рез-те грехопадения =>гл свойство души – воля, кот заставляет чел-ка  стремиться к спасению души и к познанию бога.Человек полностью зависим от бога, несвободен, не волен ни в чем. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже когда стремятся делать добро. Источник зла – своеволие сотворенных существ. Главная цель человека – спасение перед страшным судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви. 

Систематизация схоластики в философии Фомы Аквинского.

В 12 векев схоластике появл теория «Двух истин». Возникла она в философском учении мартерской школы .Суть:поскольку чел имеет дело с двумя реальностями(с одной стороны-с духовной, с другой-с природой, матер.миром) он должен постигать эти два мира соот. Адекватными средствами. Разум и чувства дают человеку знания в материальном мире ,но бессильны постичь духовный мир – бытие бога. О боге чел узнает благодаря вере, но она бессильна в процессе изучения природы, она не сможет помочь чел-ку в изучении матер мира.  В теории «Дв. истин» произошло разделение сфер влияния разума и веры. Разум был освобожден от веры,философия и наука – от авторитета религии и церкви. Выдающимся представителем ,систематизатором схоластики был Фома Аквинский. Фома явл основателем философии томизма. Томизм =>Фома – Томас.В 20 в возн неотомизм.

Фома Аквинский (13 в) относился к реалистическому направлению в схоластике, он утверждал объективное существование, реальность общих понятий (универсалий). Он призывал изучать общее т. к. конкретные предметы различаются не по существу, а по случайным признакам. Познавая общее, человек познает все. Фома Аквинский признавал три уровня существования общих понятий(универсалий):

- существование «до вещей», т. е. как идей божественного ума

- существование «в вещах» - как сущности вещей

- существование «после вещей» - идеи человеческого ума.

Теория Ф. А. – теория «Двух истин» - решение проблемы веры и знания. Философ делил бытие на царство благодати и царство природы. Он разделял сферы влияния религии и философии+науки, считая, что разум должен способствовать вере. Следует с помощью разума доказать некоторые догматы, чтобы они стали более доступны. В антропологии: являлся последователем Аристотеля. Сущностью человека считал душу как образ и подобие Божие.

В этике называл три главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь.

Проблему соотношения свободы воли человека и божественного проведения решал так: человек имеет возможность выбирать между добром и злом, и свобда дана ему, чтобы выбрать добро.Но при этом он делал оговорку «Да, человек свободен выбирать, но для выбора добра надо божественное благородие»

Социально-философские идеи выразились в учении «О государстве»: государство – произведение искусства, государственная власть – это власть бога во вселенной, душа государства – законы (божественные и человеческие).

Таким образом, в учении Ф, А. были обоснованы все основные аспекты средневекового христианского мировоззрения.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1671; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!