Проблема бытия и познания в философии Платона.
Главный принцип в философии Платона- объективный идеализм- философское направление, утверждающее что идеальное существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания отдельных людей. Он противопоставил истинное бытие(мир идей, кот он наз гиперурания) и неистинное бытие. Его идеи вечны,совершенны и неизменны. Первоначала у Платона- это идеи, которых существует бесконечное множество. Они делятся на три вида:
1. Эстетические и нравственные понятия(прекрасное справедливое);
2. Числа и геометрические фигуры;
3.Сущности вещей- эйдосы- абстрактные понятия, которые и выражают эту сущность.
Антология. У человека тоже есть эйдос- вечный, совершенный и неизменный. Предмет у Платона- соединение эйдоса и материи( потенциального бытия). Предемет из- за присутствия не вечен, не совершенен и изменяется.От антологии(учении о бытии) Платон переходит к теории познания(учении об истине и ее познании)
Теория познания Платона.
Платон- убежденный рационалист- отрицал роль чувств в познании истины. Его теория Познания- это теория припоминания: учение о перевоплощении души. Когда душа находится в идеальном мире она познает сущности непосредственно, но соприкасаясь с телом все забывает. Если человек захочет он вспомнит, а если нет- то не сможет этого сделать. Это повлияет на ее дальнейшую судьбу( души). Познавая мир с помощью чувств, создавая чувственные образы вещей человек видит лишь тени вещей и совершенно не представляет истинную реальность, кот познается с помощью разума. Противопоставляя чувства и разум как 2 познаваемые способности человека Платон отрицает роль чувств в познании истины ,т.е. в теории познания он явл рационалистом и антисенсуалистом(Антисенсуализм – гнесиологический принцип отрицающий роль чувств в процессе познания истины). Основываясь на учении о переселении душ он создает теорию припоминания(анамнесиса). Душа чел-ка- эйдос/идея/сущность человека. Когда душа живет отдельно от тела она в гиперурании, в мире идей, но она регулярно возвращается на землю поселяясь в др тело. Поскольку душа эйдос она знает сущность вещей, тк созерцает их в гиперурании. А когда душа возв на Землю в др тело она теряет свое знание истины (забывает). Если человек обладающий душой стремится к познанию истины, значит душа вспомнит то что она созерцала в гиперурании и наоборот. Платон выражает в учении черту характеризующую черту научного познания.В опр момент человек чувст что скоро проблему решит => вселяет оптимизм.
|
|
Учение Платона о государстве.
Важной частью социальной философии Платона стало учение о государстве, в котором соединилось представления о социальном устройстве и миф о душе.
|
|
Согласно этому учению в идеальном государстве есть 3 сословия:
- философы( мудрецы)- управление общими делами;
- стражи( войны)- защищают государство;
- земледельцы и ремесленники- люди, занятые материальным производством.
Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души:
- если развит разум- становится философом;
- если развита воля- стражем;
- если чувство- ремесленник и земледелец.
Эти три сословия обладают разными правами : ремесленники имеют право на семью, право обладать собственностью, а философы и стражи этих прав не имеют.
Платон рассматривал формы правления. Лучшими он считал- монархию и аристократию, а худшими- демократию, олигархию и теранию, так как в них отсутствует разумное начало.
Учение Аристотеля о структуре бытия и сущности познания.
Аристотель, IVв. До н.э.
Аристотель не был согласен с Платоном по поводу сущности бытия, он считал невозможным отрывать сущность вещей от них самих. Аристотель полагал, что вещь- единство материи и сущности.
4 Элемента предмета:
- материя( материальная причина);
- сущность( формальная причина);
|
|
- движущая причина;
-целевая причина;
Сущностей столько же сколько и самих предметов. Структура бытия иерархична, то есть эйдосы( сущности) вещей соотносятся друг с другом как высшие с низшими. Высший эйдос- Нус( ум), материальной причиной которого является весь мир в целом( космос).
Теория познания. Единственный способ познания- изучение материального мира, то есть конкретных предметов: чтобы познать истину, надо изучать природу( основополагающий принцип науки).
Аристотель разработал учение о методах научного познания. Такими методами он назвал:
1.) диалектику- метод нахождения посылок;
2.) индукцию- получение из частного знания общего;э
3.) определение и доказательство- методы получения достоверного знания.
Существенные признаки научного знания,по Аристотелю: объективность, доказательность, системность, способность объяснять все многообразие явлений.
Аристотель приводил следующую классификацию наук: теоретические, практические, поэтические.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!