Проблема сущности и существования человека в истории философии.



Эта проблема является главной для антропологии. Она возникла сразу же с появлением философии. Изначально считалось, что человек это мир, а мир ( оживленный и одухотворенный)- подобен человеку; затем- человеком считался тот, кто умеет соблюдать нормы; то есть в Др. Востоке человек- включен в мир в целом и является нравственным существом.

В Др. Греции- космоцентризм(человек- микрокосм), или человек это душа + важность социальных качеств (Аристотель); то есть главное в человеке- разумность, социальность.

В Средневековье: теоцентрическое понимание человека- происхождение, существование и смысл жизни человека определены Богом; тело и душа- противопостовление друг другу.

В Эпоху Ренессанса деизм и понтеизм в вопросе происхождения человека, греховность- отрицлась, самоценность- признавалось; антропоцентризм.
В Новое время: главное в человеке- ум( Логос), то есть логоцентрическая установка. В XVIII в. преобладает натурализм( человек- часть природы), в XIX в.- социологизм( общественная сторона человека), то есть сущность человека- социальность.

Сейчас признается единство человека как биосоциального существа, обладающего мышлением, речью, моральными установками, важное качество и право человека- свобода. Человек является высшей ценностью.

 

Личность и общество. Проблема свободы личности.

Философские проблемы личности имеют большое значение для социально- гуманитарной сферы. Есть два определения личности:

- личность- человеческий индивид, активный и целенаправленный субъект отношений;

- личность- совокупность постоянных, определенных, социально- значимых черт, характеризующих индивида.

Есть различные типы личности:

- первобытная(коллективизм);

- рабовладельческого периода( рабовладельцы, свободные граждане и рабы)

- личность феодального общества( помещики, крестьяне, ремесленники)

- личность капиталистического общества;

-социалистическая личность.

Другая типология:

- мифологический тип;

- религиозный тип;

- идеологический тип;

- ценностный тип;

Проблема свободы личности- общество не должно подавлять личность, но личность несет перед обществом ответственность. ЧЕЛОВЕК — высшая ступень живых организ­мов на Земле, уникальное создание, наделенное те­лесностью, разумом и душой. Человек стал размыш­лять о том, кто он, собственно, такой, едва научив­шись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насы­щаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека.

ЛИЧНОСТЬ (от лат. реrsопа — маска актера) — социально и духовно развитой человек. Это слово подчеркивает социальность человека, его возвыше­ние над природным миром. Поздняя античность на­зывала человека личностью, чтобы подчеркнуть, что ' тот не является лишь природным организмом, а об­наруживает сугубо человеческие свойства. Личность может проявиться только в сообществе людей. Все, что относится к личности, называется персональ­ным. Индивид — это человеческий экземпляр, имеющий уникальные черты. Личность же — это индивид, наделенный множеством социальных свойств. Каждый человек самобытен, экземплярен.

Однако нельзя доводить персоналистскую идею до абсурда.Персоналистская традиция, задумавшись над предназначением человека, выдвигает перед ним оп­ределенные нравственные императивы, соразмеряет его поступки с общечеловеческими целями. Свобода трагична. Она ставит человека перед выбором, пото­му что основана на нравственном законе, а не на игре страстей. Личность отнюдь не стремится к самоут­верждению и не пытается навязать общественной организации своекорыстные интересы. Начиная с ХУШ в., особенно с Канта и Гердера, философы от­личают личность от индивидуальности. Иначе гово­ря, личностью становится не каждый человек, а только тот, кто обнаружил богатейший внутренний опыт.

Только зрелое сознание обнаруживает разницу между свободной личностью, вобравшей в себя уни­версальный опыт человечества, и тем, кто возвели­чил себя и свою волю, вытравив из своей души выс­шее начало, абсолютизировав собственные вожделе­ния. Человеческое, следовательно, в значительной степени можно оценивать как всечеловеческое.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!