Учение Демокрита о структуре мира и природе человека.



Структура мира.

Демокрит придерживался атомистической теории: все состоит из атомов( мельчайших неделимых частиц, непрерывно движущихся в пространстве) и пусоты( пространства, в котором движутся атомы). Соединения атомов- возникновение вещей, а возникновение вещей, а разъединение- смерть, разрушение. Учение его наз АТОМИЗМ. Атомы обл формой, плотностью, весом, они бесконечно двигались соединялись и разъединялись.

Демокрит был сторонником детерминизма- философской концепции, которая отрицает существование случайности.Движение атомов строго определено-детерминированно. Согласно ей все в мире строго предопределено и необходимо. Единственной причиной случайности может быть невежество. «Люди изменили идол случайности из своего невежества

Природа человека.

Человек тоже состоит из атомов: атомов души, которые могут двигаться в пространстве и имеют способность к эманации( истечению этих атомов и созданию в сознании чувственного образа предмета), и атомов тела. Атомы души и атомы тела могут распадаться, поэтому человек смертен. Сущность человека связана с нравственными принципами и следствиями. Состояния полной гармонии духа- эвтюмия, возникает когда человек освобождается от страхов, от реальной жизни, понимает, что все приходяще и не имеет никакого значения. Душа чел-ка связана с богом опр атомами.

Онтология(учение о бытии) Гносеология (учение об истине и путях ее познания).Демокрит противопоставляет 2 вида знаний 1- с помощью чувств, 2 с помощью разума.Именно 2 открывает перед человеком истину.Демокрит впервые задумывается над проблемой психофизической, те. Проблема возн чувственного образа.=>он пытается объяснит его происхождение. Атомы души могут соед с атомами окр предметов в рез эманация (истечение) этих атомов. Антропология (учение о человеке) человек имеет ту же природу что и окр мир => Этика (учение о ценностях и правилах жизни) Главное свойство человеч жизни-разумность. Главная ценность-мудрость(знание истины). Если соед знание и мораль => мудрость, а она дает человеку 3 дара: правильно мыслить, поступать, говорить. Только мудрецу доступно счастье-хорошее расположение духа(эвтюмия-гармония чел-ка с собой и окр миром)

Проблема человека в философии софистов и Сократа.

Философская школа появляется в V в до н.э., как реакции я на неразрешимость проблемы бытия. В философии софистов происходит переход от проблемы бытия к проблеме человека, от проблемы истины к проблеме значения вещи для человека.Философия софистов стала результатом абсолютизации чувственной стороны познания. Они отказывались от поиска объективной истины, от осознания общезначимого абсолютного смысла нравственных и эстетических категорий ,утверждая что знания и ценности носят субъективный характер, т.е. софисты были представителями релятивизма (мировоз. и философский принцип утверждающий относительность чел знаний и представлений об окр мире, самом человеке и законов регулирующих отн человека с миром ). «+»стороной релятивизма софистов утв свободы мнений.Человек оценен как самостоятельное, независимое сущ-во имеющее права.Софисты считали что ценность личности опр образованием и воспитанием. «-»стороной было отрицание объективной истины ,а значит и возможности теорет знания + отрицание морали как системы общезначимых ценностей и норм поведения

Сократ- главный оппонент софистов рассматривал сущность человека и смысл человеческой жизни. Сущность человека по Сократу- это разумная душа, которая является отражением и проявлением божественной сущности. Человек стремится к познанию истины к достижению красоты и добра. Человек не может жить правильно, если не осознает своей сущности.Сократ соединил проблему сущности бытия человека с проблемой смысла бытия=> создал этику,т.е появ 1е значительное этическое учение античности.В ней он  противопоставил две системы ценностей: -обыденную( богатство, слава, почести);- высшую( истина и совершенство души). Важные методы:-метод диалога(диалектика- искусство вести беседу),-метод иронии(постановка ? ответы на которые неизбежно приводят собеседника к сомнению в своих прежних знаниях и убеждениях) ,-метод маевтики(повевального искусства). Полемизируя с софистами Сократ пытается доказать объективный ,абсолютный и необх. характер истины, добра и красоты=>главный объект борьбы Сократа-релятивизм.(с помощью методов диалога и иронии). В результате диалога собеседники вынуждены были поверить в объективный смысл общих понятий.Собеседник понимал что истина существует.Есть некая сущность которая обладает всеми качествами отраженными в познавательных, нравственных, эстетических категориях в полной мере.Этой сущностью явл божественность, которая явл источником всякого бытия. Это эпоха язычества(политеиская)Учение Сократа это философия кот несовпадает но и не противоречит его религиозным предубеждениям.Сократ от сущности бытия переходит к сущности человека. Сущность человека-это разумная душа ,которая явл частицей божественной сущности=>человек стремится к познанию истины, красоте и добру.Сократ призывал изменить свою жизнь.Говорил что нужно выбирать(деньги и почести/душа и истина)Он хотел помочь душе родиться(маевтика). Борьба двух систем ценностей:-материальной и социальной – дух ценностей.Утв безусловность приоритета дух ценностей в чел жизни было опровержением релятивизма отрицающего науку и мораль.

Главный принцип этики Сократа- «Заботься о душе»


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!