Социокультурные предпосылки средневековой философии.



Средневековье 5-14 века н.э.Но временем возникновения вообще считается 2-3 вв – это время осмысления и обоснования христианского мировоззрения, те. Возникновение средневековой философии связано с возн христианства. Средневековая философия соответствовала парадигме теоцентрического мировоззрения, т.е мировоззрения смысловым центром которого явл идея бога.

Христианство – важнейший источник средневековой философии, она ставит перед философией проблему рационального обоснования веры. Античная культура и античная философия – второй источник. Варварское мировоззрение народов, населявших Европу в начале нашей эры (неграмотность, особые черты интеллекта) – третий источник. Мировоззрение средневековья – теоцентрическое – основополагающая идея Бога.

 Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения римской империи; а зрелое средневековье (начиная с 11в. ) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Религиозная ориентация философских систем средневековья диктовалась догмами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие как догмат о личностной форме единого бога. Образ бога соответствовал и жизненным реалиям средневековья: в ученых трактатах бог – господин, сеньор, царь; а ангелы, монахи, миряне – вассалы бога (теоцентризм). Из античной философии – идея Логоса, как посредника между бытием Бога и миром людей. В отличие от античной философии здесь связь человека к миру разрывается, и человек, пусть и в гораздо меньшей степени может творить, чем бог. Бог может творить из ничего (креоционизм).

 

Проблема веры и знания в средневековой философии.

Эта проблема была одной из важнейших в средневековой философии. Она рассматривалась как в патристике(учение святых отцов церкви), так и в схоластике(фил мысль развитая в монастырских школах). Главная проблема патристики – выяснение природы истинного знания. Она была связана с дуалистическим решением проблемы бытия. Дуализм-философское учение о сущ-нии двух противоположных форм бытия/противоположных сущностей-идеальной и материальной. Дуализм средневековой фил-фии проявился в представлении божественного бытия и природы. Истинным бытием-бытие Бога, истинное знание-знание о боге и мире духовных сущностей ,в т.ч. и о человеч душе. Главной формой познания мира явл вера, дающая истинное знание об истинном бытии. Вера противопоставляет рациональное знание, ценность которого была неприложна для античной философии. Проблема соотношения веры и разума возникает в рез-те соединения в средн философии христианского мировоззрения с античным философским наследием. Во 2-3 веке н.э. жили философы апологеты – это защитники христианства. И защита христианства была необходима в языческом мире, т.к. появилась разнообразная ересь. К христианским апологетам принадл - Квинт Тертуллиан: «верю, потому что абсурдно» – главный принцип(Он осознает противоположность и несовместимость веры и разума), разум – главное препятствие для веры, поэтому разум и вера не совместимы. Существенным признаком веры он называл ее недоказуемость рациональными способами, скорее ее противоречие разуму. Критерий истинности веры – логическая невозможность.

2 направление –схоластика (философы александрийской школы). Александрийцы утв, что разум должен помогать обоснованию истинной веры там где возможно, отказываться от разума не следует => тк разум дар божий, а античная философия откровение данное богом древним грекам. Сущность проблемы соотношения веры и разума состояла в выяснении связи между знанием иррациональным, знанием откровения, и рац знанием, на кот основаны философия и наука - Аврелий Августин: Он систематизировал христианское мировоззрение на основе идей платонизма и неоплатонизма ,сформулировал ряд важнейших догматов христианской церкви.  использовал принцип: «Верь, чтобы понимать». Знание о боге и душе является истинным. Разум может помочь в достижении истины, т. к. является прообразом божественного ума. Знание о мире не столь важно, как знание о боге, но оно помогает человеку пользоваться вещами. Важным понятием является понятие мудрости как постижения божественных дел и духовных объектов. Именно мудрость заставляет человека стремиться к спасению души.

В схоластике эта проблема получила дальнейшее развитие. Наука и образование были признаны способами достижения единого, благого, истинного знания, включавшего в себя познание слова божьего (библия) и познания творца через творение (природу).


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!