Система абсолютного идеализма Гегеля
Философия Гегеля – объективный идеализм или система абсолютного идеализма, т.к. первоначалом бытия Гегель считает «абсолютную идею», которая явл своеобразным философским аналогом идеи Бога. Гегель называл 2 свойства абсолютной идеи: способность к саморазвитию и стремление к самопознанию. Процесс развития материального мира, человеческого общества и человеческого сознания он рассматривал как результат саморазвития абсолютной идеи. Гегель называл 3 ступени этого развития:
- логика – в кото рой рассматривается развитие абсолютной идеи (АИ) в сфере чистых понятий, в системе категорий
- философия природы – это процесс развития АИ в материальном мире
- философия духа – описывает процесс развития АИ в духовной культуре человечества:
А. Субъективный дух (сознание)
Б. Объективный дух (история)
В. Абсолютный дух – высшая ступень развития абсолютной идеи.
. Именно в человеке и человеческой культуре завершается процесс познания абсолютной идеи появляется философия. Т.о. в философии Гегеля процесс познания мира рассматривается не как деятельность индивидуального субъекта, а как завершающий этап эволюции абсолютной идеи.
Важное достижение Гегеля – диалектический метод исследования: необходимость изучения любого предмета или явления в его развитии и в связи с другими предметами. Гегель основал диалектическую логику и открыл три закона диалектики:
|
|
- единства и борьбы противоположностей – указывается источник развития явлений природы, скрытый в самом объекте
- закон перехода количественных изменений в качественные – изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела
- закон отрицания отрицания – указывает на направленность развития, т.е. предмет возвращается на начальный уровень на новом уровне учитывающему все достижения по мере развития
Антропологический материализм Фейербаха. Религия в системе материалистической философии.
Материализм Фейербаха носит антропологический характер, т.к. в центре философии, по его мнению должен находиться человек как высшее существо природы. Основной идеей философии стало рассмотрение познания сущности человека как ключа к решению всех философских проблем, всех противоречий. Человек – природное существо – ее сила , а не цель. Именно это обуславливает универсальность сущности человека. Фейербах указывал на следующие свойства человека:
- мышление и сознание
- общительность, т.е. человек приобретает свою сущность лишь в процессе общения.
Понятию человека он противопоставлял понятие природы. По сути природа – это та же материя. Она вечна, объективна и несотворена. Природа самодостаточна и независима от созерцания. В теории познания Фейербах был материалистом, он называл науку абсолютной (философской) природой. Процесс познания он сводил к отражению образов в сознании человека. Содержанием сознания Фейербах считал знание, а главным процессом – мышление. Источником познания считались чувства, т.е. Фейербах был сенсуалистом.
|
|
Основной задачей познания Фейербах считал разоблачение религии. По Фейербаху бог существует только в сознании людей. Основой критики религии стала теория естественного происхождения религии – перенос человеческих качеств во вне и их абсолютизация. Он называет следующие причины появления религии:
- боязнь стихии
- боязнь смерти
- невозможность познать тайну человека
- социальная несправедливость
Фейербах противопоставляет религии природу, вере в бога – веру в человека. Он критикует религию за несвободу и называет бога – отчужденной от человека силой.
Важным понятием в этике Фейербаха является понятие добра, которое соответствует человеческому стремлению к счастью. При этом эгоистическое стремление к счастью не порождает добро. Главным критерием морали Фейербах назвал благо человека. Важным принципом стало поклонение человеку как любовь человека к человеку (в материализме этот принцип один из основных)
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!