Философия прагматизма. «Американская философия»



Основатель Пирс статья «О том как сделать наши идеи ясными» содержащая принцип прагматизма.Прагматизм – американская разновидность позитивизцкой философии. (греч. Прагма –дело действия.) представители – Пирс, Джеймс, Дью и др. Пирс сформулировал прагматич. правило: понятие постигается через его возможные последствия для реального жизненного поведения. Познание объекта есть выяснение возможных практических последствий нашего взаимодействия с этим объектом (в ст. «как сделать наши идеи ясными») Джеймс: 1) наши идеи верования и убеждения – фактические правила для действия. Для того, чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должы лишь определить тот способ действия (поведения), котор. оно способно вызвать. В этом способе действия и заключается для нас всё значение данного утверждения. 2) идеи истины, т.к. помогают установить связь между различными частями опыта, усвоить его по средствам концептуальных схем. Критерием истинности, идей, утверждений, убеждений яв-ся успех деят-сти основанный на них. 3) существуют истинные религиозные верования, т.к. верующие люди более успешны.Главный критерий истинности представители прагматизма видят в жизненном успехе ,который явл закономерным следствием протестанского вероисповедания.Т.о. развивалась рационалистическая философия, а иррационалистическая философия представлена направлениями :: «Философия жизни» и «Экзистенциализм»(существование)

«Философия жизни» А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше. продолжили традиции немецкого романтизма в индивидуалистической философии. Гл.категория- категория жизни, которая понималась как целостный, единый, непрерывно развивающийся процесс, в котором исчезают различия м/у материальным и идеальным, субъективным и объективным, исчезает противопоставление человека миру(субъкт-объект) и они объединяются в тотальном потоке жизни.

3 направления философии жизни: 1) биологически натуралистическое (А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше).Самое важное – жизнь человека ,как существа объединяющего природное(биологическое) и духовное начала, отрицание соц сущности человека свидетельствует об индивидуализме. 2) космологическое (Анри Бернон) рассматривал жизнь как универсальную космическую силу, проявляющуюся в неорганической и органической природе. Познать жизнь можно только растворившись в потоке жизни и главным средством познания явл интуиция. Бернон – направение в познании – интуицивизм. 3) культурологическое (Шпенглер, Дильтей, Зиммель)Гл. предметом исследования этих философов было исследование культуры, которую рассматривали как проявление жизни души. Постижение культуры – проникновение в душу культуры.

Экзистенциализм. пытались преодо леть ограниченность рацианализма эпохи просвещения. Э. (философия существования) отказывается от постановки традиционной проблемы сущности человека. Цель: описание модусов человеческого существования. Э: атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер) и религиозный (Ясперс, Бубер, Марсель). Человек – существо выброшенное в мир и вынужденное приспосабливаться к его условиям. Жизнь – бытие к смерти (бытие к ничто). Важные св-ва человеческой личности: 1) интерциональность – вынесенность сознания во вне. 2) трансцендирование – стремление преодолеть собств. ограниченность (атеистич. направление: преодоление ограниченности – стремление к пустоте => жизнь человека лишена смысла; религиозное: следует наделить жизнь человека смыслом допустив существ-е бога, развитие человека – стремление к бождественному началу). Гл. проблемы Э.: 1) проблема свободы человека – человек не может освободиться от условий своего существования, но может бороться против абсурдности бытия. 2) проблема общения. Подлинное общение между людьми – бунт против абсурлного бытия. Люди обречены на неподлинное общение. Человек не стремящийся к свободе и подленному общению – неодушевленный предмет природы.

 

Особенности формирования и основные этапы русской философии.

Особенности русской философии:

1) Рус Фил возникла в период формирования классового общества минуя этап рабовладельческой демократии, следовательно – более тесная связь с религией (надстройка феодального общества). На развитие русской философии и общественной мысли оказали два направления православия 15 и 16 веков: Исихазское (нестяжательсво) и Иосифлянское. Эта связь определяла развитие философской мысли до второй половины 18 века.

2) Религиозные конфликты между западной и восточной церквями затрудняли идейный диалог России с Европой (наиболее острая проблема русской общественной мысли). Представление о миссионерской (спасительной роли России в истории человечества.

3) Длительный период ученичества русской философской мысли и ориентации на западную философскую мысль. Закончился в 19 веке.

4) В российской философии практически отсутствует гносеологическая проблематика, преобладавшая в запанной философии. Субъективизм, рационализм не были ограничены, поэтому в российской философии преобладала антропологическая этическая и историософская (религиозная философия истории) проблематики. Главная идея – православная идея соборности – духовное единство общества, в котором сохраняется свобода каждой человеческой личности. Отсутствие склонности к анализу метафизики и рационализму в русской религиозной философии обернулось в стремлении к духовному синтезу в сфере познания, морали и социальной жизни.

 

Этапы русской философии (Зиньковский):

1)Пролог русской философии

а)От возникновения философской мысли до эпохи Петра 1

б)18 век – период ученичества. 3 течения: русское, польтерьянство, русский гуманизм, русское масонство.

2)19 век до 70х годов (до возникновения философских систем)

3)С 70х гг 19 века до 1917 г. (период возникновения философских систем)

4) После 1917 года (эмиграция) – российская философия вышла на путь мирового влияния.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 432; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!