Мировоззренческие основания позитивизма. «Философия науки» О.Конта



Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительно знание м.б получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельные исследования реальности, не имеет права на существование.

Конт в своем труде «Курс позитивной философии» попытался преодолеть противоречия субъект-объектной метафизики, отказавшись от постановки и решения проблемы сущности бытия. Развитие человеческого знания прошло 2 стадии: теологческую (связано с верой в бога) и метафизическую (изучение мира как единого целого). Сейчас человечество находится на третьей стадии – позитивной, где главную роль играют наука.

Задачей позитивной философии Конт считает обобщение и систематизацию научных знаний о мире. Задача науки по Конту – это не изучение сущности и объективной связи м/у явлениями, а описание последовательности явлений, т.е. он отрицал возможность познания объективной истины.

Конт приводит следующую классификацию наук по степени сложности изучаемых объектов и уменьшению абстрактностей: матеметика, астрономия, физика, химия, физеология, социология, мораль. Конт явился основателем социологии, он считал, что она должна заменить социальную философию, описывая конкретные явления социальной жизни и отказавшись от решения абстрактных проблем.

 

Основные этапы эволюции позитивизма.

Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительно знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельные исследования реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов:

- Классический (Конт, Спенсер, Милль)

Конт в своем труде «Курс позитивной философии» попытался преодолеть противоречия субъект-объектной метафизики, отказавшись от постановки и решения проблемы сущности бытия. Конт явился основателем социологии, он считал, что она должна заменить социальную философию, описывая конкретные явления социальной жизни и отказавшись от решения абстрактных проблем.

- Махизм (Мах, Авенариус) – появился в конце 19 века. Ставится задача очиститься не только от философии, но и от всех ненаучных размышлений, критикуется всякий опыт (эмпириокритицизм). Провозглашается отказ от деления на субъект и объект познания (субъективный идеализм). Главной задачей науки называется описание фактов опыта. Познание становится возможным только благодаря координации субъекта, когда он познанет сам себя, а через это – свое окружение.

- Неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап) – это течение претендовало на анализ и решение актуальных философских проблем, выдвинутых развитием науки. В нем восполнен недостаток логики, которая по мнению неопозитивистов является сущностью любых рациональных суждений. Философия – это логический анализ, который дает не новое, а формальное знание. Происходит лингвистический переворот в позитивизме: элементарные факты обозначаются именами, а их сочетания – предложениями. Выдвигается мнение о необходимости проверки – верификации знаний.

- Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун). Постпозитивизм не является единой концепцией, а представляет собой множество концепций, пришедших на смену неопозитивизму:

       А) Поппер – Задача эпистемологии (философии научного знания) – это разрешение проблемы роста знаний. Этот рост достигается в дискуссии. Согласно Попперу в мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Теория носит гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения, которые можно опровергнуть, фальсифицировать. Здесь на помощь приходит философия.

       Б) Лакатос – выявил метедологию научно-исследовательских программ, подчеркнув важность сравнения одной теории с другой. Он подчеркивал важность моментов сравнения в процессе развития знания. Научно-исследовательские программы содержат несколько теорий, в которых должно быть твердое ядро, разрушение которого приводит к переходу к новой программе.

       В) Фейерабенд – критикует кумулятивизм, по которому развитие знаний происходит в результате постепенного накопления. Он ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теории, т.е. выступал за плюрализм в науке, считая каждую теорию приемлимой, если она принимается научным сообществом

       Г) Кун – отводит важную роль парадигме, .т.е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Тем самым он подчеркивал, что наука – это результат деятельности научных коллективов, где большую роль играют социальные и психологические аспекты.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!