Связь менталитета народа с его литературой



Художественная литература имеет большие возможности для исследования вопросов менталитета и ментальности. Немецкий ученый Ф. Мейер в своей статье «История литературы и история менталитета», используя работы других исследователей ведет рассуждение о проблемах истории менталитета относительно истории литературы. По словам автора, в настоящее время филологи, при обращении к истории менталитета, только выдергивают из нее отдельные темы, такие, как семья, работа, секс. При этом для того чтобы соотнести историю менталитета с различными социологическими теориями не предпринимается никаких серьезных попыток Также Ф. Мейер выявляет формы взаимной связи истории литературы и истории менталитета. Он называет следующие:

1. Литературные тексты используются как "документы" истории менталитета:

i. они могут интерпретироваться при помощи данных истории менталитета, взятых из нелитературных источников, текстовая структура понимается как продукт определенных ментальных структур;

ii. они могут сами по себе быть документами ментальной структуры, т.е. ментальная структура реконструируется из текстовой.

2. Литературный текст рассматривается как "монумент", который невозможно свести к ментальным структурам.

Ф. Мейер утверждает, что традиционно одностороннее направление этой связи -история литературы «использует» историю менталитета - может быть изменено. «Литературные тексты, являясь источниками для истории менталитета, обладают неоценимыми преимуществами перед другими документами, ибо они не просто информируют об определенных ментальных структурах, но и показывают всю сложную взаимосвязь между ними. Так, погребальные церемонии сообщают об отношении к смерти, но сложная связь между этим отношением и его значением для других ментальных структур /проблемы собственности, семьи/ может быть извлечена только из литературы» [Мейер 1989: 59-61].

Схожие мысли можно увидеть в дневниках у писателя В. Конецкого: «раскрыться народы могут только через литературу. Никакая этнография здесь не поможет. Правда, мне кажется, литература показывает не само существо народа, а мечту о себе, но, быть может это синонимы?» [Конецкий 1987: 546]

Как правило, литературные тексты и личные мысли писателей в большинстве случаев служат исключительно в качестве примеров, подтверждающих выводы исследователей, а не наоборот. Говоря об этом, можно отметить работу Б. Маркова «Разум и сердце: История и теория менталитета», где автор прослеживает своеобразие русской литературы с точки зрения российской ментальности. Русская и европейская литература, по мнению автора, отличаются следующим: «Рефлективный дискурс ориентирует героев европейской литературы на поиски истины, что не всегда приводит к открытию добра. Для русского менталитета характерно объединение истины и добра в понятии правды. После критических поисков истины, исследования, обличения и осуждения русские писатели нередко приходят к смирению, прощению и покаянию.» [Марков 1993:67] Над проблемой менталитета в литературе также продолжительное время работал Г. Гачев. Вместо термина «менталитет» он вводит понятие «космо-психо-логос» или «национальный образ мира». В своей работе он опирается на тексты художественных произведений, полагая при этом, что художественное произведение - «это как бы национальное устройство мира в удвоении». В предисловии к своей книге «Национальные образы мира»  он отмечал, что исследование данного вопроса связано с большим количеством трудностей как познавательного, эмоционального, так и практически-политического свойства. Он утверждает, что «постичь особенности каждого народа трудно», и что это «деликатнейшая» материя и сюжет. Для понимания национального образа мира Г. Гачев основывается на национальной жизни в ее целостности: и природа, и стихии, и быт, язык, фольклор, образы поэзии, соотношение пространства и т.д. [Гачев 2007: 142] Анализируя его размышления, можно предположить, что для исследования особенностей национального менталитета нужно изучить отношение данного народа к окружающему миру, особенности его поведения, а также склад мышления. Однако делать выводы о чертах национального менталитета на основе только нескольких произведений одного автора все-таки представляется не совсем верным. И лишь тщательный анализ литературных источников по таким аспектам, как индивидуум - семья - общество; любовь- сексуальность; религиозность; душа и тело; болезни; радость - счастье - страдание; праздник и работа; возрастные особенности; смерть; надежды и страхи; общение; свое и чужое; власть; право; окружающий мир и природа; пространство, время и история даст нам возможность определить особенности менталитета того или другого народа.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 497; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!