Аватара пользователяSulayman Abu Salih



Сообщения: 463

Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: "Мухтасар аль-'Улюу" имама аз-Захаби

Сообщение Sulayman Abu Salih » 28 сен 2017, 17:57

Высказывания имамов мусульман после появления Джахма и распространения его взглядов

Абу Ханифа, выдающийся ученый Ирака, да смилуется над ним Всевышний Аллах (80-150 гг.х.)

117 – Ну’айм ибн Хаммад сказал: «Я слышал, как Нух аль-Джами’ говорил: «Когда Джахм только-только появился, я был у Абу Ханифы, как вдруг к нему пришла некая женщина (родом из Термеза). Эта женщина посещала собрания Джахма, а затем прибыла в Куфу, и мне кажется, что я видел с ней не менее десяти тысяч человек, [призывавших к ее воззрениям]. Кто-то сказал ей: «Здесь есть мужчина, который разбирается в рациональных аргументах. Его зовут Абу Ханифа. Ступай же к нему!» - и вот она явилась к нему и сказала: «Это ты - тот, кто обучает людей вопросам фикха, а сам оставил свою религию? Где твой Бог, которому ты поклоняешься?» - на что Абу Ханифа промолчал, и затем еще в течение семи дней не давал ей никакого ответа. После чего он вышел к нам, и оказалось, что он написал книгу о том, что Аллах на небе, а не на земле. Тогда один мужчина спросил его: «Разве ты не видел слов Всемогущего и Великого Аллаха, сказавшего: «…и Он с вами»[134]

Приводится у аль-Байхакы в его книге «аль-Асма ва ас-Сыфат».

Отрицая нахождение Всемогущего и Великого Аллаха на земле, Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, высказал правильное мнение, а также правильно истолковал упомянутый аят. Он просто последовал тому, что услышал – а именно тому, что Всевышний Аллах над небесами.

Дошло до нас, что Абу Муты’ аль-Хаким ибн ’Абдуллах аль-Балхи, автор «аль-Фикху аль-Акбар», говорил: «Как-то раз, я спросил Абу Ханифу о человеке, который говорит: «Я не знаю, на небе ли мой Господь или на земле». Абу Ханифа сказал: «Он стал неверным, ибо Всевышний Аллах говорит: «Милостивый, Он вознесся (истава) над Троном» - а Трон Его поверх Его небес». Тогда я сказал, что этот человек говорит, что Он вознесся над Троном, однако не знает, на небе Трон или на земле. Абу Ханифа сказал: «Если он отрицает, что он на небе, то он становится неверным».

Данная история приводится у автора «аль-Фарукъа».[135]

119 – Я слышал, как судья имам Таджуддин ‘Абдульхалик аль-‘Ульван сказал: «Я слышал, как имам Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Ахмад аль-Макдиси, автор книги «аль-Мукни‘», да сделает Аллах его могилу милостью, а Рай – его пристанищем, говорил: «Дошло до меня, что Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Кто отрицает, что Всемогущий и Великий Аллах, над небом, тот становится неверным».

Ибн Джурайдж – шейх священных земель и муфтий Хиджаза (умер в 150 г.х.)

Передал Абу Хатим ар-Рази от аль-Ансари, а тот от Ибн Джурайджа, да смилуется над ним Аллах, сказавшего: «Трон Его был над водой прежде, чем Он сотворил все сущее».

3 – Аль-Ауза’и Абу ‘Амр ’Абдуррахман ибн ’Амр – выдающийся ученый Шама своего времени (умер в 157 г.х.)

121 – Приводит ‘Абдуллах аль-Хаким от аль-Ауза’и, сказавшего: «В то время, когда еще были живы многие таби’ины, мы говорили: «Всемогущий и Великий Аллах, над Своим Троном, и мы верим во все, что приводится в Сунне о Его качествах».

Приводится у аль-Байхакы в книге «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр. 408).[136]

Абу Исхак ас-Са’ляби, толкователь Корана, передает: «Однажды аль-Ауза’и спросили о словах Всевышнего: «Затем Он вознесся (истава) на Трон», и тот ответил: «Это значит, что Он на Своем Троне, как Он Сам Себя описал».

123 – Аль-Валид ибн Муслим спросил имама Абу ‘Амра аль-Ауза’и о хадисах, в которых сообщается о качествах Аллаха, и тот ответил: «Оставляйте их в первоначальном виде».

Также к высказываниям этого имама (аль-Ауза’и) относится следующее: «Тебе надлежит следовать по следам предшественников, даже если тебя отвергнут из-за этого, и остерегаться мнений людей, даже если им удастся приукрасить их своими словами».[137]

Мукъатиль ибн Хайян, выдающийся ученый Хорасана (умер не позднее 150 г.х.)

124 – Передает ‘Абдуллах, сын Ахмада ибн Ханбаля, в своей книге «ас-Сунна» от своего отца, а тот от Нуха ибн Маймуна, а тот от Бакира ибн Ма’руфа, а тот от Мукъатиля ибн Хайяна, который, говоря о словах Всевышнего: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым…», сказал: «Он над Своим Троном, а Его знание с ними».[/i][138]

125 – Аль-Байхакы передает сообщение с иснадом о том, что Мукъатиль ибн Хайян сказал: «Дошло до нас, а Аллах знает лучше, что смысл слов Всевышнего: «Он – Первый и Последний…» заключается в том, что Он – Первый - т.е. прежде всего сущего; Последний – т.е. после всего сущего; Возвышающийся – т.е. Поверх всего сущего; Ближайший – т.е. близкий ко всему сущему, и поистине под близостью Его имеется в виду лишь близость Своим знанием, тогда как Сам Он над Своим Троном».[139]

Мукъатиль ибн Хаййан – это надежный передатчик, имам и современник аль-Ауза’и, не путать с Мукъатилем ибн Сулейманом, который являлся приверженцем нововведений и не заслуживал доверия.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!