Все передатчики этого хадиса заслуживают доверия.



87 – Хадис со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочтет два последних аята из суры аль-Бакара… Поистине, Аллах даровал их мне из-под Трона».

Иснад хадиса годный.[99]

Хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто даст отсрочку несостоятельному должнику, или же освободит его от долга, Аллах укроет в тени под Своим Троном в тот День, когда не будет иной тени кроме Его».

Иснад хадиса годный.[100]

89 – Хадис со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Первым кто будет одет в День Воскресения, это - Ибрахим, которого оденут в две кубтыи[101][/b]. Потом будет одет Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, которого оденут в хабару[102][/b], и будет он по правую руку от Трона».

Хадис маукуф.[103]

90 – Хадис со слов Абу Къатады, сказавшего: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто отсрочит своему должнику, или простит ему долг, в День Воскресения окажется в тени Трона».[104]

91 – Хадис со слов ‘Амра аль-Бикали от ‘Абдуллаха ибн ’Амра, сказавшего: «Запретность аль-Харама[105] простирается до самого ‘Арша».[106]

92 – Хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: «Трон обвит змеей, а откровение нисходит в цепях».[107]

93 – Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда нисходит откровение, ангелы слышат звук подобный звуку, издаваемому железом при ударе о…» (и далее до конца хадиса).[108]

94 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Перед наступлением Последнего Часа глашатай возвестит: «Наступил для вас Час!» - и услышат его и живые и мертвые! После чего снизойдет Аллах на нижнее небо».

Этот хадис приводит Ибн аль-Мубарак, и все его передатчики заслуживают доверия.[109]

95 - Хадис со слов Зайда ибн Асляма, сказавшего: «Как-то раз Ибн ‘Умар проходил мимо некого пастуха и спросил его: «Есть овца для меня?» Тот ответил: «Их хозяин не здесь». Ибн ’Умар сказал: «А ты скажи ему, что ее съел волк». Тогда пастух поднял голову к небу и сказал: «А где же Аллах?» Тогда Ибн ’Умар сказал: «Клянусь Аллахом, это я должен спрашивать тебя «где Аллах?»[110] после чего выкупил этого пастуха и овец, а затем, освободив пастуха, отдал овец ему».[111]

96 - Хадис со слов ‘Абдуллаха ибн Саляма, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Аллах начал с сотворения Земли и сотворил семь земель в воскресенье и понедельник. Во вторник и среду Он распределил на ней средства существования, а затем вознесся к небесам и сотворил их за два дня».

Иснад хадиса достоверный.[112]

_______________________

[17] - В своем послании о «Вознесении» (1/177) имам Абу Мухаммад аль-Джувайни писал: «Эти слова указывают на то, что Муса известил Фараона о том, что его Всевышний Господь поверх небес, и именно поэтому Фараон сказал: «Поистине, я считаю его лжецом».

[18] - Примечание шейха аль-Альбани: «Данный хадис приводят Ахмад, Абу Давуд и др., и достоверность его подтвердила целая группа ученых, что было подробно разъяснено мною в моем исследовании к сборнику «Мишкат аль-Масабих».

[19] - Хадисами категории мутаватир называются хадисы, переданные таким количеством независимых передатчиков, которое исключает возможность ошибки, сговора и фальсификации их текста.

[20] - Аль-Джавванийя – местечко к северу от Медины.

[21] - Примечание шейха аль-Альбани: «Этот хадис приводится через разные пути передач, и, видимо, именно поэтому автор отнес его к категории хадисов-мутаватир, однако относительно верности данной оценки имеются некоторые сомнения. Следует отметить, что в некоторых версиях данного хадиса сообщается, что упомянутая в нем рабыня была не арабкой и, что, отвечая на вопрос пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она просто указала на небо, и не произносила слов: «Над небом». В частности, в таком виде этот хадис приводится в «Муснаде» имама Ахмада. Однако в его иснаде есть передатчик аль-Мас’уди (он же ‘Абдуррахман ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба ибн Мас’уд аль-Куфи), который со временем стал путаться в передаче хадисов, и данная версия была передана им именно в этот период, поскольку в «Муснаде» (2/291) и «Сунане» Аль-Байхакы (7/388) она приводится через Язида ибн Харуна, а Ибн Нумайр говорил: «Он (аль-Мас’уди) являлся заслуживающим доверия передатчиком, однако в конце своей жизни стал путаться, и Ибн Махди и Язид ибн Харун переняли от него хадисы в запутанном виде». Что же касается оценки данной версии хадиса как хорошей, о чем аз-Захаби сказал в исходной (несокращенной) версии этой книги («аль-‘Улюв»), то она неправильна. Помимо упомянутого, слабость добавки о том, что рабыня Му’авии была не арабкой, подтверждается и тем, что она отсутствует в других путях передачи, которые автор также приводит в исходной версии. Некоторые из этих версий - достоверны, а что касается других, то они приемлемы в силу наличия подтверждающих их свидетельств.

Этот хадис я привел в «Сахих Абу Давуд» (862), а также в своем исследовании книги «Иман» Ибн Абу Шейбы (84) и в «Тахридж ас-Сунна Ибн Абу ‘Асым» (489).

Этот хадис, вне всякого сомнения, является достоверным. Усомниться в этом может лишь невежда, в виду своего незнания, или же предвзятый человек из числа последователей своих прихотей в религии, которые всякий раз, когда к ним является прямой и явный текст от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, несоответствующий их заблуждениям, пытаются избавиться от него, истолковав его по-своему, а порой и вовсе отвергнув его. Если же это им не удается, то они пытаются оспорить достоверность такого текста, как в случае с обсуждаемым хадисом, и это при том, что иснад этого хадиса достоверен, и достоверность его подтверждают имамы науки о хадисах и мне неизвестно, чтобы между ними были какие-либо разногласия по этому поводу. Так, в частности, к числу этих имамов относится имам Муслим, который привел данный хадис в своем «Сахихе», а также Абу ‘Авана - в «Мустахрадж ‘аля Сахих Муслим» и Аль-Байхакы - в «аль-Асма ва ас-Сыфат», сказав о вышеприведенном хадисе (стр. 422): «Этот хадис - достоверный. Приводится у Муслима».

Несмотря на все это, мы можем видеть, как «пропащий» аль-Кавсари, в своем фанатизме пытается посеять сомнения в достоверности этого хадиса, утверждая о том, что он является запутанным. Так, в своем исследовании сборника «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр.441-442), которым он очернил этот великолепный труд, аль-Кавсари комментирует обсуждаемый хадис следующим образом: «‘Ата Ибн Ясар был единственным, кто передал «хадис этих людей» (именно так он и сказал, да получит он по заслугам!) от Му’авии ибн аль-Хакама, и в одной из его версий, как это приводится у аз-Захаби в «аль-’Улюв», содержится указание на то, что разговор посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с рабыней происходил лишь при помощи жестов. Один же из передатчиков данного хадиса облек то, что он понял из этих жестов в конкретные слова, которые сам подобрал для этого. Версия этого хадиса от ‘Ата ибн Ясара, которая служит подтверждением тому, что мы говорим, начинается со слов: «Рассказал мне сам хозяин этой рабыни…(и далее по тексту хадиса)». В этой версии, в частности, сообщается следующее: «…затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протянул руку к небу, словно спрашивая: «Кто над небом?» и она ответила: «Аллах». Тогда он спросил: «А кто я?» - на что она ответила: «Посланник Аллаха». После чего он сказал: «Отпусти ее, ибо поистине она верующая»». И это одно из доказательств того, что слова «Где Аллах?»- не принадлежат посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, передача хадиса «по смыслу» внесла в него данную путаницу».

Вот что сказал аль-Кавсари, да поступит с ним Аллах по Своей справедливости! А теперь вспомни то, что мы разъяснили относительно достоверности этого хадиса, и знай, что версия, начинающаяся со слов «Рассказал мне сам хозяин этой рабыни…» недостоверна с точки зрения иснада, так как в числе его передатчиков присутствует Са’ид ибн Зейд, который, хоть и был правдивым, однако обладал плохой памятью, и именно поэтому целая группа ученых сочла его слабым передатчиком, а Яхья ибн Са’ид даже очень слабым. Также на слабость Са’ида ибн Зейда как передатчика указал и хафиз Ибн Хаджар, сказав в «ат-Такриб»: «Он правдивый, однако допускал ошибки».

Добавь к вышесказанному и то, что упомянутое в данной версии указание пророком, да благословит его Аллах и приветствует, рукой на небо, не передается ни от одного из хафизов и остальных передатчиков, передавших этот хадис, а подобное, у ученых хадиса, расценивается как несомненное основание, для того, чтобы считать переданные Са’идом ибн Зейдом сведения отвергаемыми (мункар).

А теперь, да удалит Аллах меня и тебя от следования своим прихотям в религии, взгляни на то, как этот человек (аль-Кавсари) опирается на отвергаемую версию обсуждаемого хадиса и, мало того, пытается опровергнуть с ее помощью его достоверную версию, в достоверности которой сходятся все мухаддисы. Ты только погляди на то, как он рассматривает отвергаемую версию хадиса доказательством слабости и запутанности его достоверной версии! Что же должен сказать верующий мусульманин об этом человеке, который использует свои знания и осведомленность для внесения сомнений в сердца мусульман относительно хадисов их пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! Да поступит с ним Аллах так, как он этого заслуживает!

И ведь он не ограничился подобным приемом для введения людей в заблуждение, но еще и принялся приписывать передатчику этого хадиса (и не столь важно кому именно, так как все передатчики этого хадиса заслуживают доверия) сознательную ложь на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что понимается из слов аль-Кавсари, сказавшего, что данный передатчик сам подобрал то, какие слова, приписать пророку, да благословит его Аллаха и приветствует, а именно то, что он сказал рабыне: «Где Аллах?», в то время, как, по мнению аль-Кавсари, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вовсе не говорил этого, а слова эти вставил от себя кто-то из передатчиков, вместо упомянутого в версии Са’ида ибн Зейда: «…затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протянул руку к небу, словно спрашивая: «Кто над небом?»

Я считаю одной из своих обязанностей предостеречь мусульман от этого аль-Кавсари и ему подобных, обвиняющих невинных в том, к чему они непричастны, и напомнить им о словах Всевышнего: «О, вы, которые уверовали! Если придет к вам распутник с какой-либо вестью, то удостоверьтесь в ее правдивости, дабы по неведению не поразить невинных людей…». (Комнаты, 6).

[22] - Примечание шейха аль-Альбани: «Это часть длинного хадиса, передаваемого от Джабира о том, как совершал хадж пророк, да благословит его Аллах и приветствует».

[23] - Примечание шейха аль-Альбани: «Помимо ат-Тирмизи достоверность данного хадиса подтвердили и другие, однако данный хадис относится лишь к категории «сахих ли гайрихи» (достоверный в виду наличия дополнительных свидетельств в его пользу), как я подробно разъяснил это в «Ас-Сильсиля ас-Сахиха»/922».

[24] - Примечание шейха аль-Альбани: «Данный хадис приводит ат-Табарани».

[25] - Примечание шейха аль-Альбани: «Две первые версии данного хадиса приводятся в сборнике аль-Бухари в «Книге Единобожия», и у Ибн Са’да в «ат-Табакъат» (8/103,106). Также первая версия приводится у ат-Тирмизи (2/210), который назвал его хорошим достоверным хадисом, а вторая - у ан-Насаи (2/76) и Ахмада (3/226), но в их изложении говорится не «…заключил мой брак на небе», а «…заключил мой брак с неба», как приводится у Ибн Са’да. Третья версия приводится в сборнике аль-Бухари в «Книге Единобожия» и тоже со слов Анаса, Ибн Хаджар упоминает ее в «Фатх аль-Бари» (13/348) в передаче по форме «мурсаль» со слов аш-Ша’би, говоря: «Данный хадис приводит ат-Табари, а также Абу аль-Къасим ат-Тахави в своей книге «аль-Худжжату ва ат-тибьян». В «Тафсире ат-Табари» (11/22) приводится еще одна версия данного хадиса, по изложению не сильно отличающаяся от предыдущей».

[26] - Примечание шейха аль-Альбани: «Автор пишет, что данный хадис приводится в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, однако необходимо уточнить, что первая версия этого хадиса приводится не в них, а в «Муснаде имама Ахмада» (2/533) с хорошим иснадом. Также в похожем изложении данный хадис у Ахмада приводятся и через другие пути передач (2/269, 315, 351). Помимо «Муснада» данная версия приводится в «Тахридж ас-Сунна» у Ибн Аби ‘Асыма (801, 802). Следует отметить, что Ибн аль-Къаййим, использовал более точную формулировку, говоря об источниках этого хадиса, нежели автор. Так в своей книге «Иджтима’ аль-Джуюш аль-Ислямия» (стр.370) он пишет: «Этот хадис достоверный, и его опорный текст, а также подкрепляющее свидетельство в пользу его достоверности приводятся в обоих «Сахихах».

[27] - Имеется в виду завеса, которая препятствует абсолютно любому взору узреть Аллаха, свят Он и велик, в этой жизни. На это же указывают и слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда его спросили о том, видел ли он своего Господа, и он сказал: «Там Свет! Как же я Его увижу?!».

[28] - Примечание шейха аль-Альбани: «Этот хадис приводит аль-Хаким и другие, как я разъяснил это в «Ас-Сильсиля ас-Сахиха» (869)».

[29] - Примечание шейха аль-Альбани: «Этот хадис действительно достоверный и его иснад, который автор приводит в исходной версии «аль-‘Улюва», достоверен. Однако я не смог отыскать его в источниках, которыми располагаю, как хадис со слов Абу Са’ида аль-Худри. Хадис с этим же смыслом и в похожем изложении передается в обоих Сахихах и других сборниках, но со слов Абу Хурайры, и автор также приводил его в этой книге под номером 11».

[30] - Примечание шейха аль-Альбани: «Также данный хадис приводит аль-Байхакы в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр.420) с хорошим иснадом. В числе его передатчиков - Мухаммад ибн Салих ат-Таммар, о котором Ибн Хаджар сказал: «Правдивый, но ошибается». Автор приводит сведения о нем в своем труде «Мизан аль-И‘тидаль» упоминая о наличии разногласия среди ученых относительно его оценки как передатчика. Тем не менее, этот хадис усиливается хадисом в форме «мурсаль» со слов ‘Алькамы ибн Ваккаса, который приводит Ибн Исхакъ, о чем упоминается в «Фатх аль-Бари»… Опорный текст данного хадиса в сокращенном виде приводится в обоих Сахихах как хадис со слов Абу Са’ида аль-Худри».

[31] - Примечание шейха аль-Альбани: «Версия хадиса, которую упоминает автор, приводится в Сахихе аль-Бухари в форме ат-та’лик, однако упоминание «обители» в нем является отклоненным, на что я указал в своих комментариях к сокращенному варианту «Сахиха аль-Бухари» в начале главы «Книга Единобожия». А что касается этого хадиса со слов Сабита от Анаса (идущего следом в словах аз-Захаби. - Прим. пер.), то у него есть еще один путь передачи, который приводят ад-Дарими в «ар-Радду ‘аля аль-Мариси» (стр. 14) и Ахмад в «Муснаде» (281-282; 295-296). Подобный хадис также передается и от Ибн ‘Аббаса, который приводит Абу Джа’фар в «аль-‘Арш» (113/1), и еще одно подкрепляющее свидетельство в пользу рассматриваемого хадиса содержится в длинном хадисе со слов Абу Хурайры о сборе людей в Судный день, который приводит Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» (66/1; 72/1)».

[32] - Аль-Хатым - остатки стены из белого мрамора расположенной полукругом, соединяющей северный (Иракский) и западный (Сирийский) углы Каабы. Высота аль-Хатима около метра, толщина — полтора метра.

[33] - Хиджр Исма’иль - Место, между северной стеной Каабы и полукруглой стеной аль-Хатым.

[34] - Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Всевышний Аллах, в своей книге «Иджтима’ аль-Джуйуш аль-Исламийя» (стр.29), отмечает, что история о Вознесении Пророка относится к категории хадисов мутаватир. Ибн Касир собрал много версий этого хадиса, а ас-Суюты провел глубокое исследование этой темы в своей книге «аль-Аяту аль кубра фи аль-Ми’радж ва аль-’Исра». Нет сомнения, что основа этой истории относится к категории мутаватир. Что же касается подробностей, то многие из них достоверны, но встречаются и слабые.

[35] - Примечание шейха аль-Альбани: «Данный хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Похожий хадис в сокращенном виде приводит и Ат-Тирмизи, который я поместил в своем сборнике «ас-Сильсиля ад-Да’ифа»/2207».

[36] - Примечание шейха аль-Альбани: «Хадис достоверный. Некоторые его версии приводятся у аль-Бухари и Муслима, а последняя - у ат-Тирмизи, которую я привел в «ас-Сильсиле ас-Сахихе»/1629, а также в тахридже «Сунны Ибн Абу ‘Асыма»/810-811».

[37] - Примечание шейха аль-Альбани: «Этот хадис достоверный. Имам Ахмад приводит его в своем «Муснаде» (5/141-142) с достоверным иснадом, отвечающим условиям Муслима, который привел его в своем Сахихе (2/199) от Абу Бакра Ибн Аби Шейбы без его концовки.

Примечание: В своей книге «Иджтима’ аль-Джуюш аль-Ислямийя» (стр. 34) Ибн аль-Кайим приводит рассматриваемый хадис со слов Ибн ‘Аббаса в передаче Ахмада в следующем виде: «…и Он будет на Своем Престоле (или же на Своем ложе), сидя», т.е. добавив слово «сидя», однако ни у Ахмада, ни у других, кого мы упомянули, этой добавки к тексту не приводится. И я не знаю ни одного достоверно установленного хадиса о сидении Господа!»

[38] - Примечание шейха аль-Альбани: «Автор соглашается с данной оценкой аль-Хакима в «ат-Тальхис» (4/559), добавляя, что он соответствует требованиям Муслима, и это действительно так. Также его приводит Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» (73/1), приводя в его пользу подкрепляющее свидетельство из хадиса со слов Ибн ‘Аббаса».

[39] - Примечание шейха аль-Альбани: «Согласно версии Муслима, данный хадис звучит так: «Анас рассказывал: «Однажды, когда мы находились вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нас застиг дождь, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, распахнул свою одежду так, чтобы капли дождя попадали на тело. Мы спросили: «О, посланник Аллаха зачем ты сделал это?» Он ответил: «Потому что он недавно был у своего Господа». В этом же виде его приводят Абу Давуд в «аль-Адаб» и Ахмад (3/133, 267). Что касается версии, которую привел автор, то это версия хафиза Абу аль-Къасима аль-Багави. Этот хадис также приводится у Ибн Аби ‘Асыма в «ас-Сунна» (823) и у ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» (стр. 25)».

[40] - Примечание шейха аль-Альбани: «Этот хадис приводится у аль-Бухари (13/328-329), Муслима (8/26), Ахмада (2/251, 413, 480) и ат-Тирмизи (4/290), который подтвердил его достоверность. В Муснаде имама Ахмада (2/254, 405, 482) приводится три других пути передач этого хадиса от Абу Хурайры с похожим текстом. Также данный хадис приводит Ибн Манда в «ат-Тавхид» (77/1), подкрепляя его дополнительным свидетельством в виде хадиса со слов Анаса (100/1)».

[41] - В данных словах автора идет отсылка к аяту: «Мы воззвали к нему с правой стороны горы и приблизили его тихим голосом». (Марйам, 52).

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ади в комментариях к этому аяту писал: «Арабское слово «нида» означает ‘громкий призыв’, тогда как слово «ниджа» означает ‘тихий зов’. Именно эти два слова употреблены в обсуждаемом нами откровении, которое свидетельствует о том, что Аллах обладает способностью разговаривать громко или шепотом. Приверженцы Сунны и сторонники единой общины исповедуют эти воззрения в отличие от джахмитов, мутазилитов и приверженцев других еретических течений».

[42] - Примечание шейха аль-Альбани: «Ас-Суюты в «аль-Хасаису аль-Кубра» (1/438) приводит данный хадис со слов Асмы в похожем изложении со ссылкой на Ибн Мардавайха. Также у этого хадиса много подтверждающих свидетельств в обоих Сахихах и других сборниках в виде хадиса со слов Анаса и не только, о чем говорится в «аль-Хасаис». Со слов Анаса я привожу данный хадис в тахридже «Сунны Ибн Абу ‘Асыма» /791».

[43] - Другими словами, все, и в том числе деяния людей, происходит в соответствии с тем, что Аллах предопределил заранее, еще до сотворения всего сущего, и чем Он больше не занимается.

[44] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого хадиса автор приводит в исходной версии данной книги, и иснад этот достоверный. Также этот хадис приводят аль-Аджурри в «аш-Шари’а» (стр.293), аль-Лялякаи в «ас-Сунна» (1/91/2) и Ибн Къудама в «аль-‘Улюв» (169/1)».

[45] - Т.е. поддерживает родственные связи лишь с теми, кто сам поддерживает их с ним.

[46] - Примечание шейха аль-Альбани: «Этот хадис приводит Ахмад (2/163, 193) и иснад его является достоверным согласно условиям, выдвинутыми аль-Бухари. В Сахихе аль-Бухари он приводится без слов: «Родственные связи подвешены к Трону», и ат-Тирмизи также подтвердил его достоверность. Тем не менее, у этой добавки много подтверждающих свидетельств от целой группы сподвижников, и в частности от ‘Аиши, как приводится у аль-Бухари и Муслима».

[47] - Примечание шейха аль-Альбани: «Тем не менее, в предмете нашей темы у данного хадиса есть подтверждающее свидетельство из хадиса от ‘Абдуллаха ибн ас-Саиба, в его сокращенном варианте, в котором говорится: «Воистину, в это время отворяются небесные врата, и потому мне хочется, чтобы в это время от меня восходило праведное деяние». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, называя его хорошим, а также Ахмад (3/411), и иснад его достоверный».

[48] - Примечание шейха аль-Альбани: «Достоверный хадис. Приводится у Ибн Маджи (3809) и аль-Хакима (1/503), назвавшего хадис достоверным согласно требованиям Муслима, и автор (аз-Захаби) согласился с ним в этой оценке».

[49] - Примечание шейха аль-Альбани: «Достоверный хадис. Приводится у Ахмада и других с двумя достоверными иснадами от Ибн ‘Аббаса. Я привожу данный хадис в «аль-Мишкат» (3468)».

[50] - Хадисом мавкъуф - называется хадис, в тексте которого приводятся слова одного из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или сообщается о его поступках. Другими словами «хадис мавкъуф» (досл. приостановленный) – это такой хадис, текст которого не возводится по цепочке передатчиков непосредственно к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а приостанавливается на сподвижнике.

Хадис мавкъуф в свою очередь делится на два вида:

Те, текст которых мог исходить не иначе как от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и о которых выносится постановление как о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, («марфу’ хукман»).


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!