Те, которые являются личными словами сподвижника.



Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, писал: «Критерием определения хадисов мавкъуф, о которых выносится суждение как о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ученые определили то, что тема, затрагиваемая в этих хадисах, не должна быть предметом личных изысканий (иджтихад) и субъективных мнений (раъй). Так, например, если сподвижник рассказывает в этом хадисе о событиях, которые произойдут в День Воскресения, или о чем-либо из сокрытого от людей знания, то выносится постановление, что данные слова принадлежат пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (марфу’ хукман), ибо подобное не может быть сказано сподвижником от себя». (См. «Шарх аль-Манзума аль-Байкунийя»/51).

[51] - Примечание шейха аль-Альбани: «Автор приводит этот хадис от Рауха ибн ‘Убады, (одного из шейхов имама Ахмада), с иснадом от ‘Абдуллаха ибн ’Амра и иснад этот достоверный».

[52] - Примечание шейха аль-Альбани: «Этот хадис я привел в своей книге «Ахкам аль-Джанаиз»».

[53] - Примечание шейха аль-Альбани: «Достоверный хадис. Я привел его в «аль-Мишкат» (2244), «Сахих Аби Давуд» (133) и «ат-Таргиб» (2/273). Это известный хадис, и от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его также передают ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн ’Умар, Анас и другие сподвижники».

[54] - В своей книге «Иджтима’ аль-Джуюш аль-Ислямийя» Ибн аль-Къаййим указывает, что иснад данного хадиса является достоверным в соответствии с требованиями аль-Бухари.

[55] - Примечание шейха аль-Альбани: «Примечательно, что в данном случае, указывая на степень хадиса, автор дает собственную оценку о том, что он достоверен наряду с упоминанием того, что он приводится у аль-Бухари в его «Сахихе». Хотя, как неоднократно приводилось ранее, а также будет приводиться впоследствии, обычно для указания на достоверность хадиса автор ограничивался упоминанием того, что он приводится у аль-Бухари и Муслима, или же у одного из них. Данный поступок со стороны имам аз-Захаби, указывает на дозволенность подобной совместной оценки, и в некоторых своих оценках к хадисам я поступал таким же образом, несмотря на то, что отдельные злобные фанатики из числа ханафитов опровергали меня и обвиняли в том, о чем я даже и не помышлял. Я подробно разъяснил этот вопрос и дал исчерпывающий ответ на данные обвинения в предисловии к своему исследованию «Шарха ‘Акыда ат-Тахавия».

[56] - Примечание шейха аль-Альбани: «Данный хадис приводит имам аль-Лялякаи в «ас-Сунна» (1/92/2), а также Ибн Къудама аль-Макъдиси в книге «Исбату Сыфати аль-‘Улюв лиЛляхи Та’аля» (162/1)».

[57] - Примечание шейха аль-Альбани: «Мы верим в Трон Милостивейшего Аллаха, однако описываем его только так, как это достоверно установлено Кораном и Сунной. О, если бы автор, да смилуется над ним Аллах, ограничился этим и не добавлял описаний, основанных на догадках и предположениях, особенно учитывая тот факт, что в исходной версии данной книги он сам приводит слова Вахба ибн Мунаббиха о том, что длина Трона равна расстоянию в пятьдесят тысяч лет. Заметьте, в пятьдесят, а не пятьсот! Как бы то ни было, это сообщение относится к категории древне-иудейских преданий, в приведении которых нет никакой пользы за исключением разве что, того, что следует быть внимательным и не принимать их на веру, и именно поэтому я исключил его из сокращенной версии книги».

[58] - Примечание шейха аль-Альбани: «Аль-Фарьяби приводит достоверный иснад этого сообщения от Муджахида и возводит его к самому пророку, да благословит его Аллах и приветствует. В этом сообщении содержится прекрасное опровержение некоторым современным писателям, пытающимся убедить людей в том, что представители первых поколений общины (саляф) не заводили разговоры об аятах, в которых упоминаются качества Аллаха и вообще никак не толковали их, ограничиваясь лишь их чтением без размышления и попыток их понять. В своих книгах Шейх аль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, прекрасно доказал ложность этой мысли в числе прочих других заблуждений. Да действительно, они не толковали эти аяты толкованием, связанным с уподоблением Аллаха Его творениям и приданием Его качествам каких-либо образов. Более того, они строго запрещали это, что вам еще предстоит увидеть в данной книге со слов Малика и не только. Вместе с тем, аль-Лялякаи в «ас-Сунна» (1/91/2) приводит слова Бишра ибн ‘Умара (умершего в 207 г.х.), который сказал: «Я слышал от многих толкователей Корана, говоривших, что слова Аллаха: «Милостивейший вознесся на Трон» означают: «…поднялся над Троном».

[59] - Примечание шейха аль-Альбани: «Достоверный мавкъуф хадис. Приводится у Ибн Хузаймы в «ат-Тавхид» (стр. 71-72), ад-Дарими в «ар-Радду ‘аля аль-Мариси» (стр. 71, 73-74), Абу Джа’фара ибн Абу Шейбы в «аль-‘Арш» (114/2) и ‘Абдуллаха ибн Ахмада в «ас-Сунна» (стр.71) от Суфьяна, а тот от ‘Аммара ад-Духни, а тот от Муслима аль-Батына, а тот от Са’ида ибн Джубайра, а тот от Ибн ‘Аббаса. Это достоверный иснад и все его передатчики заслуживают доверия».

[60] - Примечание шейха аль-Альбани: «Данное сообщение приводится у ад-Дарими в «Сунан» (стр.105), а также в «ар-Радду ‘аля аль-Джахмия» (стр.26). Автор приводит его по тому же пути передач что и он, и иснад его достоверный, удовлетворяющий требованиям аль-Бухари и Муслима».

[61] - Примечание шейха аль-Альбани: «Автор приводит это предание с тем же иснадом, что и Саммувайх. Также его приводит ад-Дарими (стр.104) в несколько сокращенном виде. Иснад этого сообщения достоверный, а все его передатчики заслуживают доверия, при условии, что Cа‘ид ибн ’Абду-ль-’Азиз ат-Танухи рассказал его прежде того, как начал путаться. И я склонен полагать, что так оно и есть, поскольку передавшим это предание с его слов, был Абу Мусхир, который и поведал нам о том, что с определенного времени ат-Танухи стал путаться. Вряд ли бы он стал передавать это сообщение от ат-Танухи когда его память ухудшилась, особенно учитывая тот факт, что он весьма уважительно относился к нему. Абу Хатим сказал: «Абу Мусхир отдавал предпочтение Са’иду ибн ’Абду-ль-’Азизу перед аль-Авза’и». Совершенно очевидно, что это предпочтение могло относиться только к тем риваятам, которые Са’ид передал до того, как стал путаться. А Аллаху ведомо лучше!»

[62] - Примечание шейха аль-Альбани: «Аль-Байхакы приводит его в «аль-Асма ва ас-сыфат» (стр.401). Также его приводят Ибн Хузайма (стр.70), ад-Дарими (стр.105), Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» (2/34), аль-Лялякаи в «Шарх Усуль и’тикъад ахли ас-сунна» (1/91/2) и Сунайд ибн Давуд с достоверным иснадом, как утверждает Ибн аль-Къаййим в «Иджтима’ аль-Джуюш аль-Ислямийя» (стр. 100). И иснад, на который они опираются, действительно хорош».

[63] - Ибн аль-Къаййим приводит данное сообщение в «Иджтима’ аль-джуюш аль-Ислямийя» (стр. 100), называя его иснад достоверным /сахих/. Также, в похожем виде, оно приводится у ад-Дарими в «Радд ‘аля аль-джахмийя» (стр. 26).

[64] - Примечание шейха аль-Альбани: «Ад-Дарими приводит данное сообщение в «ар-Радду ‘аля аль-Джахмия» (стр.27) с достоверным иснадом».

[65] - Примечание шейха аль-Альбани: «Сообщение приводится у ад-Дарими (стр. 35, 90), а также у Абу аш-Шейха в «аль-‘Азама» («35/2 и 209/2) и аль-Лялякаи (1/97/1) с достоверным иснадом, отвечающим требованиям имама Муслима».

[66] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения хороший. Также приводится у Ибн Хузеймы (стр. 243)».

[67] - Также данный хадис приводят Муслим, Ахмад и другие мухаддисы . В книге «Ирва аль-Галиль» он приводится под номером 887.

[68] - Примечание шейха аль-Альбани: «Хадис достоверный. Приводится у Ахмада (2/338, 370, 523)».

[69] - Примечание шейха аль-Альбани: «Хадис приводится у Ахмада (4/128) и аль-Мунзири в «ат-Таргиб» (4/48) называет его иснад хорошим /джайид/».

[70] - Примечание шейха аль-Альбани: «Автор назвал данный хадис годным /салих/, и если он имел в виду, что он годен в силу наличия дополнительных свидетельств в свою пользу, то это действительно так».

[71] - Имеется в виду событие, описанное в аяте: «Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его показался горе, то разбил ее и превратил в песок, а Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я — первый из верующих». (Преграды, 143).

[72] - Примечание шейха аль-Альбани: «На самом деле у Муслима хадис со схожим текстом приводится в полном виде (7/102). Также он приводится у аль-Бухари в двух местах его «Сахиха» (2/89, 4/ 327) и у Ахмада (3/33). Абу Дауд приводит его в сокращенном виде (468), и данная версия также имеется у Ахмада (3/31)».

[73] - Примечание шейха аль-Альбани: «Также данный хадис приводится у аль-Бухари, а я привожу его в «Тахридж ас-Сунна Ибн Абу ‘Асым» (562)».

[74] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этой версии хадиса хороший и помимо ан-Насаи приводится у Ахмада (3/327), а также у Абу Джа’фара Ибн Абу Шейбы в «аль-‘Арш» 1/113)».

[75] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у Муслима и других помимо него. См. «Тахридж ас-Сунна»/561».

[76] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у Ахмада и Ибн Са’да. См. «Тахридж ас-Сунна»/564-567».

[77] - Примечание шейха аль-Альбани: «Отнесение данного хадиса к Муслиму ошибочно, поскольку в таком виде данный хадис не приводится у него вовсе, а с тем иснадом, с которым автор приводит его в опорной версии книги, у Муслима (6/47) он звучит иначе. Что же касается приведенной версии хадиса, то с другим путем передачи от Абу Хурайры она приводится у ат-Тирмизи (2/61), Ибн Хузеймы (25/2) и аль-Хакима (1/418) и они подтвердили ее достоверность».

[78] - Речь идет о шайтанах, приставленных к каждому из людей, которые наущают их в течение всей жизни. Со слов ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Абсолютно каждый из вас вверен одному из числа джиннов, который всюду сопровождает человека». Люди спросили: «И даже ты, Посланник Аллаха?» Он ответил: «И даже я. Однако, Аллах помог мне одолеть его и тот принял Ислам, и теперь он побуждает меня только к добру». В другой версии этого хадиса добавляется, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал : «…Абсолютно каждый из вас вверен одному из числа джиннов и одному из числа ангелов, всюду сопровождающим человека…». (Муслим, 2814).

[79] - Примечание шейха аль-Альбани: «Степень достоверности хадиса соответствует оценке автора, а возможно даже превышает ее».

[80] - Примечание шейха аль-Альбани: «И хадис этот приводится у аль-Бухари и Муслима в виде длинного повествования о лицезрении Аллаха в будущей жизни. Помимо них этот хадис приводит целая группа других ученых, как, в частности Ибн Хузайма в «ат-Таухид» (стр. 113-115) и аль-Байхакы в «аль-Асма» (стр. 291-292)».

[81] - Примечание шейха аль-Альбани: «Данная оценка аль-Азади ничего не меняет, поскольку, как известно, относительно приемлемости его самого, как передатчика, среди ученых высказывались сомнения, это уже не говоря о том, что аль-Ахдара счел надежным передатчиком Ибн Ма’ин, а также имам аль-Бухари, ан-Насаи, Ибн Хиббан и Ибн Шахин, о чем упоминается в «ат-Тахзибе». И если бы не слова Абу Хатима: «…Хадисы от него можно лишь записывать…», можно было бы с уверенностью заключить, что надежность аль-Ахдара как передатчика принята единогласно. Однако, даже если мы и будем рассматривать эти слова Абу Хатима, как прямую дискредитацию аль-Ахдара, то следует отметить, что такие слова не могут быть приняты во внимание поскольку представляют собой критику без соответствующих пояснений, особенно с учетом того, что они противоречат оценке имамов хадиса, посчитавших аль-Ахдара заслуживающим доверия. Вдобавок ко всему, слова Абу Хатима вполне можно совместить с оценкой других имамов, сказав, что аль-Ахдар по его мнению был средним передатчиком, а подобное будет несомненно означать, что хадисы, переданные им будут относиться, как минимум, к категории хороших /хасан/, и вероятно именно на это хотел указать хафиз Ибн Хаджар назвав его в «ат-Такрибе» правдивым /садук/.

Что же касается остальных передатчиков данного хадисы, то все они заслуживают доверия. Таким образом, иснад этого хадиса является хорошим /джайид/, и он не единственный, в котором упоминается о том, что сотворение почвы произошло в субботу, а сотворение всего прочего – в остальные из семи дней. Так, этот же хадис приводит Муслим и другие имамы через другой пути передачи со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и у меня он приводится в «ас-Сильсиле ас-Сахиха»/1833.

Некоторые ошибочно полагают, что начало этого хадиса противоречит аяту «Аллах - Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон» (Поклон, 4). На самом деле это не так, и я подробно разъяснил этот момент в своих примечаниях к «Мишкат аль-Масабих» (5735), суть которых вкратце сводится к тому, что семь дней, упомянутые в хадисе – это не те шесть дней, которые упомянуты в аяте, и что хадис повествует нам о деталях того, что Аллах сделал на Земле, дополняя Коран, а, не противореча ему… Хвала Аллаху, по милости которого завершаются благие дела!»

[82] - Сборники хадисов Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджах.

[83] - Примечание шейха аль-Альбани: «Хадис достоверный. Приводится у Ахмада (5/229, 236-237), Ибн Хиббана (2510) и аль-Хакима (4/169-170)».

[84] - Примечание шейха аль-Альбани: «Хадис приводится у Абу Дауда и других имамов, в «ас-Сильсиле ас-Сахиха» я привел его под номером 151».

[85] - В другой версии этого хадиса сообщается: «…когда остается последняя треть ночи…», и она более правильна, как сказал об этом ат-Тирмизи.

[86] - Примечание шейха аль-Альбани: «Данный хадис приводится у Муслима одновременно со слов Абу Хурайры и Абу Са’ида аль-Худри. Я привожу этот хадис в составе группы других хадисов о Нисхождении Аллаха в «Ирва аль-Галиль»/450. Ибн аль-Къаййим в «Иджтима’ аль-джуюш аль-Ислямийя» (стр. 35) приводит его по пути передачи от ‘Абду-р-Раззакъа, от Ма’мара, от Ибн аль-Мусайиба, от Абу Хурайры со схожим текстом, но с добавкой «…и садится на Свой Престол…». Я же считаю данную добавку отвергаемой /мункар/ поскольку не встречал ее нигде, за исключением этого пути передач, а он является прерванным между Ма’маром и Ибн аль-Мусайибом. Вдобавок к этому я встречал данный хадис в «Муснаде» по пути передачи от ‘Абду-р-Раззакъа, от Ма’мара с двумя другими иснадами от Абу Хурарйы без этой добавки. Помимо него этот хадис со слов Са’ида ибн аль-Мусайиба от Абу Хурайры передают и другие рассказчики, и в их передачах также нет этой добавки.

Среди людей широко известна аллегорическая трактовка этого хадиса, к которой прибегли те, кто отрицает божественные качества Аллаха. Они хотят представить нисхождение Аллаха, как нисхождение повеления Всевышнего Аллаха и Его милости, однако такая трактовка является ложной по многим причинам, как это разъяснил шейху-ль-Ислам Ибн Таймия в своей книге «Шарх хадис ан-нузуль». И одна из этих причин заключается в контексте хадиса. Так, слова «Я – Владыка!...» (и далее до конца хадиса) прямо свидетельствуют о том, что нисходит Сам Всевышний Аллах.

В своей книге (стр.32) шейху-ль-Ислам пишет: «Как-то раз одного из имамов отрицающих Возвышенность Аллаха спросили о нисхождении, и он ответил: «Нисходит веление Аллаха». Тогда спрашивающий спросил его: «И от кого оно нисходит? По-твоему получается, что поверх всех миров есть нечто! Так от кого же нисходит это веление?! От какого-то абсолютного небытия?!» - и тот пришел в замешательство».

Одно из самых странных толкований, которые я встречал - это слова «шейха» Абу Захры в «аль-Мазахиб аль-Ислямия» (стр. 325), писавшего: «Правильным будет истолковывать нисхождение Аллаха на нижнее небо, как приближение расчета Аллаха!» (!!!) Согласно такому толкованию расчет Аллаха приближается каждую ночь, а потом пропадает! И выходит, что никакого нисхождения вообще не существует. Именно таким образом и искажаются священные тексты и отрицается их подлинный смысл приличествующий Всевышнему Аллаху».

[87] - Примечание шейха аль-Альбани: «Здесь автор указывает на сообщение, которое привел Сулейман ибн Билял от Шурайка ибн ’Абдулаха ибн Абу Намира, сказавший: «Я слышал, как Анас ибн Малик рассказывал о ночи перенесения (аль-Исра) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует…» после чего рассказал длинный хадис о перенесении, в котором содержались такие слова: «И приблизился к Могучему, Благословен Он и Возвышен, и спустился, и оставалось до Него расстояние двух луков или даже меньше, и внушил Он ему, что пожелал…»

Однако это сообщение от Шурайка – отвергаемое, так как слова его одного противоречили словам целых групп достойных доверия рассказчиков, передавших хадисы о вознесении (аль-Ми’радж). Никто из них не связывал приближение и спускание с Благословенным и Всевышним Аллахом, а от ‘Аиши и Ибн Мас’уда, да будет доволен ими обоими Аллах, и вовсе передаются слова, напрямую указывающие, что в словах Всевышнего «Затем он приблизился и спустился, и был от него на расстоянии двух луков или даже меньше» речь идет о Джибриле, благословения ему и мир. У Муслима (1/111) приводится хадис от Масрука, сказавшего: «Я спросил ‘Аишу: «А что со словами: «Затем он приблизился и спустился, и был от него на расстоянии двух луков или даже меньше, и внушил он рабу Его откровение»? Она ответила: «Это – Джибриль, да благословит его Аллах и приветствует». См. «аль-Асма ва ас-Сыфат» аль-Байхакы (стр. 438-441).


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!