Суфьян ас-Саври, выдающийся ученый своего времени (97-161 гг.х.)



126 – Многие передавали от Ма’дана, которого Ибн аль-Мубарак называл одним из абдалей,[140] следующее: «Как-то раз я спросил Суфьяна ас-Саври о словах Всевышнего: «И Он с вами, где бы вы ни были» - и он ответил: «(Он с вами) Своим знанием».[141]

Аль-Валид передал от ас-Саври, что говоря о хадисах, в которых упоминаются качества Аллаха, он говорил: «Оставляйте их в первоначальном виде».

127 – Передает аль-Ляйс ибн Яхья аль-Бухари: [«Рассказал мне Ибрахим ибн аль-Аш’ас][142] от Муаммаля ибн Исма’ила от Суфьяна ас-Саври, сказавшего: «Кто скажет, что Коран сотворен, тот – неверный».

Имам ас-Саври, равного которому не было в его эпоху, распространил много хадисов, в которых упоминаются качества Аллаха, и его учение относительно этих хадисов заключалось в их признании, понимании их в буквальном смысле и отказе от их истолкования и интерпретирования. Да смилуется над ним Всевышний Аллах!

128 – Шу’айб ибн Харб рассказывал: «Однажды я сказал Суфьяну: «Расскажи мне что-нибудь из Сунны» - и он сказал: «Коран – это Речь Аллаха, и он не сотворен, от Него изошел и к Нему вернется.[143] Кто высказывает иную точку зрения, тот неверный. Вера – это слова и дела, она увеличивается и уменьшается…» - после чего рассказал еще целый раздел (из убеждений сторонников Сунны).

Малик, имам Дар-уль-Хиджры (Медины) (93-179 гг.х.)

129 – Сказал Исхакъ ибн ‘Иса ат-Табба’: «Сказал Малик: «Неужто всякий раз, когда к нам является некий человек, более способный в споре, чем остальные, то из-за спора с ним мы оставляли то, что Джибриль низвел Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует?»[144]

130 – Передает ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль в «ар-Радду ‘аля джахмия»: «Рассказал мне мой отец (после чего упомянул цепочку передатчиков вплоть до ‘Абдуллаха ибн Нафи’а, сказавшего): «Малик ибн Анас сказал: «Аллах над небом, а Его знание повсюду, и ничто не укроется от Него».[145]

131 – Аль-Байхакы приводит сообщение с достоверным иснадом от Абу ар-Раби’а ар-Ришдини, а тот от Ибн Вахба, сказавшего: «Однажды, когда я находился у Малика, к нему вошел некий мужчина и спросил: «О, Абу ‘Абдуллах, «Милостивый вознесся (истава) над Троном», и как же Он вознесся?» Услышав это, Малик потупил взор и покрылся потом. Затем он поднял голову и сказал: «Милостивый вознесся над Троном, как Он Сам Себя описал, и не задаются при этом вопросы «как?». Слово «как?» вообще не применимо к Нему. А что касается тебя, то ты приверженец нововведений! Выведите его отсюда!»

132 – Приводят Яхья ибн Яхья ат-Тайми, Джа’фар ибн ‘Абдуллах и еще группа ученых, которые сказали: «Однажды к Малику пришел некий мужчина и спросил: «О Абу ‘Абдуллах «Милостивый вознесся на Трон» и как же он вознесся?» И мне не доводилось видеть, чтобы Малик гневался на что-либо так, как он разгневался на слова этого человека в тот день. Он покрылся потом и голоса людей стихли. Затем, придя в себя, Малик сказал: «Как Он это сделал – непостижимо нашим разумом, однако, само вознесение – не является чем-то неизвестным. Верить в это обязательно, а задавать вопросы об этом – нововведение! И воистину, я боюсь, что ты заблудший» - после чего он распорядился, и этого человека вывели».

Эти слова достоверно установлены от Малика, а чуть выше мы приводили нечто подобное и со слов его шейха, Раби’и. Такова позиция всех приверженцев Сунны: «Каким образом Аллах вознесся на Трон – недоступно нашему разуму и является для нас неизвестным. Однако само Его вознесение (истава) – известно нам, как Он Сам сообщил нам об этом в Своем Писании, а также, что происходит оно приличествующим Ему образом. Мы не углубляемся в этот вопрос, не пытаемся постичь его во всех деталях и не погружаемся во всевозможные логические следствия, проистекающие из этих слов, ни в части отрицания, ни в части подтверждения. Мы воздерживаемся от этого, подобно тому, как воздерживались предшественники (саляф) и знаем, что если бы у этих слов была какое-то истолкование, то сподвижники и таби’ины непременно бы поспешили разъяснить его, и не имели бы права подтверждать все это в буквальном смысле и умалчивать о его толковании. Вместе с тем, мы убеждены в том, что нет никого подобного Аллаху, да возвеличится Его Величие, ни в Его качествах, ни в Его вознесении (истава), ни в Его нисхождении. Пречист Он и намного возвышен от того, что говорят о Нем несправедливые.»

Факъих Абу Саур аль-Кальби рассказывал: «Я слышал, как аш-Шафи’и говорил: «Когда к Малику приходил кто-нибудь из приверженцев нововведений, он говорил: «Что касается меня, то мне все ясно в моей религии, а что касается тебя, то ты в сомнении. Вот и иди к такому же, как ты сомневающемуся и спорь с ним».

Аль-Валид ибн Муслим рассказывал: «Я спрашивал аль-Авза’и, Малика ибн Анаса, Суфьяна ас-Саври и ал-Ляйса ибн Са’да о хадисах относительно качеств Аллаха, и все они говорили мне: «Оставляйте их в первоначальном виде, без толкования».

Данное сообщение передает целая группа передатчиков от аль-Хайсама ибн Хариджи, а он от Валида ибн Муслима.[146]

135 - Ибн Абу Увайс сказал: «Я слышал, как Малик говорил: «Коран – это Речь Аллаха, и речь Аллаха относится к Нему, а к Аллаху не относится ничего сотворенного».[147]

136 – Маймун ибн Яхья аль-Бакри сказал: «Малик говорил: «От того, кто скажет, что Коран сотворен, требуют покаяться, и если он отказывается, то ему отрубают голову».[148]


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!