Мис’ар ибн Кидам, один из выдающихся имамов (умер в 153(5) г.х.)



148 – Яхья ибн Ма’ин рассказывал: «Я присутствовал, когда Закъария ибн ‘Ади обратился к Вакъи’у, сказав: «О, Абу Суфьян! Мой вопрос обо всех этих хадисах, как в частности хадисе о том, что Престол (аль-Курси) – это место для стоп Аллаха, и подобных ему» - на что Вакъи’ сказал: «Исма’ил ибн Абу Халид, ас-Саври и Мис’ар передавали эти хадисы и ничего из них не толковали».[165]

_______________________

[134] - Примечание шейха аль-Альбани: «Из того, как автор, да простит Аллах нас и его, привел эту историю от аль-Байхакы, может показаться, что аль-Байхакы ничего не сказал о ее иснаде. Однако, на самом деле, это не так, поскольку в конце своих слов аль-Байхакы намекает на ее слабость, говоря: «…При условии, конечно, что эта история от него достоверна…»

От себя я скажу: «Как же она может быть достоверна, если передает ее Нух аль-Джами’ (досл. «собиратель»), которого обвиняли в выдумывании хадисов?! Некоторые даже говорили о нем: «Он собрал все, за исключением правды!» Что касается Ну’айма ибн Хаммада, то он тоже слабый передатчик, и некоторые мухаддисы подозревали его.

Автор был просто обязан разъяснить этот момент, дабы не оставить возможности своим злобным врагам уколоть его за это, как это сделал аль-Кавсари в «Такмиляту ар-радд ‘аля Нуния Ибн аль-Къаййим» (стр. 179)».

[135] - Примечание шейха аль-Альбани: «Абу Муты’ – один из величайших последователей Абу Ханифы и один из наиболее знающих факыхов среди них. В своей книге «Мизан аль-И’тидаль» автор говорит о нем следующее: «Он был сведущ в вынесении самостоятельных суждений, а также выдающимся ученым и весьма важным человеком, однако в точной передаче преданий (асар) он был очень слаб. Ибн Мубарак высоко чтил и уважал его из-за его религиозности и знаний, а Ибн Ма’ин говорил, что как передатчик он абсолютно ничтожен.

Слова аз-Захаби об Абу Муты’е, как об авторе «аль-Фикъху аль-Акбар», являются весомым указанием на то, что данная книга не принадлежит авторству имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Всевышний Аллах, вопреки тому, что в среде ханафитов широко известно обратное. Данная книга была издана много раз, и всякий раз ее авторство приписывалось Абу Ханифе, а многие последователи ханафитского мазхаба составили свои комментарии к ней. Среди них – Абу Мансур аль-Матуриди, к вероубеждениям которого себя относят большинство ханафитов. Подавляющая масса этих комментаторов интерпретировала текст данной книги по-своему. И можно видеть, что этот Абу Мансур тоже подверг своей интерпретации упомянутые слова Абу Ханифы из «Фикъху аль-Акбар», сделав это так, что это привело к абсолютному искажению их смысла и исключило Абу Ханифу из числа предшественников (саляф), которые вовсе не истолковывали атрибуты Аллаха. Объясняя слова Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах «…Он стал неверным…» аль-Матуриди пишет (стр.19): «Т.е. он стал неверным из-за того, что своими словами он допустил мысль о том, что у Аллаха есть место, став тем самым, многобожником…» - при этом, он вовсе не обращает внимания на окончание слов Абу Ханифы, которые опровергают эту его интерпретацию: «…ибо Всевышний Аллах говорит: «Милостивый, Он вознесся (истава) на Трон».

Совершенно очевидно, что тот человек стал неверным по причине отрицания возвышенности Аллаха над Троном, как на это ясно указывает этот аят, а не из-за того, что он якобы допустил мысль о том, что у Всевышнего Аллаха есть место. Пречист Аллах и Возвышен от этого!

Приведя данное сообщение от Абу Муты’а аль-Балхи, автор толкования к своду вероубеждений «ат-Тахавийя» (стр.323) писал: «…Не стоит обращать внимание на тех, кто отрицает данное положение, приписывая себя к мазхабу Абу Ханифы, ибо к его мазхабу себя приписывали и многие му’тазилитские течения, а также прочие секты, исповедовавшие то, что во многом противоречило убеждениям Абу Ханифы. Точно так же некоторые течения приписывали себя и к Малику, и к аш-Шафи’и, и к Ахмаду, однако не соответствовали им в ряде вопросов их вероубеждений. Широко известна история о том, как Абу Юсуф (ученик Абу Ханифы) потребовал покаяния от Бишра аль-Мариси, после того, как тот стал отрицать, что Всемогущий и Великий Аллах может находиться над Троном, и историю эту приводят ‘Абдуррахман ибн Абу Хатим и другие мухаддисы…»

Упомянутая история содержится в этой книге и скоро будет приведена в главе, посвященной биографии Абу Юсуфа, если будет на то воля Всевышнего Аллаха. Эта история содержит в себе доказательство того, что первые последователи Абу Ханифы разделяли веру первых поколений мусульман (саляф) в Возвышенность Аллаха над Своими творениями. И этот факт является одним из подкрепляющих свидетельств в пользу достоверности рассматриваемых передач от имама Абу Ханифы. Еще одним таким свидетельством является прямое заявление имама Абу Джа’фара ат-Тахави аль-Ханафи в его «’Акыде» о том, что «…Всевышний Аллах не нуждается ни в Троне, ни в чем-либо еще, объемлет все сущее и Поверх него…».

[136] - Ибн Таймийя в «аль-‘Акыде аль-Хамавийя» (стр. 431) пишет о том, что иснад этого сообщения достоверный, и Ибн аль-Къайим в «Иджтима’ аль-Джуюш аль-Ислямийя» (стр. 43) вторит ему в этом.

[137] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у аль-Аджурри в «аш-Шари’а» с достоверным иснадом».

[138] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения хороший. Оно приводится в «ас-Сунна» (стр.71), а также у Абу Дауда в «аль-Масаиль» (стр. 263) со слов имама Ахмада, у аль-Лялякаи (1/96/2) и аль-Байхакы (стр. 430-431). В версии аль-Бейхаки данное сообщение Мукъатиль ибн Хайян передает от ад-Даххакъа, и эту же самую версию приводит аль-Аджурри (стр. 289)».

[139] - Примечание шейха аль-Альбани: «В иснаде этого сообщения у аль-Байхакы (430-431) присутствует передатчик по имени Исма’иль ибн Къутайба, описывая биографию которого Ибн Абу Хатим не упомянул ни его отвода как передатчика, ни признания его годности».

[140] - Арабское слово "аль-абдаль" является множественным числом существительного "аль-бадаль" (досл. «заменитель»), которое применяется ко всему, чем заменяют нечто. Так, используя однокоренной глагол "абдаля", арабы говорят: "Абдаля аш-шайъа би-ш-шайъ" - т.е. заменил одну вещь другой. Слово "аль-абдаль" или "аль-будаля" в арабском языке используют применительно к лицам, которые выступают заместителями и преемниками друг друга. В своей основе слово "аль-ибдаль" (замена), также имеющее непосредственное отношение к рассматриваемой теме, означает смену одной вещи другой. Еще одно однокоренное слово "ат-табдиль" означает "ат-тагъйир" (изменение, смена).

С точки зрения шариатской терминологии термином "аль-абдаль" (преемники, продолжатели) называют людей, являющихся преемниками пророческих знаний и продолжателями их дел.

[141] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у Ахмада (стр.72), аль-Аджурри (289) и аль-Лялякаи (1/92/2). Мне неизвестно, кто такой этот Ма’дан. В передаче аль-Бейхаки он описывается, как набожный человек. У аль-Аджурри он назван Халидом ибн Ма’даном, однако это опечатка, поскольку Халид ибн Ма’дан – это таби’ин. В своем «аль-Мухтасаре» автор говорит: «Это предание достоверно установлено со слов Ма’дана».

[142] - То, что в квадратных скобках приводится в «аль-Ибана» у аль-Аш’ари (стр.30)

[143] - Т.е. именно Аллах произнес Коран изначально и ниспослал его от Себя, а не как говорят джахмиты, что Аллах сотворил Коран в воздухе или еще где-то, после чего он изошел от кого-то другого. А что касается слов «…и к Нему вернется…», то это означает, что Коран будет изъят из книг и сердец так, что не останется в сердцах ни одного слова, а в книгах – ни одной буквы. Об этом говорится в «аль-‘Акыда аль-Васитыя» у шейх-уль-Ислама Ибн Таймийи.

[144] - Примечание шейха аль-Альбани: «Ибн ‘Абдуль-Барр передает нечто подобное в «Джами’ Баян аль-‘ильм» (2/95), а также аль-Харави в «Замм аль-Калям» со слов ат-Табба’а. Иснад сообщения достоверный».

[145] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у ‘Абдуллаха в «ас-Сунна» (стр.5), у Абу Дауда в «аль-Масаиль» (стр.263), а также у аль-Аджурри (стр.289) и аль-Лялякаи (1/92/2) с достоверным иснадом, и, как сообщается у аль-Аджурри, имам Ахмад использовал эти слова в качестве довода.

Говоря об этом сообщении в своем предисловии к «аль-Асма ва ас-Сыфат» аль-Кавсари писал: «В его иснаде присутствует передатчик по имени ‘Абдуллах ибн Нафи’ аль-Асамм, передававшего со слов Малика отвергаемые сообщения /мункар/». Должен сказать, что эти слова являются намеренной ложью или фальсификацией аль-Каусари, ибо ни один из имамов, специализировавшихся в науке об отводе передатчиков /джарх/, не забраковывал ‘Абдуллаха ибн Нафи’а, да еще и в таких выражениях. Напротив, о его передачах со слов Малика они говорили: «Он был наиболее знающим из людей о мнениях Малика и его хадисах». И если желаете узнать о нем подробнее, то можете обратиться к книге «ат-Тахзиб».

[146] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения достоверный, а все его передатчики заслуживают доверия».

[147] - Примечание шейха аль-Альбани: «Ахмад говорил то же самое, как это приводится от него у Абу Дауда в «аль-Масаиль» (263). Что же касается аш’аритов, то они прибегали к интерпретации, говоря: «Коран – это речь Аллаха в том смысле, что Он сотворил его в Хранимой Скрижали (аль-Лявх-уль-Махфуз)». См. примечания аль-Байджури к книге «аль-Джавхара» (стр. 44-45).

[148] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения является сносным. Ибн Абу Хатим (со слов своего отца) называет Маймуна ибн Яхью аль-Бакри шейхом (хадисы его записываются и на них обращают внимание), а что касается остальных передатчиков, то все они заслуживают доверия. Также ‘Абдуллах ибн Ахмад приводит эти слова Малика в «ас-Сунна» (стр.5) через другой путь передач с достоверным иснадом, в следующем виде: «…его мучительно избивают и заключают под стражу до тех пор, пока он не покается».

[149] - Примечание шейха аль-Альбани: «Чуть выше подобное сообщение приводилось со словами: «…Оставляйте их как есть…». В своей книге «аль-Хамавийя» Ибн Таймия писал: «В их словах, да будет доволен ими Аллах: «…оставляйте их, как есть…» содержится ответ отрицающим, а в словах: «…без вопросов «как?» - ответ уподобляющим». Ибн аль-Къаййим в «аль-Джуюш аль-ислямия» (стр.77) писал: «В своих словах: «…без вопросов «как?» предшественники (саляф) имели в виду отрицание интерпретаций, который по сути является приданием образа, который утверждают сторонники толкования. И они, те, которые утверждают придавание образа, противоречат истине, и совершают три опасные вещи: отрицают истину, утверждают придавание образа путем толкования и отрицают от Всевышнего Господа Его атрибуты, которые Он Сам для Себя утвердил. А что касается сторонников истины, то ни один из них не придает образа тому, что утвердил Аллах Всевышний Сам для Себя…».

[150] - Примечание шейха аль-Альбани: «Автор упоминает это предание по пути передачи Абу Зур’и ар-Рази, которому его передал Худба ибн Халид, слышавший эти слова от Салляма ибн Муты’а, и этот иснад является достоверным».

[151] - Примечание шейха аль-Альбани: «‘Абду-ль-’Азиз ибн аль-Мугира – это Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Саффар аль-Минкари, являвшийся правдивым передатчиком».

[152] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у аль-Бухари и Муслима со слов Абу Хурайры и не только, а также в «ас-Сунне» Ибн Абу ‘Асыма (443-458) через несколько путей передач».

[153] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у Аль-Бухари, Муслима и других мухаддисов со слов Абу Хурайры, а также в «ас-Сунне» Ибн Абу ‘Асыма (525)».

[154] - Примечание шейха аль-Альбани: «У аль-Бухари похожий хадис приводится от Абу Хурайры со словами: «Этой ночью Аллах улыбнулся (или: подивился)…». В этом же виде его приводит Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» (570. Также его приводит Муслим, однако без упоминания слова «…улыбнулся…». И у всех у них нет упоминания ас-Сабита ибн Кайса в данной истории. А согласно Муслиму речь и вовсе идет об Абу Тальхе, одном из ансаров. См. «Фатх аль-Бари» (7/90-91)».

[155] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения достоверный и шейх аль-Ислам Ибн Таймийя также называет его достоверным в своей книге «аль-Хамавия».

[156] - Мутакаллимы - сторонники «каляма», религиозно-философского течения, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны.

[157] - - Его полное имя Мухаммад ибн ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Ляйля аль-Ансари аль-Куфи.

[158] - Примечание шейха аль-Альбани: «Автор приводит данное сообщение от Абу Хатима и иснад его достоверен».

[159] -Примечание шейха аль-Альбани: «Автор приводит данное сообщение через передачу Абу Зур’и ар-Рази. От него же его приводит и аль-Байхакы в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр.246). Иснад этого сообщения удовлетворяет условиям имама Муслима, даже несмотря на слабость одного из его передатчиков Сувейда ибн Са’ида аль-Хадасани поскольку по тому же иснаду его также передает Ма’бад ибн Рашид.

Данное сообщение от Ма’бада приводят Аль-Бухари в «Аф’аль аль-‘Ибад» (стр. 72), Абу Дауд - в «аль-Масаиль» (265), сын имам Ахмада ‘Абдуллах в «ас-Сунна» (стр. 23), ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-Мариси» (стр. 116), Ибн Абу Хатим, как об этом упоминается в «Минхадж ас-Сунна» (2/187-188), а также аль-Байхакы, сказав, что со слов Ма’бада это сообщение достоверно.

Что касается самого этого Ма’бада, то имам Ахмад сказал, что в нем нет проблем, а Абу Дауд приводя данное сообщение, назвал Ма’бада доверенным передатчиком. Таким образом, можно заключить, что данное предание от Мухаммада ибн Джа’фара является достоверно установленным, а Ибн Таймийя в «Минхадж ас-Сунна» (2/181) и вовсе дал ему оценку, как общеизвестное (мустафид) изречение Мухаммада ибн Джа’фара».

[160] - Зиндикъ (интерпретирующий свободно, вольнодум) — термин, обозначавший в средневековой богословской исламской литературе последователей немонотеистических религий, главным образом, манихеев и зороастрийцев. Также применялся по отношению к крайним шиитам, последователям суфизма и му’атазилитам, вольнодумцам и скептикам.

[161] - Примечание шейха аль-Альбани: «Автор приводит данное сообщение от Абу Хатима ар-Рази по цепочке передатчиков от Я’къуба ибн Йусуфа ибн аль-Джаруда, а тот от ‘Аффана ибн Муслима и иснад этот достоверный, поскольку ‘Аффан является заслуживающим доверия и входит в число передатчиков аль-Бухари и Муслима, а что касается Я’къуба ибн Йусуфа ибн аль-Джаруда (ад-Даштаки), то Ибн Хатим (4/2/217) сказал о нем следующее: «Мой отец приводил сообщения с его слов, и когда его спросили о нем, он сказал: «Он правдивый передатчик».

[162] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения достоверен, все его передатчики заслуживают доверия и входят в число передатчиков имама Муслима за исключением Сальма ибн Къадима, которого, тем не менее, Хатыб аль-Багдади в своем «Тарихе» (9/146) признает доверенным рассказчиком.

Ибн Манда в «ат-Таухид» приводит похожую версию этого сообщения от ‘Аббада по другому пути передач, со словами: «И что же они отрицают?! Разве с этим пришли не те же самые люди, которые пришли с порядком совершения молитвы и другими суннами от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!»

[163] - Город в Палестине.

[164] - Примечание шейха аль-Альбани: «Что касается Салямы ибн Фадля, то в нем присутствует некоторая слабость».

[165] - Примечание шейха аль-Альбани: «Цепочка передатчиков, по которой автор приводит это сообщение от Яхьи ибн Ма’ина достоверна. А что касается слов «…и ничего из них не толковали…», то смысл их состоит в том, что они не никак не интерпретировали их и не уводили смысл этих хадисов от его очевидного значения».

Вернуться к началу


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 479; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!