Аль-Ляйс ибн Са’д, выдающийся ученый Египта (умер в 175 г.х.)



137 – Автор приводит сообщение с иснадом от аль-Валида, сказавшего: «Я спрашивал аль-Авза’и, аль-Ляйса ибн Са’да, Малика и ас-Саври об этих хадисах, в которых говорится о лицезрении Аллаха и прочих вещах, и они сказали мне: «Проходи их без вопросов «как?»[149]

Саллям ибн Абу Муты’, один из имамов Басры (умер в 163 г.х.).

138 –Абу Зур’а ар-Рази сказал: «Рассказал нам Худба ибн Халид: «Я слышал, как Саллям ибн Абу Муты’ говорил: «Горе вам за то, что вы отрицаете это! Клянусь Аллахом, в хадисах нет ничего такого, чтобы в Коране не было того, что еще сильнее подтверждает это. И это слова Всевышнего: «Поистине, Аллах – Слышащий, Видящий…», «Предостерегает вас Аллах от Самого Себя (досл. «От Своей Души»)…», «Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю, что у Тебя в душе…», «Затем вознесся (истава) на Трон…», «Небеса будут скручены в Его правой Руке…», «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими Руками…», «И разговаривал Аллах с Мусой речью…», «О, Муса! Поистине, Я – Аллах…» - и он не прекращал (приводить такие аяты) со времени предвечерней молитвы (аль-‘аср) вплоть до наступления закатной (аль-магриб)». [150]

Хаммад ибн Саляма, имам жителей Басры (умер в 167 г.х.).

Хаммад ибн Саляма, да смилуется над ним Аллах, был одним из имамов Сунны, усердствующим в распространении хадисов о качествах Аллаха, а также предводителем в знании и благих делах.

‘Абду-ль-’Азиз ибн аль-Мугира сообщает: «Однажды Хаммад ибн Саляма рассказал нам хадис о нисхождении Господа, да возвеличится Его величие, а затем сказал: «Если вы увидите того, кто отрицает это, то можете смело обвинять его».[151]

10 – ‘Абду-ль-’Азиз аль-Маджишун, муфтий Медины и ее выдающийся ученый наряду с имамом Маликом (умер в 164 г.х.).

140 – От Ибн аль-Маджишуна достоверно передается, что когда его спросили о том, что отрицают джахмиты, он сказал: «…А затем. Я понял, о чем ты спросил: о том, в чем злостно упорствуют джахмиты в отношении качеств Великого Господа, чье Величие превосходит все, чем можно Его описать и оценить, а описание Его таково, что устанут уста в попытке разъяснить его, и ослабнут умы, так и не познав Его степени, и, не найдя возможности для этого, вернутся униженными и утомленными. Поистине умам было велено задумываться и размышлять лишь над тем, что создано, и вопрос «как?» может быть задан лишь в отношении того, кто никогда не существовал, а затем появился. Что же касается Того, кто не меняется, не исчезает и никогда не исчезал, и нет Ему подобного, то знать о том «каков Он?» не дано никому кроме Него Самого…»

Далее он сказал: «Доказательством того, что умы не в состоянии описать Его служит их неспособность описать наимельчайшее из творений, столь малое, что едва ли можно увидеть, как оно изменяется или исчезает, и невозможно увидеть есть ли у него зрение и слух. А посему знай, что ввиду твоего бессилия познать степень даже того, чем Господь описал Себя, ты абсолютно не нуждаешься в том, чтобы обременять себя тем описанием, которым Господь Себя не описывал. И коли тебе не познать степень того, чем Он описал Себя, то, что заставляет тебя искать знание о том, чем Он Себя не описывал? Неужто ты сможешь использовать его как доказательство на нечто из богоугодных дел или с его помощью удержать себя от некого ослушания?

А что касается того, кто отверг то, чем Господь описал Сам Себя, впав в углубление и излишнее обременение самого себя, то он тот, «…кого дьяволы обольстили на земле и привели в замешательство…», в результате чего, стремясь к сокрытому, он стал слеп к явному. И так, шайтан продолжил диктовать ему до тех пор, пока он не отверг слова Всевышнего: «...Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа…», сказав: «Не будет Он увиден в День Воскресения». А ведь однажды мусульмане спросили своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Увидим ли мы нашего Господа, о, посланник Аллаха?» - и он сказал: «Мешает ли вам что-то видеть солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, о, посланник Аллаха!» - тогда он сказал: «А мешает ли вам что-то видеть луну в ночь полнолуния?» Они ответили: «Нет, о, посланник Аллаха!» И он сказал: «Воистину, точно так же вы увидите и своего Господа»[152]. Еще посланник Аллаха говорил: «Не наполнится Ад до тех пор, пока Могучий не наступит на него Своей Ступней, из-за чего тот скажет: «Довольно! Довольно!», и одна его часть войдет в другую».[153] И также, обращаясь к ас-Сабиту ибн Кайсу, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах улыбнулся тому, как ты поступил со своим гостем вчера...»[154]


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!