Данное сообщение передал Абу Бакр аль-Асрам.



‘Абду-ль’-Азиз был одним из тех, кого называли «океаном знания» в Хиджазе. Однажды в Медине даже огласили приказ халифа аль-Мансура следующего содержания: «Пусть никто не выносит фетвы для людей, кроме Малика и ‘Абду-ль-’Азиза ибн аль-Маджишуна».

Ибн аль-Маджишун скончался в 164 г.х., а его сын ‘Абду-ль-Малик был один из великих учеников имама Малика.

Хаммад ибн Зайд аль-Басри, знаток хадисов, один из величайших ученых (98-179 г.х.). Он и имам Малик умерли в одном году.

141 – Сулейман ибн Харб сказал: «Я слышал, как Хаммад ибн Зайд говорил: «Все их слова вращаются вокруг того, чтобы сказать, что нет над небом Бога».[155] Здесь он имел ввиду джахмитов.

Не только представители первых поколений мусульман (саляф) и имамы Сунны, но и сподвижники, и сам Аллах, Его посланник и все верующие говорят, что Всемогущий и Великий Аллах, над небом и, что Аллах над Троном и, что Аллах поверх небес и, что Он нисходит на нижнее небо. А доказательством этому служат тексты Корана и Сунны, а также предания (асар).

Джахмиты же говорят, что Благословенный и Всевышний Аллах находится везде. Превыше Аллах того, что они говорят! Тогда как правильный смысл этих слов заключается в том, что где бы мы ни были, Аллах с нами Своим знанием.

А что касается поздних мутакаллимов[156], то они говорят, что Всевышний Аллах не на небе и не на Троне, не на небесах и не на земле, не внутри этого мира и не снаружи, не соприкасается со Своими творениями и не отделен от них. Они говорят: «Все эти понятия присущи телам, а у Всевышнего Аллаха нет тела».

Последователи Сунны и преданий отвечают им: «Мы не погружаемся в эти разговоры, и говорим то, о чем упомянули выше, следуя Корану и Сунне, хоть вы и полагаете иначе. Мы не высказываемся так же, как вы, поскольку подобными отрицаниями можно охарактеризовать то, что не существует, а Аллах, да возвеличится Его величие, превыше того, чтобы быть несуществующим. Он существует и отделен от Своих творений. Его следует описывать тем, чем Он Сам Себя описал, и в частности тем, что Он над Троном, не задавая вопрос «как?».

Для жителей Ирака по степени своего достоинства и знания Хаммад ибн Зайд, подобен Малику ибн Анасу для жителей Хиджаза.

142 – Передается, что Абу ан-Ну’ман ‘Арим сказал: «Хаммад ибн Зайд говорил: «Коран – это слово Аллаха, которое Джибриль низвел от Господа миров».

Данное сообщение приводит ‘Абдуллах сын имама Ахмада ибн Ханбаля в своей книге «ас-Сунна».

12 – Ибн Абу Ляйля[157], судья Куфы и ее выдающийся ученый (умер в 148 г.х.)

143 – Со слов Ахмада ибн Юнуса передается, что первым, кто высказался о том, что Коран сотворен, был мужчина и Ибн Абу Ляйля потребовал от него покаяться в этом в суде, точно также, как требовал покаяния у христиан.[158]

Ибн Абу Ляйля – один из сосудов, хранящих знание о Коране, фикъхе и хадисах. Вместе с тем другие были сильнее его в хадисах, хотя некоторые ученые и ссылались на передачи от него. Ибн Абу Лейля принадлежал к поколению имама Абу Ханифы.

13 – Джа’фар ас-Садик, господин ‘Алидов своего времени и один из имамов Хиджаза, не заставший сахабов (умер в 148 г.х.).

144 – От Му’авии ибн ’Аммара, передается что как-то раз Джа’фара ибн Мухаммада спросили о Коране, и он сказал: «Он не Творец и не творение, а слово Аллаха, Всемогущ Он и Велик».[159]

Саллям, главный учитель Корана в Басре (умер в 171 г.х.).

145 – Передается, что ‘Аффан ибн Муслим, рассказывал: «Однажды, когда я был у Салляма ибн аль-Мунзира, чтеца жителей Басры, к нему пришел некий человек со свитком Корана и сказал: «Разве это не всего лишь бумага и чернила, и разве он не сотворен?!» - на что Саллям сказал ему: «Уходи, зиндикъ[160]!»[161]

Шарик аль-Къадый, один из больших ученых (умер в 177(8) г.х.).

146 – ‘Аббад ибн аль-’Аввам рассказывал: «Около пятидесяти лет тому назад к нам прибыл Шарик ибн ‘Абдуллах и мы сказали ему: «О, Абу ‘Абдуллах, у нас есть люди из числа му’тазилитов, которые отрицают хадисы о том, что Аллах нисходит на нижнее небо и, что обитатели Рая увидят их Господа» - в ответ на это Шарик рассказал мне около десяти хадисов на эту тему, а затем сказал: «Что касается нас, то мы переняли нашу религию от детей таби’инов, а таби’ины от сподвижников. А от кого ее переняли эти (му’тазилиты)?!»[162]

16 – Мухаммад ибн Исхакъ, имам жителей Магази[163] (умер в 150 г. х.).

147 – Саляма ибн аль-Фадль сказал[164]: «Ибн Исхакъ рассказал нам следующее: «Аллах Всевышний был таким, каким Сам Себя описал: сначала не было ничего кроме воды, над которой находился Трон, а над Троном Он – Обладатель Величия и Почета, Высочайший, превыше всех Своих творений, и нет Над Ним ничего, Ближайший, знающий все о Своих творениях, и нет ничего ближе Него, Вечный, который не исчезнет никогда! Первым, что Он сотворил, были свет и тьма. Затем Он вознес семь небес, образовав их из дыма, а затем распростер землю. Затем Он обратился к небесам и украсил их, завершив их сотворение в два дня. Он занимался сотворением небес и земли шесть дней, после чего вознесся (истава) над Своим Троном».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!