Развитие теории и методики в 50-90 г.г.



В этот период отмечается интенсивное развитие теории музык.-эстетич. воспитания. Это обусловлива­ется сдвигами в общественной, экономической и куль­турной жизни страны, а также нарастающими темпами развития многих смежных областей наук.

Появление крупных монографических работ, в которых осно­вы теории эстетического воспитания, в том числе и средствами музыкального искусства (исследования А. И. Бурова, М. Ф. Овсянни­кова и др.).

В новой програм­ме были определены содержание и формы воспитательной ра­боты, преемственность в развитии ребенка с первых месяцев жизни до поступления его в школу, предусмотрено формиро­вание творческих проявлений детей в быту» и играх, в раз влечениях и т.д.

В педагогике продолжают разрабатываться теоретические основы эстетического воспитания. В работах 70-х годов даются результаты исследования наиболее общих закономерностей эстетического воспитания, которое рассматривается сквозь призму жизни ребенка в учебном процессе, при­роде, искусстве, в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

В области детской психологии и педагогики под руководством психолога Л. В. Запорожца и педагога А. П. Усовой разраба­тывается новая система сенсорного воспитании дошкольников. Про­цесс познания ребенком объективного мира включает чувствен­ное начало (развитие ощущений и восприятий, в том числе и музыкальных) и рациональное. Чувственное и рациональное взаимосвязаны. Сенсорное воспитание направ­лено на развитие восприятия ребенком предметов, явлений, из различных свойств и разнообразных соотношений.

Современная психология исследует наиболее важную для ху­дожественной деятельности проблему — проблему эмоций.

Учеными и методистами были исследованы источники детского продуктивного творчества, динамика разви­тия творческого начала музыкальной, изобра­зительной, речевой деятельности детей.

Изучая и оценивая детское продуктивное творчество, уда­лось выделить три группы показателей, которые специфичны для определения творческого начала в музыкальной деятель­ности дошкольников: а) отношения, интересы, способности де­тей, проявляющиеся в музыкальном творчестве; б) способы твор­ческих действий; в) уровень детской творческой «продукции. В результате исследований были определены педа­гогические условия, способствующие станов­лению музыкальной самостоятельной дея­тельности детей.

Выяснилась целесообразность создания определенных зон в помещении групп для различных видов самостоятельной ху­дож. деятельности детей, определения номенклатуры пособий и оборудования, последовательности их использования. Удалось установить взаимосвязи между различными формами деятельности: учебной на занятиях, выступлениями детей на праздниках (под руководством педагога) и самостоятельной, музыкальной деятельностью.

 

 

Значение научной работы Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей...». Ее основные положения.

Особый интерес представляет собой научная работа «Психо­логия музыкальных способностей» Б. М. Теплова в которой он проанализировал музыкальные способности детей. Этот анализ дал ему основание сделать неко­торые выводы по классификации музыкальных способностей, уточнить характер музыкальной деятельности, позволяющей раз­вивать природные задатки ребенка.

Прежде всего, он называет пение в процессе которого развиваются способности к звуковысотному различению и вос­произведению. Затем ритмических движениях, так как в «раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляет­ся в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки» И слушание музыки, которое способствует развитию ладового чувства и проявляется в восприятии и узнавании музыки.

Таким образом, классификация музыкальных способностей, данная М. Тепловым, соотносится им с различными видами музыкальной деятельности детей. Это является одним из основа­ний ее целесообразности.

Прежде всего автор подчеркивает и считает доказанным факт очень раннего проявления музыкальных способностей. Б. М. Теплов показывает также индивидуальное проявление музыкальных способностей: у одних детей они выражены очень ярко, у других — нет. Но это не следует рассматривать как доказательство отсутствия у ребенка музыкальных способ­ностей. Дело в том, что проявление музыкальности зависит и от природных задатков, и от воспитания, соответствующей работы над их развитием.

Высказанные Б. М. Тепловым положения имеют большое значение для изучения процесса музыкального развития детей дошкольного возраста. Они дают возможность вести дальнейшую разработку проблемы, отталкиваясь от следующих уже уста­новленных автором положений:

1. Раннее проявление музыкальных способностей позволяет ставить вопрос о необходимости планомерного музыкального вос­питания еще с преддошкольного возраста.

2. Отсутствие ранних проявлений музыкальности, однако, еще не свидетельствует об их отсутствии вообще, так как ход разви­тия музыкальных способностей очень индивидуален. Следо­вательно, особое внимание надо обратить на развитие каждого ребенка.

3. Если одна из музыкальных способностей слабо или совсем не проявляется (например, слух), то это тормозит проявление других. Удаление тормоза в развитии данной способности повлечёт развитие и остальных.

4. Нельзя говорить об отсутствии у ребенка музыкальности до получения им систематического музыкального воспитания и обучения.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!