Методы исследования проблем музыкального воспитания, их объективность. Этапы педагогического исследования.



Общие основы курса теории музыкального воспитания (эстетика, музыкознание)

ТиМ муз восп. дет. — одна из учебных дисциплин на факультетах дошкольного воспитания, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии. Данный курс, опирается на эстетику, музыкознание (науку о музыке, рассматривающую ее в теоретическом и исто­рическом плане), музыкальную психологию (изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности). Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, психофи­зиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания, которые рассматриваются в пред­метах, составляющих общий курс.

Методика музыкального воспитания как педагогическая нау­ка изучает закономерности приобщения ребенка к музыкальной культуре, развития музыкальных способностей в процессе обу­чения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деятельности).

Целью данного курса является овладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями и на­выками, разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи курса состоят в следующем:

— дать студентам представление о возможностях музыкаль­ного воспитания ребенка от рождения до поступления в школу;

— раскрыть закономерности развития музыкальных способ­ностей и основ музыкальной культуры детей в условиях до­школьного учреждения и семьи;

— определить методы и приемы, организационные формы музыкального воспитания и обучения детей в различных видах музыкальной деятельности в детском саду;

— охарактеризовать функции педагогического коллектива д/с по организации музыкального воспитания до­школьников.

Содержание музыкального воспитания в детском саду от­ражено в соответствующих программах в виде требований по развитию музыкальных способностей, формированию музыкаль­ных знаний, умений и навыков у детей и рекомендательного спис­ка репертуара по всем видам музыкальной деятельности в раз­личных возрастных группах дошкольного учреждения.

Одной из основных задач методики является соединение теоретических знаний студента с практическими умениями и навы­ками.

Теоретическая подготовка студента в процессе изучения курса постоянно соотносится с практическими заданиями, посе­щениями дошкольных учреждений для наблюдений за работой музыкального руководителя, воспитателей, знакомства с различ­ными формами организации музыкального воспитания детей. Эти наблюдения должны носить целенаправленный ха­рактер. В период практики студенты активно участвуют в организации музыкального воспитания в детском саду.

Будущему педагогу важно понять, что эффективность му­зыкальной подготовки во многом определяется его личным при­мером, культурой. Личное отношение педагога к музы­ке, его вкус, исполнительские возможности в значительной сте­пени влияют на уровень музыкального развития его воспитан­ников.

 

 

Психологические и общепедагогические основы теории музыкального воспитания

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершен­ствование многих свойств личности ребенка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об опти­мальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, по­скольку от этого зависит их эффективность.

Занимаясь пением, слушанием музыки и музыкально-ритмическими движениями, необходимо опираться на знание особенностей психики детей младшего возраста, природы возникновения их эстетических чувств, потребностей, склонностей.

Рассмотрим природу способностей.

Психологическая наука определяет способности как индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают её более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определённых исторических условиях, в которых вырабатывается потребность в них. Способности развиваются как бы в двух планах: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способностей - это результат присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством, результат опыта, накопленного рядом поколений. Однако способности - это не врожденные свойства. Врожденными могут быть лишь анатом-физиологические за­датки, которые лежат в основе развития способностей. Способности всегда являются результатом развития, осуществля­емого в процессе воспитания и обучения.

На основании данных биологии и физиологии Теплов указывает на разницу между врожденными задатками и наследственностью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей.

Б.М. Теплов даёт понятие "способность" три признака.

1. «Под способностями разумеются индивидуально-психологи­ческие особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь та­кие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям и умени­ям, которые уже выработаны у данного человека».

Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды СП, Рубинштейн, A.H. Леонтьев, АС, Выготский, Тарасова, Д.Б. Эльконин и др. В их работах сформулированы определения свойств личности.

1. Способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую при­годность к тем или иным видам деятельности.

2. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых можно формировать самые различные способности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности.

3.Одаренность - качественно своеобразное сочетание способ­ностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности.

4.Для успешного выполнения деятельности кроме способностей человеку необходимо еще и обладание ЗУН-ами, которые, как и способности, приобретаются в процессе общественно-трудовой практики и прежде всего в процессе воспитания и обучения.

Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей.

 

 

Методы исследования проблем музыкального воспитания, их объективность. Этапы педагогического исследования.

Наблюдение: д.б. целенаправленным, планомерным, объективным. Проводится для достижения поставленной цели. При этом составляется план или программа наблюдений. Результаты наблюдения фиксируются в разработанных для конкретного наблюдения бланке-протоколе, или специальных дневниках наблюдения.

Обобщение и изучение педагогического опыта: направлен на выявление результативности опыта. Данный метод включает в себя частные методы (наблюдение, анкетирование, беседа, изучение детских работ и др.)

Беседа и анкетирование: при проведении должны тщательно продумываться содержание, количество и формулировка вопросов однозначных для понимания.

Изучение детских работ и документации ДОУ: позволяет выявить уровень ЗУН-ов детей, спектр интересов воспитателя, детей, уровень развития способностей.

Педагогический эксперимент: средство познания и конструирования педагогического процесса для выявления новых путей обучения и воспитания. М.б. длительным или кратким.

Рассмотрим этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.

I этап - первоначальное знакомство с музыкальным произведе­нием. Объектом восприятия ребенка является звучание голоса и инструмента. Основная задача этого этапа - ознакомить ребенка музыкальным произведением, приучить его активно вслушиваться в музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства, воспринимать ее общий характер и отмечать особенности. Первый этап обычно охватывает одно или два занятия.

II этап - формирование умений в области пения и музыкально-ритмических движений, восприятие музыкальных произведений с опорой на их программу. Задачами этого этапа являются: создание радостной атмосферы для углубленного восприятия музыки, упраж­нения детей в слуховом внимании, самоконтроле, координации го­лоса и слуха в пении, слуха и характера движений в играх, плясках В процессе этого этапа выявляются все неточности в исполнений, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения заданий. Этап формирования умений продол­жается длительное время.

Ш этап - образование и закрепление навыков, т. е. автомати­зация способов выполнения заданий, самостоятельное исполнение детьми песен, игр, плясок, упражнений.

Задачи: эмоционально-выразительное исполнение заданий, развитие самостоятельности, творческой активности. На этапе закрепляется всего, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Автоматизируется способ выполнения того или иного задания; в то же время ребенок сознательно решает поставленную перед ним задачу и, опираясь на приобретенный навык, проявляет посильную творческую активность. На данном этапе педагог использует варианты игры, усложняет и изменяет задания, ставит детей в условия, требующие проявле­ния творческой инициативы.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1700; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!