Проблемы музыкального воспитания и развития в педагогике до 1917 года.



В предреволюционной России существовало ограниченное количество детских садов; и вопросами дошкольного воспитания, а особенно музыкального, занимались лишь немногие теоретики и педагоги. На развитие дошкольного воспитания, несомненно, оказали влияние передовые идеи социал-демократов, для которых харак­терна вера в возможности ребенка, внимание к формированию его личности» его способностей. В их трудах признавалось влияние воспитывающей среды на формирование ребенка, подчеркивалась решающая роль в этом общественных условий (Н. Г. Чернышевский). Душа ребенка отнюдь не чистая доска, на которой можно все написать. Значе­ние имеют и «свойства самой доски», и «воспитание, внешние обстоятельства, опыт жизни» (В. Г. Белинский).

 Белинский отмечал особое значение музыки и поэзии для эстетического развития детей именно на первых ступенях их жизни.

К концу 70-х годов XIX в. в России начали появляться отдельные детские сады, учреждаться фребелевские общества, курсы для подготовки руководителей, выпускается первый журнал «Детский сад». Однако очень скоро стали очевидны крупные недочеты системы Фребеля, особенно в области музыкального воспитания. Жесткая регламентация в методике разучивания так называемых игр с песнями совершенно исключала возможность проявления инициативы детей, подавляла их самостоятельность, не создавала условий для музыкального развития.

Разработкой вопросов музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста занимались специалисты школь­ного обучения.

Однако в работах наиболее известных педагогов-музыкантов конца XIX и начала XX в. (А. И. Пузыревский, А. Л. Маслов, А. Карасев, С. И. Миропольский и др.) отразились идеалисти­ческие теории музыкального развития. А. Н. Карасев, автор книги «Методика пения», считал что, музыкальное развитие детей сводится к простому подражанию. Он считал, что дети не способны к творчеству и нецелесообразно применять его в работе по музыкальному воспитанию.

А. Л. Маслов в книге «Методика пения в начальной школе, пишет, что важнейшей задачей музыкального воспитания является воспитание интереса к красоте музыки и творческого воображения. Важно не столько приобретение знаний и навыков, сколько раз­витие творческой активности. Детское творчество может быть выражено в сочинении мелодии на заданный текст, на самостоятельно придуманный текст, на данный ритм, а сочинении окончания к данному не- большому музыкальному предложению. Но при этом обстоятельное изучение нотной грамоты с детьми нецелесообразно, так как оно может ослабить и творческое воображение, и интерес к музыке.

Вся методическая концепция К.Н. Вентцеля строится на полном игнорировании роли педагога, отрицании необходимости программ и планов. Особое внимание он уделяет «свободным душевным переживаниям» ребенка. Большое значение он придает занятиям искусством, которые должны быть тесно связаны с жизнью ребенка. Ребенок, по его мнению, должен развиваться естественно и самопроизвольно. На него надо смотреть как на маленького художника, которому следует лишь помогать совершенствовать­ся. Творчество детей может подвергаться совместному критическому обсуждению, но все недостатки должны быть исправлены самими детьми.

Музыкальное развитие понимается В. М. Бех­теревым как эстетическое, в его широком и разностороннем значении. В. М. Бехтерев рассматривает что влияет на музыкальное развитие, и те процессы, которые происходят при этом. Интересны высказывания ученого об отборе музыки, о последовательности их усложнения, о музыкальных инструмен­тах, на которых лучше исполнять музыку для детей; о музыкальных игрушках, о характере педагогических воздействий. В целом работы В. М. Бехтерева внесли значительный вклад в решение проблемы музыкального воспитания и развития детей.

Определенный интерес представляет работа С. М. Майкапара в которое изложенысведения о структуре музыкального слуха, даны подробные характеристики различных его проявлений, названы физиологические причины, способствую­щие развитию слуха и возникновению чистоты интонаций в пении, охарактеризована система развития слуха.

Таким образом, проблемы музыкального воспитания и развития изучались представителями различных наук. Вопрос о взаимодействии музы­кального воспитания и развития ребенка трактовался в зави­симости от мировоззрения ученых с идеалистических или материа­листических позиций.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!