Сущность и значение системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Принцип тематизма в музыкальном воспитании. Анализ программ.
Цель: ввести учащегося в мир большого музыкального искусства, выявить у них музыкальную культуру, как чать всей их духовной культуры. Воспитать слушателя, который умеет рассуждать о музыке и её понимать
Задачи: Вызвать у учащегося интерес и любовь к музыке; на основании повышенного интереса развить и углубить знания по этому предмету; развить и углубить сам музыкальный материал.
Принципы:
1. В основу музыкальных занятий положена система 3х китов: это даёт возможность без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, включая сложнейшие жанры (опера, балет, симфония)
2. На каждом уроке учащихся учат самому главному: не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней.
3. Обязательна тесная связь между музыкой и всеми другими искусствами: литературой, живописью
4. Задачи эстетического воспитания должны сплетаться с задачами гуманитарно-исторического образования
5. Занятия музыкой д.б. связаны с повседневной деятельностью школьника
6. Изучая музыку уже с 1-го класса ученики должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка-это сама жизнь.
Тематический принцип построения программы:
Особенностью программы является ей тематическое построение. Для каждой четверти года определяется тема. Постепенно и последовательно она усложняется, углубляется, раскрывается от урока к уроку. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным темам и изучаются в связи с ними.
|
|
В процессе музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют характер построения музыки, разучивают, исполняют песни – учатся чисто интонировать, передают характерную структуру произведения, ритмическую основу, сочинение движений. Выполнение в комплексе задач музыкального воспитания и развития, и обучения способствуют формированию общей музыкальной культуры.
Программа носит интегрированный характер. Плавно вплетается в канву музыкального познания связь с другими предметами и задачами: обучение грамоте, чтению, изо, искусству.
Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов.
Отбор произведений для музыкального занятия в школе требует большой тщательности. Каждое сочинение должно отвечать следующим требованиям: д.б. художественным и увлекательным; педагогически целесообразным; выполнять определённую воспитательную роль.
Тематическое построение программы даёт учителю два существенных преимущества:
- он получает возможность свободного маневрирования в рамках четвертной программы и программы всего года, не выходя за пределы тем.
|
|
- он вооружается тематическим комплексом, что и помогает ему ясно видеть, направляет занятия на протяжении всего года и облегчает решение весьма трудных задач в области эстетического образования.
В программу включены следующие темы: 1. Какие чувства передаёт музыка. 2. О чём рассказывает музыка. 3. Как рассказывает музыка. 4. О чём и как рассказывает музыка.
Характеристика музыкальных произведений для детей.
К важнейшим критериям отбора музыкального репертуара для дошкольников относятся: художественная ценность, воспитательная направленность, доступность, время за которое прослушивается произведение. (1-2 мин. – младший и средний возраст; до 3-х минут в подготовительной группе).
Важно знакомить детей с произведениями: разных жанров, разных композиторов, разных стран.
В репертуаре д.б. музыка из репертуара старых композиторов: Вивальди, Баха, Рамо, Куперена.
Произведения венских классиков: Моцарта, Гайдна, Бетховена.
Музыка композиторов-романтиков: Шопен, Шуман, Шуберт, Григ
Сочинения русских композиторов: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Лядов
Современная классическая отечественная музыка: Майк Опар, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Кабалевский.
Произведения из альбомов на фортепианных пьес для детей: «танцы кукол» Шостаковича, «детская музыка» Прокофьева, и др.
Фрагменты крупных симфонических произведений: «Петя и Волк» Прокофье, «Щекунчик, Лебединое озеро, Спящая красавица» Чайковского и
А также, звучания симфонического оркестра, народной музыки и специально созданной для детей музыки оркестров.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!