Становление и развитие музыкального воспитания в России.



В новой системе образования музыкальному воспитанию в школах и Детских садах отводится значительное .место. Об этом свидетельствует документ «Положение о. единой трудовой школе» 1918 г. В нем подчеркивается мысль о необходимости всеобщего детского музыкально-эстетического воспитания и развития, вера в широкие возможности развитии всех детей, а не только избран­ных,

В 1919 г. был издан «Справочник по дошкольному воспита­нию», ставивший своей целью дать общие сведения о положении дошкольного воспитания и оказать методическую помощь воспитателям. Большое значение придается выявлению детского творчества в различных областях искусства, в том числе и музыкального. Предполагается, что для правильной постановки музыкальной работы необходимо пронизать всю жизнь детского сада музыкой и пением.

 Вместе с тем они считают, что поставленные перед дошкольным воспитанием задачи должны решаться под руководством педагога, при активном его воздействии на ребенка;

Важнейшим вкладом в развитие теории дошкольного музы­кального воспитания явились Всероссийские съезды по дошколь­ному воспитанию На съездах обсуждались основные направле­ния в развитии дошкольного воспитания, давалась характеристика его целей. отстаивались формулировки целей и задач музыкального воспитания. Точное определение целей и задач позволило придать целенаправленность музыкальному воспитанию. При этом большое внимание уделялось отбору и созданию музыкальных произведений.

Дальнейшее развитие методики было связано с изучением особенностей музыкального развития дошкольников, определе­нием роли и места музыкального воспитания в общем нравственно-эстетическом воспитании ребенка. Изучаются интересы детей, их склонности, творческие возможности в зависимости от возраста.

Первой специальной работой по дошкольному музыкальному воспитанию была книга В. Н. Шацкой «Музыка в детском саду» В ней описываются результаты исследований интересов и склонностей детей, особенностей музыкального восприятия и своеобразия детского исполнения. В книге дается большой конкретный материал с ценными методическими реко­мендациями.

Б.В. Асафьев, рассматри­вает музыкальное творчество как один из видов музыкальной деятельности (наряду с пением и слушанием музыки), считает данный вид самым действенным и, наконец, говорит о музы­кально-творческих навыках, т. е. предполагает, что творчеству; можно научить. Он подчеркивает, что применение музыкального творчества в воспитании детей отнюдь не преследует цель подготовки композитора.

Среди психологических работ 20-х годов следует выделить работы С. Н. Беляевой-Экземплярской, посвященные исследова­ниям особенностей восприятия музыки ребенком дошкольного возраста. Вопросы восприятия освещаются автором статьи со стороны его смыслового, интеллектуального значения.

В 20-30-х годах ещё не были найдены правильные пути музыкального развитии ребенка, Причиной этого было неверное понимание роли педагога, неверное отноше­ние к системе музыкальных знаний и навыков.

В определении содержания обучения и становлении методики определяющую роль сыграли постановления партии и правитель­ства. Они раскрывали перспективы развития советского искус­ства и литературы, были направлены на усиление его идейности, реализма.

 Развитие методики в 30-е годы характеризуется стремлением систематизировать круг сведений и навыков, усваиваемых детьми в процессе музыкальной деятельности.

В «Руководстве для воспитателя детского сада», впервые подчеркнута роль воспитателя, показана необходимость развития органов чувств ребенка, его мышления, памяти, воображения, определен характер взаимосвязи между общим и музыкальным воспитанием, обращено внимание на взаимодействие развития детского творчества и художественного воспитания.

Значительными вехами в истории развития методики до­школьного музыкального воспитания явились всероссийские сове­щания по вопросам музыкального и художественного воспитания.

В конце 30-х и в начале 40-х годов широкое употребление получил термин "музыкальное творчество ребёнка". Чаще всего это понятие раскрывалось как создание детьми опре­деленной «продукции» — сочинение мелодий песен, движение в плясках, играх.

Педагогический опыт обобщался не только в виде докладов на педагогических чтениях. Статьи в журнале «До­школьное воспитание» и сборники музыкальных игр, плясок» песен также являлись формами выражения творческих усилии педагогов. Создавались активы музыкальных руководителей при городских методических объединениях, действующие на об­щественных началах, возникали содружества с творческими организациями композиторов, особенно в Москве и Ленинграде.

Слабые стороны теории и практики музыкального воспи­тания детей:

1. Музыкальное развитие дошкольника изучалось лишь в усло­виях отдельных видов музыкальной деятельности, что способст­вовало более углубленному изучению отдельных вопросов ме­тодики. т. е. еще нельзя было говорить о создании целостной  системы со­ветского дошкольного музыкального воспитания, обеспечи­вающей развитие ребенка.

2. В «Ру­ководстве для воспитателя детского сада», излагались тре­бования, связанные с обучением, тогда как в дошкольном воз­расте обучение имеет воспитывающий характер.

3. Не были конкретизированы задачи музыкального воспи­тания применительно к возрасту детей.

4. В «Руководстве...» определены содержание и объем му­зыкальных навыков и умений с учетом усложнения от млад­шего к старшему дошкольному возрасту. Однако выпадали тре­бования, связанные с задачами музыкального развития.

5. Не дана четкая формулировка тех средств музыкальной выразительности, которые дети должны усвоить.

6. Музыкальное воспитание и развитие в соответствии с указаниями осуществлялось лишь и одной организационной форме -на занятиях. Другие формы (развлечении, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность в играх) не получили должного освещения.

7. Не определены были задачи формирования потребностей к применению в быту разученных песен, хороводов, плясок.

В проекте новой програм­мы были определены содержание и формы воспитательной ра­боты, преемственность в развитии ребенка с первых месяцев жизни до поступления его в школу, предусмотрено формиро­вание творческих проявлений детей в быту» и играх, в раз влечениях и т.д.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 3217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!