Общая характеристика воспроизведения



Воспроизведение - это процесс памяти, который во временной последовательности следует после сохранения и является показателем  эффективности запоминания и сохранения, а также умения субъекта использовать приобретенный опыт. Данный процесс представляет собой не что иное как извлечение информации из памяти. В зависимости от того, какова отсрочка между запоминание и воспроизведением, последнее может быть непосредственным и отсроченным. Реминисценции памяти - это улучшенное отсроченное воспроизведение по сравнению с непосредственным, имевшим место сразу после заучивания. Такое явление наблюдается в процессе запоминания самого различного материала, но особенно ярко, если в нем есть логические связи, он имеет большой объем и оказывает на человека выраженное эмоциональное воздействие. Реминисценции наиболее типичны для дошкольного и младшего школьного возраста, но проявляются фактически в любом возрасте.

 

Показателями, характеризующими процесс воспроизведения, являются время воспроизведения ( интервал между стимулом и ответной речевой реакцией) и скорость воспроизведения ( показателем является длительность интервалов между словами на фонограмме).

 

Уровни воспроизведения

 

 На основании такого показателя как “легкость-трудность” выделяют следующие уровни воспроизведения информации: узнавание, припоминание, собственно воспроизведение. Узнавание и припоминание рассматривают как косвенные процедуры воспроизведения, тогда как собственно воспроизведение - как прямую процедуру.

Узнавание - это воспроизведение объекта при его повторном восприятии. Узнавание может осуществляться не только на основании совпадения перцептивного образа и представления памяти, но и совпадения с ним представлений воображения.Именно оно связывает накопленный в памяти опыт с “живым” восприятием объектов и явлений окружающего мира и в силу этого позволяет человеку жить в “постоянном” мире и правильно ориентироваться в нем.

 Узнавание может осуществляться как непроизвольный или произвольный процессы, между которыми имеются различия не только по отсутствию- наличию цели и волевого усилия, но и по степени определенности, точности и полноты. В обыденной жизни преимущественно представлено непроизвольное узнавание объектов мира, которое характеризуется определенностью, полнотой и ясностью. Вместе с тем, в случае неполного, неточного и неопределенного узнавания оно может преобретать выраженный произвольный характер, превращаясь в осознанное мнемическое действие.

Как отмечалось выше, узнавание может отличаться степенью определенности. Наименее определенно оно в том случае, когда человек испытывает чувство знакомости объекта, а отождествить его с образом памяти не может ( феномен “джамас вю”). В случае же полного узнавания имеет место полная определенность на основе мгновенно протекающей идентификации объекта.

Наряду с разными видами адекватного узнавания существуют и ошибки узнавания. Например, то, что человек воспринимает впервые, может вызывать у него ложное чувство знакомости ( феномен “дежа вю”).

Сущность собственно воспроизведения состоит в воссоздании образа объекта, содержания информации, воспринятых ранее, но не воспринимаемых в данный момент. Если сравнить воспроизведение с восприятием, то становится очевидным, что оно происходит после восприятия и вне его. Обычно воспроизведение вызывается содержанием и направленностью выполняемой человеком “здесь и сейчас” деятельности, особенностями запоминаемого материала (например, необходимостью воспроизвести стихотворение или содержание прочитанного романа) и т.д.

Процесс воспроизведения представляент собой не репродукцию, а реконструкцию информации. Воспроизводимый материал не является копией первоначально воспринятого, он содержит элементы обобщения, систематизации вследствие его кооптирования в накопленный человеком опыт.

Подход к памяти как к конструктивному процессу впервые был заявлен английским ученым Ф.Бартлеттом в 1932 году в его книге “Воспоминание”. Его интересовало, как происходит изменение информации в процессе воспроизведения. В экспериментальном исследовании было установлено, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным, соответствующим некой схеме. Схема, по Бартлетту, - это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте субъекта. Вся вновь поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека и преобразуется в соответствии с ними.

Российский психолог В.Е.Ляудис выделил три уровня готовности памяти к воспроизведению:

1. Неполное и неточное воспроизведение информации.

2. Полная точная репродукция.

3.Реконструктивное воспроизведение, связанное с вариативным использованием информации.

Таким образом, качественные изменения уровня готовности памяти к воспроизведению связаны с переходом от репродуктивного к реконструктивному воспроизведению.

При воспроизведении неизбежно возникает вопрос о критериях принятия решения на разных уровнях воспроизведения. Например, при узнавании таким критерием является степень знакомости актуально воспринимаемого объекта: если она выше некоторой критической величины, объект будет опознан как “знакомый”, “уже известный”, в противном случае он будет считаться “новым”,”незнакомым”.При собственно воспроизведении сначала происходит восстановление в памяти перцептивного следа ранее воспринятого объекта, сравнение его со следом памяти по степени его соответствия словарному определению, а и лишь затем принимается решение об опознании объекта( В.Кинч). Очевидно, что в этом случае воспроизведение обеспечивается формированием обобщенных приемов использования умственных действий для решения задачи воспроизведения.

Вопроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Очевидно, что в первом имеют место цель и волевое усилие, что превращает процесс воспроизведения в осознанное мнемическое действие. В том случае, когда материал закреплен в памяти прочно, воспроизведение происходит легко. Сознательное воспроизведение, связанное со значительными волевыми усилиями по поиску информации, называется припоминанием. В этом случае достижение поставленной цели - вспомнить что-то - происходит не сразу, а через достижение ряда промежуточных целей, подчиненных главной. При этом человек сознательно “опирается” на то, что может помочь ему вспомнить главное. Исследования показывают, что эффективность припоминания определяется тем, насколько точно и четко осознано человеком содержание стоящей перед ним репродуктивной задачи. От этого зависит избирательность припоминания.

 Успешность припоминания определяется адекватностью используемых человеком приемов припоминания. В их число входят такие как: составление плана припоминаемой информации, активное вызывание из памяти образов соответствующих объектов, восстановление контекста информации и др. Большую роль играют также мотивация припоминания и уверенность человека в своей возможности вспомнить нужное.

Непроизвольное воспроизведение - это воспроизведение без цели и волевых усилий, когда образы и мысли возникают в сознании человека сами собой, чаще всего по ассоциациям, обусловленным выполняемой человеком актуальной деятельностью или случайно воспринятыми объектами. В некоторых случаях оно имеет форму персевераций(perseveratio - упорство) - навязчивых повторений одних и тех же движений, образов, мыслей. Соответственно различают моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации.

 

 

Забывание


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 719; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!