Понимание памяти с позиций ретенционального и       интенционального подходов



Nbsp;   Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования “ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЯНКИ КУПАЛЫ”  

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ

 Пособие по курсу “Общая психология”

для студентов специальности 1-23 01 04 - Психология,

1-03 04 03 - Практическая психология

 

 

Гродно 2006

 

 

УДК 159.947.5 ( 075.8 )

ББК 88.3

П 86

Автор-составитель : канд.психол.наук,Т.К. Комарова, канд.психол.наук , доц. кафедры общей и социальной психологии

 

 

Рецензенты: канд. психол. наук, зав. кафедрой

          возрастной и педагогической психологии Л.А. Семчук ;

                      

 

 

Рекомендовано советом факультета психологии ГрГУ имени Янки Купалы

 

 

П 86 Психология памяти : пособие/ авт.-сост. Т.К.Комарова. - Гродно: ГрГУ. 2006. - с.

 

ISBN 985-417-750-5

 

В пособии представлена учебная программа данного раздела курса “Общая психология”, теоретический материал по основным проблемам и понятиям психологии памяти, краткая хрестоматия, задания для самостоятельного исследования индивидуальных проявлений памяти, а также задания для проверки знаний студентов. Оно является полным руководством для самостоятельной работы студентов при изучении психологии памяти.

Пособие предназначено студентам как дневной, так и заочной форм обучения.

 

УДК 159.947.5 ( 075.8)

ББК 88 .3  

Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы, 2006

 

ВВЕДЕНИЕ

    

Учебный план специальностей 1-23 01 04 – Психология и 1-03 04 03 - Практическая психология традиционно предусматривает глубокое изучение студентами прежде всего фундаментального общепсихологического знания, составляющего необходимую основу профессионального образования. При этом значительное место в курсе общей психологии занимает раздел, посвященный рассмотрению познавательных психических процессов, каждый из которых участвует в формировании у человека адекватной картины мира

В этом ряду особая роль принадлежит памяти как сквозному психическому процессу, пронизывающему и объединяющему целостную психику человека Изучение феноменологии памяти, образующих ее процессов, видов, типов и форм, а также различных теоретических трактовок данного феномена и его генезиса должно составлять содержание образовательного процесса по данному разделу курса общей психологии.

В предлагаемом пособии представлен как теоретический, При этом в теоретическую часть пособия включены такие вопросы психологии памяти, которые преимущественно изучаются студентами самостоятельно. Остальные вопросы как наиболее сложные рассматриваются в лекционном курсе. В пособии приводится список литературы по проблеме психологии памяти, используя которую студенты смогут составить полное и разностороннее представление об этом феномене человеческой психики.         Дидактическое предназначение данных разделов состоит в том, чтобы на основе усвоения представленной в них информации студенты смогли грамотно и содержательно сформулировать выводы на основании анализа данных, полученных в результате самостоятельного исследования отдельных видов, форм и типов памяти в лабораторном практикуме.

полученных данных . Данный алгоритм описания методики должен быть отражен студентами в протоколе эксперимента, который заканчивается выводами, формулируемыми на основе полученных экспериментальных данных и в соответствии с поставленной исследовательской целью

Один из разделов пособия содержит ряд заданий, в том числе тестовых, которые могут быть использованы на семинарских занятиях по психологии памяти с целью осуществления как текущего, так и итогового контроля  усвоения знаний по теме “Память” как преподавателем, так и для само- и взаимоконтроля студентов. Предлагается также список контрольных (экзаменационных) вопросов по курсу.

Данное пособие представляет собой учебно-методический комплекс, который может быть использовано студентами, обучающимися как по дневной, так и по заочной формам.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ                                ТЕМ КУРСА “ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ” ДЛЯ                 САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Глава 1. Общие представления о памяти

 

Состояние любой науки может быть достаточно объективно оценено по тому, насколько строго определены понятия, образующие ее систему.

Психология в этом отношении испытывает значительные трудности. При этом можно отметить такой парадокс: чем более употребительным на уровне житейского знания является понятие и чем легче интуитивно открывается его содержание, тем больше трудностей с его определением на уровне научного знания. Именно таким образом обстоит дело с понятием “память”. П.П.Блонский в свое время заметил, что проблема памяти является ровесницей психологии как науки.

В научных текстах по проблеме памяти используются и такие термины как “мнемическая деятельность”,” мнемическая задача”, “мнемическое действие”. Происхождение этих терминов связано с упоминаемым в древнегреческой мифологии именем матери всех муз Мнемозины. Так еще с античных времен признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. Она понималась как Дар, роднящий человека с миром божественного. Знаменитый древнегреческий философ Платон так объяснял способность человека сохранять информацию: ” Вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка: у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного - из более чистого воска, у другого - из более грязного или более жесткого, а у некоторых она помягче, но есть у кого и в меру. Это дар матери муз -Мнемозины- и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем на нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного.Позже такое представление о памяти З.Фрейд обозначил понятием “вечный блокнот”.

Понимание памяти с позиций ретенционального и       интенционального подходов

В современной психологии понятие “ память” занимает одно из самых высоких мест по степени неопределенности содержания: чаще всего память определяют с помощью перечня образующих ее процесов - запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта . Однако такое определение не указывает онтологических границ того, что является собственно памятью и не обозначает сущностных характеристик данного психического процесса В значительной степени эта ситуация обусловлена тем, что память достаточно трудно “отделить” от других психических процессов, поскольку ни один из них не может существовать без нее. В результате возникает ситуация, когда память либо вовсе теряется , “ сливаясь” с другими процессами, либо мы не можем найти в психике ничего кроме памяти.

В исследовании этой проблемы традиционно господствует ретенциональная тенденция( ретенция - удерживать, сохранять). Согласно ей, память представляет собой способность сохранять прошлый опыт человека. В русле этой тенденции определение памяти сводится к перечислению составляющих ее процессов, обеспечивающих его запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Вместе с тем, имеет место и критика такого определения памяти. Так, Л.М.Веккер, анализируя эту тенденцию, приводит ряд аргументов, опровергающих понимание прошлого опыта как объекта памяти. В частности, он отмечает, что понятие “прошлый опыт” отличается избыточной универсальностью, поскольку вне пределов психики у человека имеет место видовой, нейрофизиологический, эндокринный опыт. Поэтому в целом память как способность сохранять информацию о разного уровня опыте является всеобщей функцией органической материи и в таком понимании не является предметом психологического анализа. Кроме того, память не только запечатлевает, хранит и воспроизводит опыт, но и сама участвует в процессах его формирования. В этой связи Л.М.Веккер предлагает рассматривать память с позиций информационного подхода. В таком случае она являет собой частную форму передачи информации по временному каналу. Тогда задача психологического анализа заключается в том, чтобы раскрыть специфику этого процесса. По мнению исследователя, она состоит в том, что память обеспечивает передачу именно психологического по своему содержаниюопыта, зафиксированного в форме вторичных образов или представлений памяти.

Известно, что познавательные психические процессы - как уровня чувственного, так и логического познания - призваны формировать первичный психический продукт - образ предмета или явления. Иными словами, они непосредственно или опосредованно связаны с миром. Память же создает “отражение отражения”, то есть вторичный образ и не обнаруживает непосредственной связи с миром.

Отсюда возникает вопрос - где следует искать память: является ли она прямым результатом других процессов или ее нужно искатьвнутри другого процесса? Но тогда внутри какого именно процесса и как можно выделить “ чистую память”?

Один из современных исследователей памяти Г.К.Середа считает, что к пониманию подлинной сущности памяти может приблизить этимологический анализ слова “память”. В русском языке слово “мнети” обозначает старинный вариант слова “мыслить” ( отсюда, к примеру, мнение, мнить). Па-мнеть означает в таком случае широкое, разлитое мышление ( по аналогии: вода - паводок, жить - пожить). Совершенно очевидна, таким образом, связь памяти и мышления в человеческой психике, что весьма важно для понимания сущности феномена памяти.

Исходя из того, что память следует “искать” внутри процесса мышления, К. Г.Середа предлагает выделять “чистую” память следующим образом: если результат решаемой субъектом задачи в данный момент еще не входит в содержание его памяти и находится вне ее, значит, он не может быть получен средствами самой памяти. Субъект должен его добыть посредством мышления. Однако, очевидно, что это возможно лишь при условии привлечения информации из памяти, необходимой для получения нового знания как продукта мышления. Это означает, что мышление как бы превращается в память, а память, в свою очередь, превращается в мышление.

Но где следует искать момент превращения, отделяющий память от мышления? По мнению Г.К.Середы, всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда полученный в нем результат становится условием осуществления последующего шага: мысль превращается в представление памяти, возникает отражение отражения и память становится условием успешности будущего действия . Таким образом, всякое содержание психики переходит в память в тот момент, когда оно перестает быть собственно целью познавательного процесса и начинает “обслуживать” последующую деятельность человека.

Исследования Г.К.Середы показали, что необходимым условием такого “превращения” является наличие у субъекта деятельности ориентации на предстоящее. Тогда основным фактором, конституирующим человеческую память, является не то, что было, а то, что будет. Иными словами, то, что было, закрепляется в памяти постольку, поскольку оно нужно будет в будущем. Таким образом, память из процесса, обращенного в прошлое, превращается в процесс, обращенный в будущее. В этом состоит суть интенциональногоподхода к пониманию сущности памяти.

С позиций данного подхода память представляет собой психологический механизм системной организации индивидуального опыта, выступающий в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности. Л.В.Черемошкина указывает на то, что система организации опыта состоит из двух образований: совокупности той информации, которой человек владеет, и средств ее запоминания, сохранения и воспроизведения, которые представляют собоймнемические способности.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!