О факторах выбора подростками и «кидалтами»



Субкультурной идентичности

Хочу заранее оговориться. Во-первых, мне ещё только, а может и уже 19 лет, у меня нет специального образования, я не владею специальным языком, да и опыт мой весьма ограничен. Но зато это взгляд на вопрос «изнутри», возможно и не слишком компетентный.

Действительно, количество современных субкультурных организаций великое множество, все они очень разные, как по своей направленности, так и по тому содержанию и требованиям, предъявляемым к участкам. Таким образом, любой современный подросток может выбрать группу единомышленников, которые его примут, поймут, но и в ответ могут потребовать определённого поведения.

Стоит оговориться, что за последние 10 лет изменилось не только экономическое и политическое положение в нашей стране, её положение на мировой арене, но также произошли глобальные изменения во «взрослом» обществе. Изменилась и детско-подростковая среда. Теперь дети раньше взрослеют и начинают понимать, «что к чему», точнее они обычно узнают «что и как», но не всегда понимают «почему», так как ответ на этот вопрос лежит за гранью их понимания по причине некоторой неопытности. Но, тем не менее те, что повзрослели раньше, не всегда стремятся также активно вступить во «взрослый мир».

  Поэтому все чаще можно встретить такое понятие, характеризующее современную молодёжь, как «кидалт» (от англ. kid – ребёнок и adult – взрослый), то есть люди, которые уже юридически являются полностью дееспособными личностями и, тем не менее, позволяют себе такие слабости, которые обычно характерны детям. Данное понятие существует не только в России, но и в западном мире, а с недавнего времени стало очень частым явлением в нашей стране.

Говоря же о самой теме, я начну, пожалуй, с того, что на выбор подростка присоединиться к той или иной группе влияет множество факторов. Таким образом, это не всегда исключительно самостоятельное решение, но и определённый ряд факторов внешнего влияния, которые так или иначе способствуют, а порой и решают вопрос присоединения к определённой субкультурной организации.

Так ребёнок из неблагополучной семьи вряд ли попадёт к «золотым» деткам, сложно предстать читающего начинающего интеллектуала среди «люберов». Конечно, каверзы судьбы непредсказуемы, но все же представим себе для начала «чистую» ситуацию.

Факторами, влияющими на выбор можно считать социальное происхождение ребёнка, данное ему воспитание, отношения в семье, отношения с ровесниками, зачастую также на выбор и решение влияют такие аспекты, как литературные, музыкальные предпочтения, и даже одежда, в которой тебе нравится, удобно ходить.

Итак, исходя из первого фактора, население делиться на три основные социальные группы по уровню достатка: очень обеспеченные (богатые, проще сказать, «новые буржуа», то есть миллионеры не в рублях, а в долларах США), средний класс (их на данный момент пока еще относительное большинство) и семьи с очень низким уровнем достатка (бедняки и за официальной чертой официального уровня бедности).

Соответственно, первая группа чаще всего образует закрытые vip-группы, только для «своих», там внутри они тоже по-своему делятся, об этом я расскажу в следующий раз.

Средний класс, как самый широкий пласт населения, представляет наибольший разброс в различных направлениях субкультур и именно эта группа наиболее ярко представляет возможности и концепции разных видов.

Последняя группа, зачастую представляет самые негативные и жестокие направления подростковых организаций, просто потому что другого эти дети не видят, не хотят или не умеют видеть.

Воспитание, оно всегда есть, другое дело кто и как его дал. Элитная школа, обычная общеобразовательная или улица. Учился ли ребёнок дополнительно в музыкальной или художественной школе, может, он занимался спортом или увлекался вышиванием. А может, просто рос, как сорняк, на обочине, без ласки и внимания. Отношения в семье, как известно, могут быть разными. Во-первых, это отношение к ребёнку. Иногда это зависит от того, сколько детей в семье, так единственному ребёнку обычно перепадает больше ласки и заботы, чем одному из нескольких (двоих, троих, четверых), они по-другому строят свои отношения с окружающим миром и людьми.

Важно количество и качество личного времени, которое родители готовы тратить на свое чадо. Ведь некоторые успешные деловые люди не могут даже банально искренне поинтересоваться успехами ребёнка в школе, его увлечениями, друзьями, а кто-то до 9 класса водит ребёнка в школу (отчего нередко у «дитяти»-тинэйджера появляется искреннее желание сделать все наперекор и не быть больше под навязчивой опекой, стать «оторвой» и «смутьяном»).

Также важны отношения между родителями, так как это первый пример отношений между представителями различных полов.

Все вышеперечисленное относится к общему формированию личности, то есть человека, как социального объекта и субъекта. Оно, несомненно, влияет на формирование его интересов, но уже именно сами интересы подталкивают подростка к выбору той или иной компании.

ФАКТОРЫ ВЫБОРА:

- зависимость от социального происхождения подростка;

- зависимость от читаемой подростком литературы;

- зависимость от выбора музыки, одежды;

- взаимосвязь и зависимость одного от другого;

- возможность смешения нескольких субкультур;

- что особенно важно для педагогического анализа (и что обычно ускользает от внимания взрослых!) - возможность одновременного выбора нескольких субкультурных стереотипов одним и тем же подростком.

 

Н.Л. Селиванова, д.пед.н.,

рук. Центра теории воспитания ИТИП РАО

Легко ли быть гуманистом?

 

В отечественной педагогике есть имя, которое в сознании всех учителей связано с понятием «гуманизм». Это – В.А. Сухомлинский. В педагогике он также как и А.С. Макаренко фигура знаковая.

Произведения В.А. Сухомлинского пронизаны любовью к детям, он говорит об этой любви так искренне, тепло и откровенно, что забывается, что ты читаешь статью не просто педагога, но и ученого. Чего стоит название одной из его книг «Сердце отдаю детям».

 В свое время Павлышская школа Сухомлинского была местом паломничества многих педагогов, которые хотели понять, как любить всех детей, таких разных, непохожих и далеко не всегда ангелов. Сухомлинский это умел.

 В 60-е годы В.А. Сухомлинского постоянно критиковали за «абстрактный гуманизм». Не правда ли довольно странное сочетание? Многие считают, что его ранняя гибель была результатом постоянного давления со стороны партийных органов и некоторых его коллег.

 Быть гуманным – это, значит, признать ценность человеческой индивидуальности, человеческой самости, признать необходимость защиты ее личной свободы и ответственности.

 Наверное, во все времена быть гуманистом не легко. Говорить о гуманизме в современной России особенно трудно. Каждый день мы сталкиваемся с проявлениями антигуманизма. И происходит это, к сожалению, на разных уровнях: и на государственном, и на школьном, и на семейном. Антигуманизм многолик.   

 Корни гуманизма и антигуманизма в семье. Если у ребенка нет опыта построения гуманных отношений, если он не умеет уважать другого человека, ценить его мнение, терпимо относится к его взглядам, искать истинные причины его поступков, то вряд ли во взрослой жизни такой ребенок станет гуманистом.

 Отношения с детьми в семье, в классе, в школе чтобы стать гуманистическими должны строиться на определенных принципах: диалогичности, эмпатического понимания, доверия к возможностям, способностям ребенка, безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности, открытости для ребенка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов родителей, учителя.

 Казалось бы, довольно простые истины, но как трудно реализовать их в жизни. Умеем ли мы разговаривать со своими детьми и при этом слушать и слышать их, а не только поучать или что-либо требовать? Умеем ли мы вести с ними диалог о таких сложных вещах как любовь, совесть, смерть? А ведь сейчас у нас в этом деле появились помощники - на книжных прилавках есть интереснейшие книги с такими названиями.

Знают ли современные родители, да и педагоги что такое эмпатия? А ведь без нее человек никогда не станет гуманистом. Эмпатия – это «постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание и сочувствие».

А как трудно осознать и принять, что наш ребенок уже много знает, умеет, что к чему-то он способен лучше нас. Многие родители страстно хотят, чтобы их сын, дочь знали больше, умели лучше, чем их родители, но признать и смириться с тем, что этот, с их точки зрения, несмышленыш, в чем-то опередил их, бывает очень трудно.

А уж постоянно не оценивать ребенка и не сравнивать его с другими часто для родителей просто невозможно. Так и хочется сказать: «А вот Коля уже …» Далее возможны варианты.

 Многие из нас взрослых очень закрыты для своих детей, учеников. Мы не хотим погружать их в свои проблемы, иногда, считая, что они не доросли до их понимания, иногда оберегая от ненужных, на наш взгляд, волнений. Но, не будучи открытыми для своих детей, воспитанников, мы не сможем научить их эмпатии, не сможем стать для них интересными, значимыми и нужными.

Есть разные способы построения гуманных отношений в семье, но поскольку мы говорим о В. А. Сухомлинском, вспомним, прежде всего, о сказках, которые писали ученики Павлышской школы. Это были не просто сказки. В них как в зеркале отражалась жизнь ребенка, его переживания, мироощущения. В.А. Сухомлинский бережно относился к этим сказкам, собирал их. По сюжету сказок, по чувствам ребенка, проявленных в них, он нередко узнавал о том, как живется ребенку в семье, в школе.

 А вы когда-нибудь сочиняли со своим ребенком сказки? Ведь это не только акт совместного творчества, но и способ лучше понять своего ребенка, его и ваши проблемы, найти способы, если это необходимо помочь ему. Ведь недаром сегодня существует сказкотерапия.

В.А. Сухомлинский умел ценить и любить каждого и любого ребенка. Он пестовал индивидуальность каждого своего ученика, он принимал каждого своего ученика со всеми его плюсами и минусами. И учил этому и педагогов своей школы, и ее учеников.

«Как важно, чтобы в стенах школы в процессе прикосновения человека к человеку раскрывалась, сохранялась, тонко оберегалась эта неодинаковость воли, мысли, чувства. Чтобы одна человеческая личность не ломалась о другую, а гармонически согласовывалась с ее особенностями, неповторимыми чертами».

 

 

Н.Л. Селиванова, д.пед.н.,

рук. Центра теории воспитания ИТИП РАО

А.С. Макаренко

 

Каждый ребенок, хотя бы раз в своей жизни, сталкивается с проблемой выстраивания отношений в общности, в коллективе. Для многих, особенно в подростковом возрасте, этот процесс протекает болезненно, а нередко даже трагично. Вспоминается случай. Маша была милой девочкой, добродушной, довольно подвижной, несмотря на свою на свою полноту. В классе к ней относились ровно. В начальной школе Маша никогда не стеснялась своей полноты, да и никто особенно не обращал на нее внимания. Все изменилось в один день. Шестиклассники участвовали в общешкольной игре. Так сложилось, что от ловкости Маши на последнем этапе зависела победа класса. Неудачное движение девочки и класс проигрывает. Кто-то из одноклассников кричит: « Ну, ты, и корова!» На следующий день Маше одноклассники незаметно повесили на спину записку с надписью «Наша му-му». Каждый день они изощренно травили девочку. Маша терпела, родителям ничего не говорила. Школьные педагоги особого внимания не обращали – обычные подростковые шалости. Однажды Маша попыталась поговорить с мамой. Но мама, занятая просмотром вечернего сериала сказала: «Да не обращай внимания на них, а вообще ты и правда растолстела, вон жир везде висит». На следующий день после очередных нападок одноклассников, Маша, возвратившись домой из школы, попыталась покончить жизнь самоубийством.

Широко известно высказывание А.С. Макаренко том, что истинным объектом педагогической работы являются отношения. В том числе и отношения, которые складываются у детей в коллективе. А ведь и педагоги, и родители в первую очередь озабочены тем, чтобы занять ребенка. В школе педагоги постоянно нацелены на организацию деятельности ребят. Родители всегда задают вопрос: «Чем ты занимался?» Конечно, отношения не рождаются в безвоздушном пространстве, они рождаются в деятельности. Задумываясь о том, какой должна быть деятельность наших детей, мы редко задумываемся о том, что и отношения детей требуют специальной повседневной заботы.

В самом разгаре лето, многие дети уехали в оздоровительные лагеря, к бабушке в деревню. И везде им придется выстраивать систему отношений со сверстниками или в разновозрастных общностях.

А.С. Макаренко считал, что наиболее благоприятные отношения между детьми складываются тогда, когда удается создать детский коллектив. Не случайно его имя ассоциируется у нас с коллективным воспитанием. Теория коллектива А.С. Макаренко явилась результатом длительного социально-педагогического эксперимента.

Опыт А.С.Макаренко, начавшего свою «педагогическую поэму» в 20-е годы, возник не на голом месте: многие из тех мыслей, идей, положений, которые широко обсуждались в те годы в среде педагогов, он знал, апробировал в своем опыте, скорректировал и дополнил, привел в определенную систему. Но концепции коллективного воспитания А.С.Макаренко были свойственны некоторые положения не только гуманистического характера. В ней преувеличивалась роль коллектива в воспитании, преувеличивалась роль требования в сплочении и развитии детского коллектива, делалась ставка на «моноколлектив», а не на его многообразие в организации жизни детей, преувеличивалась роль коллектива в их личностном развитии, унифицировались формы детского самоуправления. Все эти акценты вполне объяснимы как с позиций того времени, в рамках которого эта концепция создавалась, так и с позиции того контингента детей, с которыми имел дело А.С. .Макаренко. Тем не менее, его опыт шагнул за рамки перевоспитания, и не только в нашей стране, но за ее границами.

Следует признать, что, к сожалению, сегодня мало говорится о том, как тонко, психологически выверено работал А. С. Макаренко с личностью каждого из своих воспитанников. Особых доказательств этого не надо. Просто откройте «Педагогическую поэму». А. М. Горький говорил, что Макаренко сгорал «в огне действенной любви к детям».

А.С. Макаренко это хорошо понимал, что любой детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы и товарищества. Будучи избирательными, эти отношения чаще всего возникают стихийно, независимо от мнения педагогов, родителей. Сколько копий сломали те и другие, пытаясь запретить дружбу Пети с Колей или Ани с Машей и Наташей. Усилия их чаще всего напрасны.

 Богатство отношений – в их богатстве. Чем больше возможностей для дружеского общения будут предоставлять ребятам семья и школа, тем дороже и необходимее они им станут.

Ребенок только тогда примет помощь родителей и педагогов в решении своих проблем, если доверяет им, если они для него авторитетны. Не случайно в своих лекциях о семейном воспитании детей А.С. Макаренко особое внимание уделял родительскому авторитету. Как современно и злободневно звучат его слова. « Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят быть в глазах своих детей непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зудение и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета». (Впервые опубликовано в «Учительской газете» в 1940 году).

 А.С. Макаренко выделял несколько видов ложного авторитета родителей: подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы и подкупа. Если ложность таких видов авторитета как подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства и подкупа очевидна, то ложность авторитета любви, доброты и дружбы требует некоторых комментариев. Авторитет любви строится на том, что ребенок все должен делать только из любви к родителям, которую он должен постоянно им демонстрировать. Авторитет доброты основан на постоянной уступчивости, мягкости родителей. Авторитет дружбы - на панибратстве.

 Педагогическое наследие А.С. Макаренко многопланово и достаточно противоречиво. Как бы к нему мы сегодня не относились, надо помнить об одном, что самым главным в его жизни были его воспитанники. И еще как писал С. Соловейчик «Педагогика Макаренко – педагогика борьбы и мужества».    

 

 

 

 

Павел Степанов, к.пед.н.,

 с.н.с. Центра теории воспитания ИТИП РАО

Патриотическое воспитание в современной школе:

Цели, формы, ограничения

Разброс мнений относительно патриотического воспитания сегодня весьма широк: от признания его чуть ли не единственным приоритетом школы до опасений его трансформации в воспитание национальной, религиозной, культурной исключительности. Что делать? Воспитание патриотизма действительно важная задача, но и отмеченные опасения тоже небезосновательны. Очевидно, сначала важно разобраться, с каким явлением мы имеем дело. О феномене патриотизма (значение слова «патриотизм» более или менее понятно всем) хотелось бы высказать несколько суждений.

Это проявление человеческих чувств, наверное, сродни любви к матери – в том смысле, что оно естественно, обыденно и зачастую нерефлексируемо. Даже самых никудышных матерей дети искренне любят (это знают те, кому доводилось работать с так называемыми неблагополучными семьями), потому что мама одна, она своя, с ней прожил первые свои годы. Нелюбовь к матери – скорее аномалия, психологическая патология, если хотите.

Столь же естественно и любить тот край, в котором родился, какой бы он ни был – он свой и другого такого нет. Это естественный патриотизм и ему чужды ксенофобия и чувство исключительности, чужды митинги и лозунги, чуждо организованное массовое выражение любви к Родине. Действительно, вам же не придет в голову всерьез сравнивать свою маму с другими мамами, собираться на митинги «преданных детей» или организовывать специальные мероприятия для публичной демонстрации своей сыновней любви. Любовь – чувство интимное, а не публичное. И такой публичный патриотизм неестественен, так же неестественен и аномален, как и отсутствие любви к Родине вовсе. Это скорее реактивный патриотизм, который возникает как ответная реакция на формирующееся чувство национальной, религиозной, культурной неполноценности. Распад СССР, поражение в холодной войне, падение авторитета страны в мире (даже среди ближайших соседей и бывших союзников), критика и недружественная политика со стороны многих западных стран, экономические неудачи в сочетании с локальными вооруженными конфликтами являются питательной средой для развития этого чувства – а соответственно, и для неестественного, реактивного патриотизма с его поиском врагов, отступников, еретиков, сектантов и т.п. Для сравнения вспомним, что именно последствия унизительного для Германии Версальского мира и экономический кризис конца 20-х годов прошлого века стали питательной средой для роста популярности нацизма в этой стране.

Каким же образом такое понимание патриотизма связано с практикой его воспитания у школьников? Естественный патриотизм не нуждается в специальном «выращивании» по определению, поскольку естественен. Реактивный патриотизм – аномалия и социальная патология, а потому создание педагогических условий для его развития у детей также нецелесообразно. Так необходимо ли специально организованное в школе патриотическое воспитание? Да! Обязательно! И это действительно один из приоритетов современного образования! Сегодня патриотическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы вернуть обществу это утерянное естественное чувство повседневной, обыденной, ненадрывной любви к своей стране, ее истории (которую пора перестать стыдиться), ее природе (к которой пора перестать безответственно относиться и видеть в ней только ресурсы собственного благополучия), к ее жителям (которых не следует считать «быдлом», способным только на бессловесное подчинение или беспощадный бунт).

Итак, цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы вернуть обществу ощущение культурной укорененности и самодостаточности, позволяющее избежать как крайностей нескончаемого поиска идеалов и образцов на стороне (по принципу «хорошо там, где нас нет»), так и крайностей этнокультурного самоутверждения за счет унижения других (по принципу «бей… - спасай…»).

Достижение этих целей возможно только в одном случае – если обратной его стороной, неотъемлемой его частью будет воспитание толерантности.

И в этой связи, на мой взгляд, на первый план выходит не проблема форм и способов воспитания, а проблема… табу и профессиональной ответственности педагога. Ведь его работа – это не работа рабочего с болванками на заводе и даже не работа менеджера с персоналом. Работа педагога (пусть это и звучит пафосно) – это работа с «будущим» своей страны. А потому педагогическая деятельность должна сопровождаться многочисленными нравственными ограничениями, несоблюдение которых грозит не срывом производства, и не конфликтами на предприятии, а… будущими социальными потрясениями: нестабильностью, ростом экстремизма, провальными реформами и т.д., и т.п. Более того, особенность работы педагога-воспитателя такова, что его ошибки не порождают сиюминутные проблемы – они, как правило, остаются незамеченными и обнаруживаются много лет спустя. Тем важнее, значимее, ценнее эти ограничения, соблюдение которых – вопрос профессиональной ответственности педагога.

И педагогам-практикам, и методистам, и ученым, и чиновникам от образования, занимающимся патриотическим воспитанием в России, следует помнить, что:

- в многонациональной стране опасно подменять общероссийское русским, татарским, якутским или каким-либо еще (если речь только не идет об этнокультурных феноменах);

- в многоконфессиональной стране опасно с высоты своей колокольни не видеть минаретов, пагод, синагог, капищ, а тем более религиозного безмолвия атеистов и агностиков;

- в моногокультурной стране опасно даже просто не замечать (в беседах с детьми, в научных дискуссиях, в процессе написания учебных и методических текстов) существования иных, отличных от тех, с которыми себя идентифицирует педагог, культурных сообществ.  

Что же касается форм и способов, то очевидно, что они не должны носить милитаристский характер – не думаю, что надевание противогаза и стрельба из автомата по людям (пусть это и фанерные мишени) воспитывает любовь к Родине. Очевидно также, что не стоит переоценивать воспитательный эффект от включения детей в различные формы народного творчества – это продуктивно в работе с младшими школьниками, но для детей постарше такая практика должна быть очень избирательной. Вероятно, мало проку будет и от акций «разговорного жанра» (исключая, пожалуй, проблемные дискуссии) – литературно-музыкальных композиций, торжественных митингов, линеек, конкурсов строя и песни и т.п.

По сравнению с ними, приоритетными здесь должны стать дела предметно-практического характера. Это могут быть, например, фольклорные, этнографические, археологические, экологические, краеведческие, поисковые экспедиции или просто туристские путешествия по родному краю, которые могут сопровождаться (знаю это по собственному опыту) приведением в порядок братских могил, реконструкцией храмов, расчисткой родников и парков от мусора, встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной культуры. И важное условие всех дел – их последующая рефлексия: что дало, какие мысли посещали, какие чувства переживали, стоило ли это делать, стоит ли это делать еще?  

Н.Л. Селиванова, д.пед.н.,

рук. Центра теории воспитания ИТИП РАО


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!