Острое блюдо для думающего педагога



В качестве примера выделим наиболее проявившиеся молодёжные субкультуры последних двадцати лет:

1. Субкультура ХИППИ и их последователей в лице таких экзотических социально-этнических культов, как РАСТАФАРИ карибско-ямайского толка (формально-религиозный культ почитателей давно «почившего в бозе» императора Эфиопии Хайле Селассие). Основные культурно-поведенческие стереотипы: группы, склонные к богемной самоизоляции, интроверсии, пассивному уходу в мир специфической музыки стиля «реггэй» с характерными ритмами металлических барабанов, многочисленные, причудливо заплетенные косички у девочек и мальчиков, «фенечки» - налобные повязки, культ Бориса Гребенщикова (творчество легендарной рок-группы «Аквариум»), «тусовки» среди посвященных, иногда с традиционным хиппианским применением «травки» - марихуаны. Субкультура ярка, необычна своей вест-индской экзотикой. Социальный слой – как правило, дети столичной интеллигенции.

2. Cубкультура БАЙКЕРОВ – лихих «наездников-мотоциклистов» от англ. Byke, bicycle Культурно-поведенческие стереотипы: субкультура общественного вызова, эпатажа, включающего бытовую речь исключительно на нецензурном языке, экстравертный стиль поведения, граничащий с демонстративной агресивностью или переходящий в нее. Употребление наркотиков («дури») исключено, острые ощущения от жизни достигаются высокой скоростью езды на мотоциклах на грани фола и проблемами ДТП и ГИБДД, сексуальной раскрепощенностью байкеров и байкерш, регулярным и ритуальным употреблением определенных, крепких сортов пива. Приметы байкеров – физическая тренированность (мода «качки», культуристы и культуристки), кожаные куртки и штаны с характерной бахромой, как правило, черные повязки на голове, обилие металлических деталей в одежде, гравировка на «байках», музыкальный стиль фанатов Heavy Metal,.«тяжелого металла» начиная с 1980-х гг., творчества рок-группы «Агата Кристи» и др. Социальный слой – дети служащих, обеспеченных рабочих, работников торговли, сотрудников инофирм и др. (современный мотоцикл, особенно типа «Хонда», по средней стоимости приближается к авто-иномаркам, от пяти до пятнадцати тысяч долларов США).

3. Субкультура скинхедов (от английского термина skinhead – бритоголовый, с «кожаной головой»). В настоящее время подразделяются на ряд неоднозначных в социальном плане группировок и течений по образу совместного времяпровождения, социально-политическим установкам (от фундаменталистов и ультраправых с расистскими тенденциями, до анархистских «красных скинов») и поведенческим стереотипам. Для группировок характерна жесткая иерархия, мобилизационная готовность на различные социальные действия формально экстремистского плана. Культ физической силы, демонстративное противопоставление себя «голубым» (лицам гомосексуалистской ориентации), группировкам хиппианско-пацифистского толка, элитно-буржуазным молодежным группам).

Перечислим только некоторые из детско-юношеских субкультурно-социальных общностей нового поколения, заявивших о себе в последнее десятилетие (условно сгруппированные по наиболее внешне заметной субкультурно-поведенческой доминанте данных групп:

1. Скинхеды, бонхеды, фанаты, панки. Доминанта демонстративно-агрессивного социального вызова.

2. Байкеры, доскеры, скейтеры, рейверы, роккеры. Доминанта физической активности с использованием специальных спортивных снарядов и моторизованных средств.

3. Хакеры, крекеры, фрикеры, киберпанки. Доминанта информационно-компьютерного досуга в специфических формах социальной общности.

4. Диггеры, клайдеры. Доминанта спортивно-туристской романтики: диггеры – путешественники по подземным сетям городской канализации, клайдеры – чердачники, «исследователи» крыш домов.

5. Фанки, гранжеры, рэпперы, рэйверы. Доминанта погружения в активное переживание различных современных музыкальных рок-стилей.

6. Толкиенисты, перунисты, перумисты, неоязычники, (по книгам Дж.Толкиена, Ник. Перумова и др. авторов). Доминанта эскапизма, ухода от ежедневной социальной реальности в виртуальные сказочные миры с активным использованием сюжетных ролей, постепенно становищихся лейтмотивом жизни новых социально-субкультурных общин.

7. Граффитчики. Доминанта самоактуализации и игры – систематическое оставление причудливых, часто вычурно (и далеко небесталанно) раскрашенных краскобаллончиками графических знаков, слоганов, автографов и символов в местах общественного пользования, на бетонных заборах вдоль по автотрассам и железнодорожным линиям. Расшифровка и чтение для посвященных. Символика перманентной игры, тайны.

8. Вайшнавы (кришнаиты), нео-хиппи, растафари, «системщики»-хиппи, верные системе и аскеры (от жаргонного «жить на аске», от английского слова to ask – просить, в данном случае жить подаянием за символические изделия типа фенечек, вышивок и др. Доминанта богемно-религиозного эскапизма, ухода, бегства в альтернативную социальную реальность, самоизоляция в ней с бойфрендами и гёрл-френдами.

9. Энергеты, астралопитеки («чистильщики астрала», именно так!). Доминанта мистических переживаний и «радений». Одни из самых экзотических групп, связаны с «колдунами». Близки к тоталитарным сектам типа «Аум Синрикё» и др.

10. Бо-бо (от «Bourgeois Boheme»), центровые. Доминанта показной, изысканно-буржуазной элитарности в поведенческих стереотипах, в одежде и времяпровождении, имитирующем взрослые VIP-элитные клубы (VIP – very important persons, в переводе с английского «очень важные лица»). Закрытые элитные «тусовки», не сильно обремененные традиционной моралью.

11.  Митьки, любера. Субкультура митьков продолжает «набирать очки» за влияние на учащуюся молодежь «непрестижных», нестоличных, пригородных, провинциальных районов. Субкультура люберов, прогремев в шумные перестроечные 80-е годы, по-видимому пошла на убыль. Поведенческая доминанта умеренного социального эпатажа, «кепочки в клеточку» на заре перестройки, пиво, мат. Социальный контингент – ПТУ-шная молодежь бывших фабричных окраин…

  Системные, внесистемные и антисистемные субкультурные стереотипы… Сколько учащихся проходит через такие, порой весьма жесткие жизненно-воспитательные школы индивидуального становления социальной идентичности – тысячи, десятки тысяч? Все это означает, что не только образовательному сообществу, но и рядовому учителю предстоит в самом скором времени столкнуться с совершенно новыми, почти невероятными проявлениями культурно-поведенческих стереотипов и жизненных сценариев, связанных с реакциями на те или иные социальные ситуации.

Несколько предупреждений

На заданную тему

Предупреждение педагогу как воспитателю о некоторых новых тенденциях формирования культурных стереотипов восприятия мира молодыми людьми.

1. Относительно прогрессирующая виртуализация форм восприятия мира, преобладающая роль зрительно-слухового канала восприятия конкретно-образной, яркой информации со светящихся дисплеев, экранов, мониторов на фоне относительного, иногда значительного снижения потребности и особенно утраты навыков у значительной части подростков в культуре использования книги. Резкое снижение общей и функциональной грамотности, связанное, на наш взгляд, именно с интенсивным использованием нового культурно-поведенческого стереотипа непрерывного и торопливого SMS-обмена с явной тенденцией экономии времени как денег, проглатывания, усечения слов по стенографическому принципу экономии времени на грамматику и орфографию.

2. Примат принципа удовольствия над необходимостью, чувством долга и даже естественной тягой к инстинктивной свободе.

3.  Редукция высших духовных потребностей к физиологическому переживанию «здесь и сейчас», ощущение событий мира, как воплощения непрерывной рекламы постановок индустрии шоу-бизнеса и прочее действо «за стеклом фабрики звезд»). Плюс еще мода на «умствование» по мотивам, образу и подобию «мыльных телесериалов», «анализ глубокого собственного внутреннего мира» по типу «я люблю тебя Дима, это мне необходимо» и т.п.

4. Реактивное сознание и поведение по образу и подобию поведенческого стереотипа «Бивис- и-Бадхед».

Короче, современная молодежь в массе своей:

а) «отмобилизована», то есть отлично оснащена мобильными телефонами («мобилой» со всеми позывными прибамбасами и апгрейд-наворотами, кстати, пейджеры – уже довольно таки пройденный этап информатизации), поэтому обладает исключительной по сравнению еще с недавними временами возможностью непрерывного общения со сверстниками и нужными взрослыми. Цитата на эту тему из “The Star Travel Times”№4, 2007(Газета международного студенческого туристического агентства): «Что нужно современному студенту от мобильной связи? Недорогие разговоры, новейшие мобильные услуги и, конечно, море SMS-ок»,

б) «упакована», то есть, одета, обута, короче, экипирована в довольно доступные по средним для обывателя ценам гардеробы,

в) «моторизована» в не столь уж малой своей части – и не мопедами, а современными более-менее крутыми «байками» (мотоциклами) и «тачками» родителей, с правами и даже без оных.

Вот это и есть феномен принципиально новых культурно-поведенческих стереотипов нового подрастающего поколения, отличного как по слэнгу, так и по прикиду даже от поколения начала 1990-х годов.

Надо отметить особо – якобы поголовная инфантилизация современной учащейся молодежи – предмет демагогии. Не стоит скрывать факта, что все-таки весомая часть учащейся молодежи к своим рубежным 18 годам вполне достигает весьма достойного уровня социальной компетентности и даже зрелости в суждениях и гражданских поступках. И умеет зарабатывать на жизнь!

Но все-таки заметен и «новый инфантилизм».

Дело еще вот в чем. Наряду с усложнением этнического и поликультурного разнообразия культурных стереотипов (благодаря смешанным бракам) идет процесс их упрощения, уплощения, усреднения, космополитического нивелирования по неким, не вполне артикулированным стандартам глобальной массовой культуры. Да еще любой грамотный медик или физиолог отметит про себя, что избыточное культивирование первой сигнальной системы – зрительно-слуховой, причем явно в ущерб второй, связанной как раз с развитием абстрактного мышления, речи и письма, ведет к формированию таких культурно-поведенческих стереотипов, которые блокируют системное, целостное развитие центральной нервной системы человека, вообще человека как гармоничной личности. Образов много и мелькают, кишат, мельтешат они уже наверное со скоростью рекламных блокбастеров так называемого «клипового мышления»…

Да и авторитеты, кумиры, идолы множатся и сыплются как из рога рекламного изобилия, а выбрать что-то для себя порой не хватает ни фантазии, ни умения, ни желания, ни навыков. Хотя школа всему этому учит. По-прежнему. По принципу рагу из зайца. Но, в общем, без зайца.

Вот это-то и представляет особую проблему и актуальную новизну ситуации для современного педагога как родителя и родителя как педагога. Приведем на этот счет взвешенное мнение формирующегося специалиста-исследователя в непростой, но крайне востребованной ныне сфере педагогического знания и практической деятельности.

                

Надежда Пазгалова,

студентка колледжа, Санкт-Петербург:


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!