Деятельности классного руководителя



Существует распространенное (особенно среди практиков) мнение, что основной формой работы классного руководителя является классный час – а значит, именно через классные часы и реализуется основной воспитательный потенциал его деятельности.

Классный час – действительно одна из самых распространенных в наших школах форм организации воспитательного процесса. Сегодня трудно найти педагога, который бы не знал, что это такое. Сегодня трудно найти школьника, который бы ни разу не принял участие в классном часе. Педагогическая практика наработала колоссальный опыт организации и проведения классных часов. И хотя эта форма воспитания кажется вполне незатейливой, обращаться с ней нужно чрезвычайно осторожно. Классные часы в силу их распространенности и повального увлечения ими таят в себе немалые опасности для воспитания. Что же это за опасности?

Опасность первая. Классные часы в массовой практике стали очень удобной формой воспитания, и существует реальная опасность сведения всего воспитательного процесса только к классным часам. Такая тенденция, к сожалению, наблюдается во многих школах. Причина, наверное, в том, что больших умственных, физических и материальных затрат классные часы не требуют, контролировать их проведение со стороны администрации школы легко, и массовость воспитания вроде бы обеспечена. Как следствие – педагоги все меньше утруждают себя извлечением воспитательного потенциала из обычных уроков (достаточно дать знания и проверить их усвоение), все меньше уделяют времени играм, походам, спектаклям, дискуссиям и другим видам совместной с детьми деятельности.

Опасность вторая. Принуждение школьников к посещению классных часов – а это имеет место быть сплошь и рядом – грозит превращением воспитания в антивоспитание. Конечно, существует вероятность того, что кто-то из таких школьников позже скажет: «Вот здорово! Спасибо! Если бы не этот классный час, я бы…». Но у большей части подростков вынужденное «просиживание штанов» на классном часе вызовет, скорее, пассивный протест и молчаливое неприятие всего его воспитывающего содержания – каким бы замечательным оно ни было.

Опасность третья. Такой же обратный эффект имеют и некоторые используемые педагогами формы проведения классного часа. Например, детям раздают правильные слова и они отрепетированно, с трепетной дрожью в голосе, но внутренне безучастно рассказывают своим зевающим одноклассникам о разумном, добром и вечном. И тогда получается в лучшем случае – красивое шоу, в худшем – гримасничанье и пошлость. Другой пример – постоянное морализирование классного руководителя: «Сегодня, дети, мы вновь поговорим с вами о том, что нужно быть добрее и духовнее!». В младших классах это, наверное, еще пройдет, но дальше… Интересно было бы подсчитать, сколько детей перестает использовать в своей повседневной речи красивые высокопарные слова, сколько детей начинает стесняться своих хороших манер – и все только потому, что этим их «перекормили» в школе. 

На наш взгляд, исправить положение может понимание классного часа как приватного разговора классного руководителя со своим классом, необходимость в котором созревает естественным путем. Следовательно, классный час не поддается жесткому планированию и программированию, не может быть объектом административной проверки и не является обязательным для посещения всеми членами класса. Основа воспитывающего классного часа – заинтересованный разговор педагога и детей, который способствует развитию ценностных отношений школьников к окружающему их миру, к другим людям, к самим себе. Тренинги, дискуссии, игры, познавательные тесты, сопровождающие такой разговор, могут сделать его более оживленным и интересным для ребенка. Вариантов проведения классных часов может быть множество.

Это могут быть, например, часы общения, направленные на познание ребенком себя и своих одноклассников – серия таких классных часов разработана И.С.Парфеновой.

Вот некоторые темы предлагаемых ею классных часов.

1) Взаимодействие в группе.

2) Понимание и доверие

3) Умеете ли вы слушать?

4) Личное пространство человека, или Почему мы не любим ездить в набитом транспорте.

5) Как нас воспринимают люди?

6) Некоторые факты из языка телодвижений.

7) Так ли легко познакомиться?

8) Как правильно дарить подарки?

Это могут быть заседания киноклуба – часы просмотра и обсуждения кинофильмов (такой вариант в своей работе использует А.В. Новичков). На заседаниях этого киноклуба организуется не только квалифицированное обсуждение эстетических достоинств фильмов, но и откровенный обмен мнениями по поводу нравственных и философских проблем, затронутых в них. В некоторых заседаниях принимают участие и родители учеников.

Вот тематика некоторых заседаний киноклуба.

1. Ненависть, месть, жестокость – к/ф «Иваново детство»

2. Родина большая и малая – к/ф «Мимино».

3. Идеалы и иллюзии. Мир через “розовые очки” – к/ф «Иллюзионист».

4. Во имя любви – к/ф «Ромео и Джульетта» или «Обыкновенное чудо».

5. Власть над людьми и власть над собой – к/ф «Макбет».

6. Корысть, выгода, расчет, альтруизм, самопожертвование – к/ф «Летят журавли».

7. В заботах о счастье других мы находим свое собственное – к/ф «День сурка».

Это могут быть беседы о проблемах, которые часто по тем или иным причинам не обсуждаются в семьях школьников. Например, для старшеклассников был разработан цикл бесед под общим названием «Лики любви» (В.И.Петрушин, Н.В. Петрушина).

Вот некоторые из их тем.

Беседа первая. Сколько ликов у любви? Или: Уроки Эриха Фромма

Беседа вторая. Как сделать выбор? Или: А я милого узнаю по походке

Беседа третья. Как понравиться?

Беседа третья. Как не попасть в ненужные ловушки? Или: Силки и капканы добрачных отношений

Беседа пятая. Насколько вы будете совместимы? Или: С кем садиться в семейную ладью?

Беседа пятая. Такие разные браки.

Беседа седьмая. Как избежать мелей и рифов в семейной жизни? Или: Искусство быть капитаном семейного корабля.

Беседа восьмая. Что делать с нашей ревностью? Или: Черное чудовище в груди

Беседа девятая. Куда уходит любовь?

Классный час – далеко не единственная форма реализации воспитательного потенциала деятельности классного руководителя. Продуктивной в этом плане является идея организации внеучебной жизни класса (а лучше – нескольких классов) в виде долговременной игры.

Игра обладает огромным воспитательным потенциалом. Она порождает особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым пространством; особым, нелинейно протекающим игровым временем; особой, значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; особой, чрезвычайно сплоченной игровой общностью. Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка, значимой и наполненной ценностными смыслами.

Что же придает игре ее особый воспитательный потенциал?

Во-первых, игровая общность благодаря способности игры зачаровывать и приковывать к себе детей складывается довольно быстро. А это немаловажно для воспитания, которое в отечественных школах носит преимущественно коллективный характер.

Во-вторых, ролевые игры, которые отражают мир взрослых и моделируют свойственные ему отношения, восполняя тем самым недоступные подростку стороны человеческой жизнедеятельности (Л.В.Куликова), весьма привлекательны для подростков. Они предлагают подростку практику новых отношений, чувств взамен существующих в повседневной жизни (Д.Б.Эльконин).

В-третьих, игра способствует развитию личности ребенка, поскольку поведение в роли задается не только самой ролью, но и личностными качествами игрока, а моделируемые в игре отношения, по словам С.А.Шмакова, переносятся на совершенствование дальнейшей практической деятельности. В игре, таким образом, может происходить коренное изменение позиции ребенка в отношении к окружающему миру. В ней заложен «механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения» (Б.Д.Эльконин).

В-четвертых, в игре педагог может моделировать самые различные социальные ситуации, может задавать произвольные параметры игрового пространства: сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и другие условия, – насыщая тем самым это пространство смыслами, имеющими воспитательную ценность.

В-пятых, игра способна погрузить школьника в проблемы современного мира, показать сложность человеческих отношений в мире взрослых, дать прочувствовать это посредством вхождения в игровую роль. Возможность примерить на себя различные роли позволяет школьнику посмотреть на привычную реальность глазами других людей, с других точек зрения. Игра дает школьнику и возможность координировать свои взгляды на мир с взглядами своих сверстников – а это, в свою очередь, может повлиять на утверждение, корректировку или полное изменение собственной позиции по тем или иным затрагиваемым в игре социальным проблемам.

Если игра одинаково увлекает и педагогов и детей, она может быть положена в основу всей внеучебной жизни школьников, и тогда класс или параллель классов может превратиться в какой-либо игровой мир. Рассмотрим один из возможных вариантов – годовую игру-эпопею «Средневековье».

С ю ж е т

Игровой сюжет может быть, например, таким. Средневековая Европа живет своей обычной жизнью, на фоне которой разворачиваются яркие события, связанные с рыцарскими турнирами, бойкими городскими ярмарками, сражениями, маскарадами, диспутами в университетских библиотеках, благочестивыми обетами и героическими деяниями жителей. Но самое главное, что волновало многих людей в те времена, – это тайна нахождения Святого Грааля. Согласно легенде эта чаша служила Христу и апостолам во время Тайной вечери, а позже в нее была собрана кровь распятого Христа. Обрести эту реликвию, обладающую к тому же чудодейственными свойствами, – долг христианского мира. Однако Грааль невидим, и его тайна будет раскрыта лишь самым достойным.

По ходу игры людям через различные «знамения» открывается название города, где сокрыт Грааль. В архивах одного из монастырей удается разыскать карту с указанием места расположения таинственного города. Также открывается и конкретное место, пещера, в которой спрятан Грааль. В монастырях, университетах, цехах люди собирают необходимые для похода за реликвией деньги (специально созданные для игры золотые флорины). Годовой цикл игры венчает весенний крестовый поход за Святым Граалем.

И г р о в ы е р о л и

1.Мастеровой люд, средневековые ремесленники и купцы. Каждая микрогруппа (или класс) может представлять какой-либо цех или гильдию.

2.Рыцарство. Каждая микрогруппа (или класс) может представлять какой-либо рыцарский орден: Тамплиеров, Госпитальеров, Тевтонский и т.п.

3.Школяры, обучающиеся в средневековых университетах. Каждая микрогруппа (или класс) может представлять какой-либо факультет университета: артистический, медицинский, философский, теологический. Какая-то группа может взять на себя роль веселых и бесшабашных вагантов. Можно также разделиться и по принадлежности к какому-то из известных средневековых университетов.

4.Клир, духовенство, богословы – эти роли достаются педагогам, включенным в игру родителям, выпускникам школы. Только им в откровениях свыше являются знамения, указующие на тайну нахождения Грааля. Но достоверно известно, что знамения являются в моменты ярких событий, происходящих в мире.

Каждая корпорация разрабатывает собственный герб (по возможности соответствующий канонам средневековой геральдики), элементы которого имеют свой смысл и отражают как ролевые, так и реальные особенности данной школьной корпорации. Возможно, что каждым участником игры будет выбрано и свое особое игровое имя.

Ф о р м ы о р г а н и з а ц и и

 и г р о в о й ж и з н е д е я т е л ь н о с т и к л а с с а

Большой собор. Авторитетные представители цехов, гильдий, орденов, факультетов и включающиеся в игру педагоги образуют Большой собор, исполняющий роль органа самоуправления, задача которого – управление ходом игры. Большой собор:

-оказывает помощь в проведении ярмарки, рыцарского турнира, диспутов, олимпиады «Семь свободных искусств»;

-курирует Банк идей;

-подводит итоги конкурса идей и конкурса социальных проектов;

-организует реализацию победившего социального проекта;

-оценивает целесообразность принятия обетов, дает на них благословение и фиксирует их в специальной книге;

-определяет, какой цех, гильдия, орден или факультет своими делами заслужил привилегию нанести на собственный герб королевскую лилию;

-определяет, кто, какую и за какие дела мог бы получить королевскую плату;

-подводит итоги конкурса «Семь добродетелей» и награждает победителей;

-анализирует все проведенные общешкольные дела.

Ярмарка. Ярмарку готовит «мастеровой люд» (точнее, создаваемый этой группой Совет дела). Открывается она веселым театрализованным представлением с участием менестрелей, жонглеров, фокусников. На ярмарке продаются (за настоящие деньги, поскольку вырученные средства класс может направить в помощь городскому детскому дому или на иные благотворительные нужды) товары, сделанные руками детей, их родителей, педагогов. Лучшие товары, отобранные Советом дела, продаются на аукционе. Совет дела придумывает также и различные аттракционы, которые могут развлечь пришедшую на ярмарку публику. Здесь, на ярмарке, является первое знамение: людям открывается название города, где сокрыт Грааль, – это ближневосточный город Акра.

Рыцарский турнир. Это дело готовят «рыцари» (создаваемый этой группой Совет дела). Турнир может состоять из серии придуманных школьниками конкурсов самой разной направленности. В этом случае Совет дела разрабатывает правила их проведения, составляет турнирную сетку, организует рекламу турнира и информационный стенд, готовит необходимое снаряжение и снаряды, подводит итоги, осуществляет награждение победителей. Среди конкурсов могут быть, например: стрельба из лука, шахматы, верховая (на велосипеде) езда с препятствиями (или с нанесением удара турнирным копьем по мишени), фехтование, музицирование, сложение стихов, посвященных прекрасной даме, и т.п. Завершается турнир грандиозным балом при дворе короля, сценарий которого также разрабатывается Советом дела при поддержке Большого собора. На турнире является второе знамение – карта с указанием пути в Акру.

Университетские диспуты. Диспуты готовят «школяры» (создаваемый этой группой Совет дела). Они выбирают темы диспутов, разрабатывают правила участия в них, помогают сформировать команды участвующих в диспутах школяров, придумывают критерии оценки участников диспутов, утверждают судей. Сами диспуты проводятся духовенством. Темы могут быть примерно такими: «Нужно ли современному обществу понятие ²национальная принадлежность²»; «Военный противник: проблема отношения»; «Какая национальная идея нужна России?»; «Современная эстрада – это культура?». Завершаться серия диспутов может новогодним маскарадом, который готовят школьники. Маскарад будет ознаменован третьим знамением – Святой Грааль сокрыт в пещере с восточной стороны города.

Семь свободных искусств. Это внутриклассная олимпиада, которую готовят уже педагоги. Проводится она по семи предметам: тривиум – грамматика, риторика (искусство красноречия), диалектика (искусство спора) и квадривиум – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Победители награждаются «королевскими дарами».

Банк идей. Создаваемый при Большом соборе специальный банк объявляет конкурс идей, которые могли бы улучшить жизнь класса или школы. Это могут быть сюжеты будущих игр, проекты внутриклассных или общешкольных дел, предложения по оформлению кабинетов, коридоров, рекреаций школы и т.п.

Божье дело. Это социальные проекты, направленные на решение каких-то реальных и важных для людей проблем. Сначала объявляется конкурс таких проектов, затем отбирается (по возможности всеми школьниками и педагогами) лучший, после чего он реализуется всеми желающими школьниками, педагогами, родителями. Среди предложенных детьми проектов могут быть, например: расчистка от мусора лесопарка; организация новогоднего представления для дома престарелых; сбор (в микрорайоне школы) книг, одежды, видеокассет для детского дома; изготовление игрушек и развивающих игр для детского сада и т.п.

Личные обеты. Любой участник игры может по своему усмотрению принять тот или иной обет – то есть поставить перед собой какую-то труднодостижимую цель, связанную с собственным нравственным, интеллектуальным или физическим развитием, и, преодолев все препятствия, достичь ее. Отказаться от какой-то вредной привычки (для того, у кого она есть); прочесть ряд не предусмотренных учебной программой книг (для не очень успевающих школьников), научиться подтягиваться 10 раз (для не умеющего это делать) – такого рода обеты могут приниматься школьниками. Оценить целесообразность принятия того или иного обета и дать благословение на него может только Большой собор. Данные обеты фиксируются в специальной книге (своего рода портфолио ребенка), а их выполнение вознаграждается по справедливости «королевскими дарами».

Семь добродетелей. В конце учебного года, накануне крестового похода Большой собор по представлению корпораций выбирает и награждает лучших участников игры. Награждение, сопровождаемое торжественной церемонией, происходит по следующим номинациям: скромность, галантность, благородство, благодушие, учтивость, усердие, подвижничество. Отмеченные Большим собором школьники награждаются ценными подарками, а корпорации, которые они представляют, получают привилегии нанести на свои гербы королевские лилии.

Ф и н а л ь н а я с т а д и я и г р ы

Она может проходить следующим образом. Представители городских цехов и гильдий, рыцарских орденов и университетских факультетов отправляются в крестовый поход за Святым Граалем. Для этого формируются три команды. Отбор игроков от каждой группы в эти команды осуществляют сами школьники, но с учетом личных игровых заслуг каждого. Сюда относится и организация корпоративных дел, и активное участие в делах других корпораций, и добытые для организации крестового похода деньги, и принесенные на корпоративный герб королевские лилии, и иные личные достижения.

Итак, последний эпизод эпопеи превращается в финальную игру. Каждая группа получает копию найденной карты с указанием маршрута похода и отправляется в путь. Это известная всем игра по станциям – каждая команда по очереди (с интервалом 10-15 минут) проходит все отмеченные на карте пункты, попадая при этом в различные проблемные ситуации, которые разрешает так, как подскажет им совесть, личное благородство и честь. Реликвию получает тот отряд крестоносцев, который во время этого путешествия меньше всего запятнал свою честь и более других старался следовать христианским добродетелям.

Возможности использования классным руководителем игры в воспитании школьников огромны. Ведь игра, согласно исследованиям С.А.Шмакова, имеет ряд важных для воспитания функций: включения ребенка в культуру, его самореализации, приобретения им коммуникативных навыков, диагностики личности ребенка, терапии стрессовых состояний, коррекции поведения.

Особое место в работе классного руководителя занимает индивидуальная работа с детьми. Эта работа приобретает подлинно воспитывающий характер, если она инициирует процессы самовоспитания школьника.

На наш взгляд, сегодняшнему классному руководителю можно рекомендовать использовать в своей работе опыт средней школы № 145 Перми. Ее педагоги успешно решают эту задачу, используя так называемый профиль компетентности.

В начале учебного года каждый школьник может принять участие в увлекательной компьютерной самодиагностике. Специальные вопросы, направленные на самопознание ребенка, помогут ему оценить свой интеллект (то есть умение собирать и использовать информацию, вычленять и решать проблему, мыслить творчески, выражать свои мысли письменно и т.д.), успеваемость (ее средний балл), физическое развитие (складывающееся из спортивных успехов, личных рекордов, оценки по физической культуре и т.д.), умение общаться (коммуникабельность, гибкость, уступчивость, терпимость к мнению окружающих, умение работать в группе, ответственность), лидерские качества (практичность, реалистичность, решительность, умение рисковать, понимание норм поведения, способность учить других). Результаты компьютерного теста преобразуют в график, наглядно показывающий школьнику его сильные и слабые места – это и есть «Профиль компетентности». На его основе ребенку предлагают приступить к планированию своего собственного развития, то есть включиться в процесс самовоспитания.

На специальном классном часе школьнику предлагают проанализировать свой «Профиль компетентности», обратив особое внимание на те качества, которые развиты слабо. В соответствии с этим он приступает к формулированию своих краткосрочных и долгосрочных задач на предстоящий учебный год. В качестве помощи ему может быть предложено на выбор около двух десятков вариантов таких задач. После выполнения данной работы школьник ранжирует свои задачи по приоритетам и вписывает их в свой дневничок. Далее он получает список общешкольных и внутриклассных дел, занятий системы дополнительного образования и группы продленного дня, всевозможных игр, дискуссий, соревнований, а также сопровождающий этот список перечень качеств, которые можно развить в себе, участвуя в названных делах. Консультируясь с педагогом, ребенок выбирает для себя те дела, в которых он хотел бы принять участие, и те поручения, выполнение которых может повлиять на изменение «западающего» качества. Все дела и все поручения записываются в дневничок – получается своеобразный годовой план саморазвития.

Возможен и другой вариант: школьник со своим более старшим или младшим товарищем образует «шефскую пару», в которой и происходит его дальнейшее самовоспитание. Шефские пары формируются (естественно, по желанию самих учеников) из школьников подшефных и шефских классов: например, 5а – 9а; 5б – 9б и т.д. То есть младший подросток имеет консультантом старшеклассника. Смысл образования таких пар – помощь друг другу в саморазвитии.

Педагоги 145-й пермской школы приводят в этой связи такой пример.

Саша (шеф) стремится развить в себе лидерские качества. Его подшефный – Ваня – имеет некоторые затруднения в интеллектуальной сфере. Саша, еженедельно помогая Ване готовить выступление по теме «Новости компьютерного мира» на информационном классном часе, развивает у Вани умение собирать и использовать информацию, а сам в это время развивает в себе способности учить, оказывать влияние, отвечать за деятельность других людей.

Другой важной стороной индивидуальной работы классного руководителя со школьниками является индивидуальное собеседование с ребенком, испытывающим те или иные проблемы, связанные с его воспитанностью.

Рекомендуемую нами методику проведения такой беседы разработал Д.В.Григорьев. В основе ее – понимание качественного собеседования как гибкого сочетания программирования и импровизации. С точки зрения автора, собеседование может разворачиваться двумя путями[7].

Первое.Педагог, проводящий диагностику, предлагает школьнику печатный вариант некоторых тестовых ситуаций (все они описаны и опубликованы автором), а тот делает свой выбор по каждой ситуации, после чего педагог, опираясь на эти результаты, выстраивает диагностическую беседу со школьником, уточняет необходимые моменты, разворачивает проблематизацию и т.д.

Второе. Педагог в рамках устной беседы со школьником приводит ему те или иные тестовые ситуации, перечисляет варианты ответов, подросток делает свой выбор, после чего педагог заносит его в диагностическую карту и решает, каким образом, в каком направлении продолжать собеседование. 

Каждая тестовая ситуация сопровождается четкой интерпретацией выбора, сделанного школьником, а также указаниями на возможное развитие темы беседы в соответствии с тем или иным вариантом ответа. Это своего рода наставления к импровизации. В этих наставлениях довольно часто звучит понятие проблематизации. Проблематизация здесь – специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании высказываний школьников, способах их рассуждений с целью построения проблемной ситуации как личной для ребенка. Другими словами, проблематизация – это усомнение. Проблематизирующие действия педагога должны помочь подростку выйти в осмысленную позицию по отношению к собственному пониманию (почему, как, с помощью чего я что-то понял?) и осознать то, что пока не понято (что и почему я не понял?).

 В индивидуальном собеседовании задача педагога – получить как можно более целостное представление о личности того, с кем он общается. Именно это представление поможет классному руководителю выстраивать дальнейшую стратегию воспитания данного школьника и будет способствовать более полной реализации воспитательного потенциала деятельности педагога.

Воспитательный потенциал


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!