Размышления о сакральных истинах 20 страница



Б конечном итоге, все дживы ищут глубоких любовных отношений, и все люди, достигшие высокого духовного уровня, постепенно понимают, что высшей целью является любовь. Любовь не проявляется просто через правила и предписания или благодаря вступлению в какую-либо организацию, а выражается в самбандхе, или бескорыстных отношениях. Высшее проявление духовности - это единение с Богом. Мы не говорим о единении с имперсональной точки зрения, или о взаимодействии энергий. Мы считаем, что единение означает бескорыстное, чистое служение и исполненные жизни, духовные отношения.

 

Раса и бхавы

Шрила Харидас переходит к описанию расы и бхав. «Таким образом человек достигает уровня совершенства, известного как стхайи-бхава, или постоянных эмоций, также называемого рати. Сочетание четырех бхав превращает рати в расу» («Харинама Чинтамани», 102). Вначале эмоции появляются и исчезают, потому что сначала они приходят в виде отражения экстаза, а позднее становятся частью личности человека. Постоянный экстаз, или вкус, называется стхайи-бхавой, или рати, сочетание которых представляет собой расу. Имя Кришны, Его образ, игры и окружение являются причинами проявления чувств и бхавы. Анубхава, или физическое проявление постоянных эмоций позднее, усиливаясь, преобразуется в саттвика-бхаву. Мы двигаемся от тени, рати, к истинным эмоциям и вызывающим их объектам, таким как красота Кришны и Его качества, которые вызывают эти эмоции и усиливают их. И тогда мы начинаем видеть физические проявления того, что ощущает джива.

«Расу можно сравнить с машиной. Рати, или постоянные эмоции, - это карданный вал машины. Как только машина начинает двигаться под действием совокупной энергии четырех бхав, постоянные эмоции, или стхайи-бхава, преобразуются в расу. Преданный, являющийся ашраей (прибежищем, или носителем, экстатической любви к Кришне), становится тем, кто наслаждается расой. А раса, о которой говорится здесь, является сутью всего и величайшей целью дживы. Веды говорят о четырех целях: дхарме, артхе, каме и мокше (религиозности, экономическом благосостоянии, ограниченном наслаждении чувств и освовождении). Но эти цепи Вед блекнут перед высшим проявлением совершенства, расой. Среди интроспективных джив наиболее возвышенной считается та, которую привлекает чистое преданное служение. Джива встает на путь бхакти, лишь обретя достаточно сукрити (благочестия) в предыдущих жизнях». «Харинама Чинтамани», 103

Сукрити накапливается за много жизней, и, когда джива набирает достаточное количество, она получает возможность достичь более глубокого уровня расы.

«По милости духовного учителя он получает посвящение в повторение Харе Кришна маха-мантры, святых имен Божественной Четы. Хотя в начале у дживы есть шраддха, желания достичь материального успеха являются препятствием на ее пути. Духовный учитель милостиво предлагает такому человеку процесс, помогающий преодолению этих препятствий; таким образом, повторение святого имени приносит ему духовную силу. Повторение на четках из Туласи и ежедневная медитация на определенное число святых имен является наилучшей формой поклонения и несомненно приведет к успеху». «Харинама Чинтамани», 103-104

«Преимущество киртана, или повторения маха-мантры на четках вслух, состоит в том, что три вида преданного служения- слушание, повторение и памятование - осуществляются одновременно… Повторение автоматически влечет за собой другие аспекты преданного служения, то есть пада-севанам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам и т.д. Имея полную веру в то, что святое имя и Сам Кришна неотличны, и прекратив совершать намаапарадхи, нужно сосредоточенно повторять святое имя в уединенном месте». «Харинама Чинтамани», 104

«Интроспективные дживы делятся на три категории: каништха, мадхьяма и уттама (начинающие, достигшие среднего уровня и продвинутые). Дживы, занимающиеся самосознанием и находящиеся на начальном уровне, отвергают поклонение полубогам и поклоняются только Кришне, хотя и имеют определенные материальные желания». «Харинама Чинтамани», 104-105

Хотя преданный каништха искренне хочет установить связь с ади-пурушей, ипи Верховной Личностью Бога, и отвергает поклонение полубогам, он еще не достиг абсолютно бескорыстного уровня служения. Ему все еще не достает глубокой веры, но благодаря присутствию всех аспектов преданного служения, нужно лишь, чтобы по милости вечных спутников Кришны и тех, кто достиг уровня абсолютной чистоты, в его сердце зажглось чистое бхакти. Его пламя начинает расти при общении с нитья-сиддхами. Хотя некоторые преданные и находятся на уровне неофитов, поступая правильным образом, они станут достаточно зрелыми для того, чтобы полностью постичь расу. Садхана-крама

«Садхана-крама, или порядок действий при повторении святого имени, таков: в первую очередь преданный, занимающийся самосознанием, должен избавиться от всех десяти оскорблений и просто медитировать на святое имя, пытаясь постоянно воспевать. Он должен ясно выговаривать святое имя и медитировать на трансцендентный звук. Когда повторение становится ясным, стабильным и приносящим блаженство, нужно стараться медитировать на Господа в образе Шьямасундары. При чтении джапы на четках, его медитация и повторение должны быть направлены на трансцендентную форму святого имени. Он сможет на самом деле увидеть духовный образ святого имени. Еще один из методов состоит в том, чтобы сесть перед Божествами, пить прекрасный облик Господа тазами и медитировать на святое имя». «Харинама Чинтамани», 105

Вначале занимающийся самоосознанием преданный повторяет святое имя и избегает десяти оскорблений, а затем в отчаянии начинает искать образ Господа Шьямасундары. Он понимает, что даршан Господа вполне возможен и является высшим совершенством всех его чувств. Потом преданный понимает, что святое имя - это ключ, который открывает дверь. Например, если кто-то пришлет вам ключ от своего дома, то когда вы подойдете к двери, вы сможете открыть ее и подготовиться к встрече с хозяином. Аналогичным образом, святое имя является ключом, который открывает дверь в духовный мир, и, приняв прибежище этого ключа, мы готовимся к вечному, радостному и исполненному блаженства общению.

«Еще один метод позволяет узреть этот образ: нужно сесть перед Божествами, пить глазами прекрасный образ Господа и медитировать на святое имя» («Харинама Чинтамани», 105). Святое имя - это ключ, который содержит в себе все девять видов деятельности в преданном служении и помогает полностью заняться ими. Повторяя святое имя, преданный путешествует вместе с ним, а затем начинает искать Господа, который приходит в образе арча-виграхи, чтобы стать более доступным для нас. Он приходит для того, чтобы напомнить нам об общении с Ним и о том, что мы существуем для Него. Мы повторяем святое имя перед Шри-Шри Радхой-Дамодарой или пред лагаем Им различные подношения, и во многих случаях весь наш день проходит в служении Им. Благодаря этой медитации мы подготавливаем себя к вечному служению, которому не мешают никакие препятствия. Размышляйте о важности служения Божествам и о важности даршана Божеств. Некоторые духовные лидеры не вводят поклонение Божествам в своей общине прихожан, потому что это не входит в их полномочия. По этой причине такие великие души, как Мухаммед и Будда, не говорили о поклонении Божествам.

Хотя джива может оказаться в интроспективной категории, если она не имеет достаточно сукрити, ее не заинтересуют Божества. Вместо этого такой человек будет преследовать четыре цели материальной жизни, т. е. дхарму, артху, каму и мокшу. Он будет просить у Бога хлеба насущного и будет желать оказаться на райских планетах для того, чтобы испытывать больше материальных наслаждений. Он будет заниматься процессами, которые учат человека достижению этих целей, потому что не будет готов к получению самого сокровенного знания, пока не достигнет этих временных целей иногда по нескольку сот или тысяч раз. Тогда, наконец, душа закричит: «Я хочу большего!»

Например, если бедный человек вдруг становится богатым, то должно пройти какое-то время, прежде чем он пресытится жизнью в особняках, путешествиями по миру, славой и деньгами. Очень часто, не имея подобного опыта, человек сильно хочет путешествовать, иметь яхту, собственный особняк или дачу. Получив все это, некоторые люди, в конце концов, начинают признавать бесполезность всех этих временных удовольствий. Другой человек может провести в раю не одну жизнь и растратить все свои благочестивые заслуги, но, в какой-то момент ему выпадает удача встретиться с чистыми слугами Господа, уполномоченными возвращать обусловленные души назад к Богу.

Личности, на которых возложена эта ответственность, являются редкими личными посланниками Бога. Слияние имени и качеств Кришны

Читая, что Шрила Харидас говорит о начале сокровенного поклонения, мы можем понять, почему Шрила Прабхупада предостерегал нас в отношении притворщиков и тех, кто, не имея на то разрешения или благословений, пытается углубиться в такие предметы.

«Следующий метод, позволяющий увидеть этот образ, таков: нужно сесть перед Божествами, пить красоту облика Господа глазами и медитировать на святое имя. Даже достигнув стадии, на которой святое имя и образ Господа сливаются в одно целое, человек должен стараться вспоминать трансцендентные качества Господа Кришны. Святое имя и качества Кришны должны слиться благодаря постоянному воспеванию». «Харинама Чинтамани», 105-106

Таково истинное единение. Б такой момент преданный начинает воспринимать наму, рупу, гуны и лилы Кришны как одно целое. Звук святого имени, или ключ, устанавливает связь с источником, или с владельцем ключа. Владелец, Кришна, присылает ключ преданному, который, в состоянии отчаяния и беспомощности, пытается вернуться в свой изначальный дом. Поэтому Кришна присылает Своего представителя с ключом, чтобы он мог направлять потерявшего всякую надежду преданного. Когда преданный получает ключ, представитель Кришны может продолжать вести его до тех пор, пока тот не откроет дверь и не встретит Господа. Вечные посланники приносят знание, то есть они в силах дать нам ключ.

Мы можем получить этот ключ, но мы должны сами держать его и открыть с его помощью дверь. Они не обязаны открывать для нас дверь и проталкивать через нее; получив ключ, каждый из нас должен приложить усилия, чтобы отворить дверь. Представители дают нам ключ, на котором написаны наши имена, в зависимости от времени, места и обстоятельств, и они ведут нас в нужном направлении. Участвуя в собственных битвах на Курукшетре, мы имеем ключ и знаем направление, позволяющее нам установить связь с обитателями духовного мира, тогда царство божественной любви навеки очарует нас. Медитация на игры Господа

«Далее он начинает практиковать памятование об играх Кришны; обычно это игры, которые помогают человеку медитировать на святое имя» («Харинама Чинтамани», 106). Сначала преданный получает ключ, или святое имя, а затем пытается избегать нама-апарадх. Тогда к на чинающему преданному приходит понимание того, что Кришна и Его Имя суть одно, и он начинает правильно медитировать на образ Господа Шьямасундары. Преданный начинает медитировать на игры Господа, которые очаровывают ум и вселяют в него надежду на общение с Господом. Со временем медитация перерастает в глубокое размышление о сокровенных играх Господа в одной из Его обителей.

- А шта-калия-лила смарана также известна как поклонение сварасики. На этой стадии бхаджана Господь Кришна проявляется согласно времени и месту игры, на которую медитирует преданный. Тогда преданный понимает, насколько велика милость его духовного учителя, который, в своей вечной духовной форме (сиддхасварупе), приводит ученика к сакхи или гопи, которые, в свой черед, вводят его в игры Господа. Из всех гопи Шримати Радхарани, дочь царя Вришабхану, - вершина совершенства… Поэтому преданному расика необходимо войти в Ее ютху, или группу. Невозможно служить Господу Кришне во Врадже, не приняв сначала прибежища у Враджа-гопи. Преданный должен войти в группу Шримати Радхарани и служить под личным руководством Лалиты-деви». «Харинама Чинтамани», 106

Мы знаем, что большинство наших ачарьев пребывают в мадхурья-расе, что проявляется в их произведениях. В заключении этого раздела Шрила Харидас говорит в основном только о мадхурья-расе. Хотя существует множество душ, которые вечно находятся в других расах, ачарьи мало интересуются ими, потому что их вкус отличается. Между преданным, готовящимся войти в сакхью, и преданным, готовящимся войти в ватсалью, есть определенные сходства, но здесь Шрила Харидас в основном уделяет внимание мадхурье. Духовный учитель направляет преданного и, в конце концов, знакомит с его изначальными намой, рупой, гуной и липой. Б основном мы учимся под опекой Господа Чайтаньи в бхаве Шримати Радхарани, поэтому этот вкус естественно будет преобладать в нашей жизни по сравнению с другими вкусами, такими как раса вечного слуги, друга, отца или матери.

 

Одиннадцать трансцендентных чувств

«Преданный, имеющий естественную склонность к супружеской расе, должен обратиться за руководством к Враджа-гопи. Джива не предназначена для того, чтобы служить Кришне в супружеских отношениях в облике мужчины. Наилучшая форма чистого преданного служения Господу Кришне возможна только в образе Враджагопи. Преданный может стать Враджа-гопи лишь тогда, когда его сердце украсят одиннадцать трансцендентных качеств». «Харинама Чинтамани», 108

Шрила Харидас говорит о категориях из одиннадцати, а затем из пяти элементов. Первые одиннадцать являются частью личности дживы, которая вечно служит Господу в супружеской расе. Эти качества появляются из сердца интроспективной дживы благодаря духовному учителю, когда эта душа готова полностью воспринять свою изначальную сущность.

 

«Эти качества таковы: 1. самбандха (отношения), 2. баяса (возраст), 3. нама (имя), 4. рупа (форма), 5. ютха-правеша (принадлежность к группе), 6. веша (одеяние), 7. агья (разрешение), 8. васа-стхана (место жительства), 9. сева (служение), 10. паракаштха (превосходство), 11. палья-даси-бхава (настроение служанки Кришны)». «Харинама Чинтамани», 108

 

Эти одиннадцать признаков являются основными характеристиками, с которыми джива отождествляет себя перед тем, как войти в супружескую расу. Хотя мы пытаемся лишь изучать эти темы, мы молимся о том, чтобы когда-нибудь понять их полностью.

«Развивая эти одиннадцать качеств, сознание человека проходит через пять стадий: 1. шравана-даса (стадия слушания), 2. варана-даса (стадия принятия), 3. смарана-даса (стадия памятования), 4. апанадаса (стация применения), 5. сампатти-даса (стадия наследования)». «Харинама Чинтамани», 108

 

Практикующая самосознание джива, у которой есть ключ и которая получает наставления у своего учителя, узнает об одиннадцати качествах своей души. Джива начинает больше размышлять о прошлых и настоящих наставлениях гуру и шастр и постепенно наследует духовное царство. Духовная сущность

«Для глубокого осознания садхаке показывается его сиддха-деха, духовная сущность, то есть имя, форма, качества, служение и т. п.» («Харинама Чинтамани», 109). Это означает, что преданный все еще находится в материальном теле, но, хотя он и не приобрел полного понимания, он знает свой изначальный образ в духовном мире.

«Духовный учитель также раскрывает ученику, кто является родителями садхаки в его форме манджари, в каком доме она родилась, кто ее муж и т. п. На этом уровне ученик должен отвергнуть все религиозные цели Вед и просто действовать в качестве преданной служанки Шримати Радхарани, возглавляющей их лагерь». Харинама Чинтамани», 109

Иначе говоря, ранее ученик следовал предписаниям вайдхи-бхакти, а теперь он переходит на уровень раганугабхакти. Ученик, искусно следующий духовным и религиозным предписаниям, не отвергает их в конце пути; они становятся частью его самого. Ему уже не нужно строго регламентировать свою жизнь, следовать правилам и предписаниям, потому что ученик уже получил ключ и теперь открывает дверь. Все правила, которые он соблюдал, идя по карте к заветной двери, утратили былую значимость. Ученика переполняет чувство благодарности, и он вставляет ключ в дверь, чтобы в полной мере войти в трансцендентный мир.

Притворщики пытаются избавиться от карты и направления еще до того, как они приблизятся к дому. Когда они слышат о невероятных возможностях духовного мира, они заявляют, что имеют полное право войти в дом без ключа, то есть без должных наставлений. Прабхупада предупреждал нас об этом, потому что такие люди создают массу беспокойств. Это объясняет причину, по которой таким людям закрыт доступ к подобному знанию. У человека должен быть наставник, который даст ему ключ и окажет необходимую помощь.

Любопытно, что, когда духовный учитель раскрывает сиддха-деху преданного, не всегда можно гарантировать, что это именно та сиддха-деха. Бхактивинод Тхакур объясняет это в своих книгах. Например, если кто-то решил подарить вам костюм, сперва он изучит вас, поймет, что вам на самом деле нужно, а затем предложит наиболее подходящий. Предложенный портным костюм может и не соответствовать вашему размеру или вкусам, а может и полностью подойти.

Аналогичным образом, духовный учитель предлагает ученику вечное тело, которое может меняться в зависимости от его склонностей, желаний и стремлений. Костюм может и подойти, но человек, возможно, пожелает что-то изменить в брюках или пуговицах. Иногда духовный учитель дает ученику костюм, который ему полностью впору, а бывает, что костюм не совсем подойдет этому преданному. Б таком случае ученик может поговорить с учителем, чтобы что-то изменить.

Иногда люди неправильно понимают это и думают, что, когда гуру дает ученику вечную сварупу, он принимает окончательное решение. Обычно оно является окончательным, но не во всех до единого случаях. Иногда гуру дает костюм, но существует достаточно возможностей внести какие-то изменения.

Во многих отношениях души сохраняют свою индивидуальность и способность служить Кришне согласно своему вечному вкусу. Но все же они могут меняться до некоторой степени. Б некоторых редких случаях живое существо узнает о своей сущности, а затем по некой трансцендентной причине его переводят из одного лагеря, или расы, в другой. Например, если две команды играют в футбол, капитан одной команды может принять в свою команду игрока из другой. Иногда возможны некоторые изменения и поправки. Они могут произойти и в духовном мире. И хотя нам навсегда возвращается наша личность, небольшие поправки, безусловно, могут иметь место. В нашей ученической преемственности есть истории, объясняющие это явление.

У нас есть вечный облик, имя и служение, но в некоторых ситуациях мы можем вступить в лагерь Лалиты, Вишакхи или даже Чандравали. Есть преданные, которые всегда находятся на стороне Кришны, те, кто находятся на стороне Кришны и Радхи, и те, кто всегда находятся на стороне Радхи. Даже в группах самих сакхи можно ощутить неописуемую сладость. Подобная последовательность обнаруживается и в линии Баларамы, или Нитьянанды, но сейчас мы говорим о линии Радхарани. Сосредоточивая свое внимание на ключе от двери, мы увидим, что духовные науки - это нечто удивительное и замечательное. Обжигающее пламя расы

Шрила Харидас описывает переход от смарана-дасы к апана-дасе. «Внешне преданный полностью поглощен повторением святого имени и ведет простую жизнь в отречении. Внутренне в нем постоянно полыхает удивительный костер расы» («Харинама Чинтамани», 111). Преданный еще находится в теле, но пламя расы разрастается. «Этот путь поклонения, или бхаджана, является наиболее простым; но если чистота бхаджана хоть в какой-то степени обезображена привкусом грязных желаний признания, уважения или благоговения, тогда садхака сходит с пути враджа-садханы, или бхаджана в настроении Враджи» («Харинама Чинтамани», 111). Процесс прост. У нас есть ключ, карта и руководство, но если начинают проявляться апарадхи, а вместе с ними и чрезмерная привязанность к признанию или уважению, они отвлекут нас от цели.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!