Размышления о сакральных истинах 16 страница



Общаясь с преданным, который не ленив, внимателен и силен в садхане, оскорбитель утвердится в святом имени. Постепенно он начнет читать джапу лучше и больше.

«Шаг за шагом его ум и внимание сосредоточатся на святом имени. Постоянно повторяя святое имя и ощущая его вкус, он будет с еще большим желанием стремиться к этому нектару. Ему будет нравиться находиться рядом с Туласи-деви или жить в месте, где проходили игры Господа Кришны. Всегда стремясь общаться со святыми, он примет их образ жизни. Он последует по стопам чистых преданных прошлого и будет наслаждаться возвышенной радостью сокровенного преданного служения, бхаджана. Он начнет заниматься бхаджаном по часу в день, затем по два часа, потом по четыре, пока, наконец, не станет повторять по меньшей мере три лакха святых имен в день. Благодаря этому он вскоре разорвет все связи с материализмом». «Харинама Чинтамани», 82 Медитация на святое имя

«Другой действенный метод избавления от безразличия по отношению к святому имени таков: нужно сесть в закрытой комнате, в одиночестве и медитировать на святое имя, как это делали мудрецы в прошлом. Если это невозможно, то нужно накрыть голову и лицо тканью и сосредоточиться на святом имени. Постепенно у человека разовьется привязанность к святому имени. Лень и невнимательность со временем исчезнут». «.Харинама Чинтамани», 82

Шрила Харидас предлагает несколько практических методов улучшения джапы. Если мы слишком часто отвлекаемся, Шрила Харидас советует воспевать в закрытой комнате, где ничто не будет мешать нам. Если человек отвлекается, даже сидя в комнате, нужно накрыть голову тканью. Иначе говоря, можно пользоваться чисто практическими способами, если они помогают сосредоточиться на святом имени. Некоторые преданные повторяют внимательнее, когда сидят, а другим нужно ходить, чтобы не уснуть. Некоторым не поможет повторение мантры в закрытой комнате, потому что они не смогут справиться с умом. Еще для кого-то трудно повторять в группе, потому что другие люди отвлекают его от святого имени. Такому преданному лучше повторять в тихом месте. Каждый человек должен изучить свой ум, чтобы понять, внимательно ли он повторяет или летает в облаках, а затем сделать все необходимое, чтобы сосредоточиться на имени Кришны. Лень как серьезная проблема

Лень (джадья) мешает человеку наслаждаться нектаром святого имени. Он начинает повторять и размышпять о святом имени, но вскоре не может продолжать и засыпает («Харинама Чинтамани», 83). Некоторые преданные воспринимают повторение мантры или чтение книг как способ быстро заснуть. Так они спасаются от бессонницы и через пять минут уже глубоко спят. Причиной тому является либо отсутствие вкуса, либо простая усталость. Б большинстве случаев проблема не в теле, а в уме, который страдает ленью и не в силах понастоящему оценить возможность общаться с такими великими личностями. Писания позволяют нам познать личный экстаз Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати или Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Чтение книг в таком настроении позволяет нам преодолеть эту трудность.

Б век Кали нелегко избавиться от невнимательности. Преданные, которые совершают это оскорбление, могут получить благо, прилежно изучая писания и стараясь делиться прочитанным с другими. Многим людям трудно читать писания, и даже читая, они мало что понимают и запоминают. Это типично для Кали-юги. Даже у преданного с наклонностями брахмана бывают периоды невнимательности. Поэтому нужно искать способы обуздать и обучить ум. Преданные должны читать лекции и делиться своим пониманием, так как это заставляет ум внимательнее относиться к прочитанному. Б противном случае можно прочесть целую книгу, не усвоив ничего из прочитанного из-за ленивого ума. Ум не только ленив, но и может внезапно выйти из-под контроля или отказаться слушать. Ум бывает неукротим. Укрощение ума

Один из методов обуздания ума состоит в том, чтобы «подчеркивать различные места в книге, а затем позднее просматривать их. Это заставляет ум возвращаться к книге и размышлять над той или иной идеей, или понятием. Например, вчера я отметил несколько потрясающих фраз в этой книге, чтобы упомянуть их во время лекции. Мой ум не запомнит и не впитает все, что я прочел, поэтому я отметил некоторые страницы, чтобы поделиться с вами. Кроме того, это поможет моему уму сосредоточиться.

Ум каждого человека функционирует по-своему. Б зависимости от его природы, нужно найти способ обуздать его. На протяжении нескольких лет у меня было плохо с памятью из-за тела, стрессов, дисциплины и постоянной смена места и радиации в самолетах. Иногда я даже не мог вспомнить свой номер телефона, не говоря обо всем остальном. Теперь, когда мне нужно что-то запомнить, я пытаюсь представить это мысленно, потому что у меня больше развита зрительная память. Каждый человек учится по-своему. Некоторые лучше запоминают благодаря осязанию, другим же нужно услышать или увидеть. Б любом случае человек больше запоминает, соприкасаясь с объектом изучения, так как это заставляет его сосредоточиться. Обучая других и делясь своими познаниями, мы вынуждены употреблять все эти методы изучения, поэтому легче всего учиться, обучая этому других.

Во время путешествий, семинаров и практикуму, и особенно последние два года, я обычно задаю домашнее заданне, выполнив которое, преданный должен поделиться своими знаниями или обучить других. Это помогает ему усвоить полученные знания и быть способными впоследствии употребить их на практике. Иначе человек просто выслушает еще одну лекцию, что, несомненно, очень полезно, но недостаточно для «безумного» ума в Кали-югу. Но тот, кто по-настоящему усвоил это послание, получит большую пользу.

Здесь, в моей комнате, в Вашингтоне, так много больших книжных полок, и так же в Африке, но я потрясен, понимая, как мало из прочитанного я на самом деле усвоил или запомнил. Иногда я беру книгу и нахожу свои заметки, но читаю ее, как совершенно новую. Надеюсь, что ваша память и способность запоминать намного лучше, но всякое бывает. Но, несмотря на наши преимущества и недостатки, нужно искать способы справиться с умом, разумом и телом, чтобы не стать их рабами.

 

Избавление от неправильных мыслей

Шрила Харидас предлагает еще одно противоядие от викшепы, или отвлечения.

«Отвлечение во время повторения святого имени приводит к иллюзии, которая, в свою очередь, побу?кдает человека на совершение серьезных оскорблений по отношению к святому имени, которые нелегко преодолеть. Эта иллюзия заставляет человека желать богатства, женщин, положения, успеха и даже обманывать. Когда подобные желания окутывают сердце, начинающий преданный постепенно утрачивает интерес к повторению святого имени». «Харинама Чинтамани», 83

Любопытно, что влечение к богатству, противоположному полу, выгоде, признанию и поклонению является последствием отвлечения во время повторения святого имени.

«Нужно прилагать постоянные усилия, изгоняя эти мысли из ума, и прилежно следовать правилам вайшнавского этикета. Это вернет утраченную удачу. Нужно начать соблюдать экадаши, дни явления Господа и другие важные праздники. Весь праздничный день и ночь нужно повторять святое имя и петь о славе Господа в обществе чистых преданных. Идеально находиться в эти праздники в одной из дхам (Навадвипе, Вриндаване, Пури и т. д.), с садху (чистыми преданными, последователями Шрилы Рупы Госвами), читая и обсуждая шастры (ведические писания: «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» и другие вайшнавские писания)». «Харинама Чинтамани», 83-84

Иными словами, святые дхамы, праздники и экадаши- прекрасная возможность «зарядиться». Спешка в повторении мантры

«Нужно прилежно повторять обещанное количество святых имен и всегда стараться повторять искренне. Человек, который отвлекается во время воспевания, всегда стремится как можно быстрее закончить круги и забыть о них». «Харинама Чинтамани», 84

Иными словами, не нужно торопиться закончить шестнадцать кругов, а затем считать, что на сегодня медитация завершена.

«Преданный должен начать регулярно проводить немного времени в уединенном тихом месте и глубоко сосредоточиваться на святом имени. Он должен четко выговаривать и слышать святое имя. Джива неспособна самостоятельно избежать и преодолеть иллюзию. Но по милости Господа это получается легко. Поэтому важно горячо и смиренно молить Господа о милости. Это единственное, что способно спасти дживу». «Харинама Чинтамани», 84-85 Успех собственными силами

Усилия очень важны, но без милости их недостаточно. И наоборот, одной только милости недостаточно без собственных усилий. Нужно знать свои сильные и слабые стороны и стараться изо всех сип. Заметив, что мы страдаем пенью, невнимательностью ипи совершаем любое другое из десяти оскорблений, нужно попытаться работать над собой и искоренить все апарадхи. Мы стремимся прилагать максимальные усилия и одновременно молимся о милости. Если мы стараемся изо всех сил, Господь несомненно прольет на нас Свою милость.

Но нельзя забывать, что невозможно добиться успеха лишь собственными усилиями. Можно найти прибежище в хорошем общении, но ум всегда склонен к бунту, а разуму может не хватить сил справиться с умом и чувствами. Однако мы знаем, что добиться успеха можно благодаря присутствию Кришны и гуру. Люди с незапамятных времен достигали этой цели, и это возможно и сейчас. Поэтому мы должны с радостью принимать возможность приложить собственные усилия. Вопросы и ответы Вопрос: Как понять и согласиться, что чудеса - это реальность, а не наоборот? Ответ: Для этого не требуется больших усилий. Просто посмотрите на материальную природу или даже на тело. В мозгу человека миллионы клеток, способных запомнить миллионы фактов. Сердце прокачивает тысячи литров крови в день. Просто проанализировав такие простые функции тела, мы понимаем, какое это чудо. Кришна всегда творит чудеса, но мы должны признать, что это так на самом деле. Думая, что чудес нет, мы их и не увидим. А если считать, что служить Кришне очень трудно, то именно так все и будет. Вопрос: Ум постоянно убегает, но я заметил, что полезно садиться в одно и то же место, в одно и то же время ежедневно и сосредоточиваться на Божестве Кришны. Я могу сосредоточиться на стопах или лице Кришны, и это помогает мне контролировать ум. А если кто-то прерывает меня во время джапы, я начинаю круг заново, потому что мне помешали сосредоточиться. Ответ: Это хороший метод. Каждый преданный находит разные методы, помогающие сосредоточиться на молитве. Нужно внимательно изучить собственную ситуацию, чтобы понять, какой метод окажется полезным для нашей джапы. Обычно регулярность помогает, потому что тело, ум и разум приучаются заниматься определенной деятельностью, несмотря на то, что это нелегко. У всех бывают взлеты и падения, но если наша жизнь четко расписана, мы сможем сделать все необходимое, несмотря на беспокойства в уме или вокруг нас. Люди в обычном мире редко могут управлять своей жизнью, и потому они просто действуют под влиянием момента и растрачивают свою энергию на что попало. Известно, что все, кто многого достигает, следуют четкому расписанию и правилам. Они хорошо чувствуют временной фактор и способны управлять своей жизнью.

Имея чувство ответственности и планируя свою жизнь, мы сможем противостоять уловкам и соблазнам майи. Мы приучим себя к определенным занятиям. Например, если всегда повторять джапу в определенной комнате дома или в храме, то, зайдя в нее, мы автоматически погрузимся в нужное умонастроение, потому что в уме джапа и эта комната взаимосвязаны, и уму будет легче повторять святое имя именно там. Вопрос: Еще один способ - это сесть и молиться перед Кришной и в уме предлагать Ему розу после каждой мантры. Тогда Он не убежит. Ответ: Очень хорошо. Иногда преданные повторяют мантру очень интересно. Например, во время первой половины джапы я сижу перед Прабхупадой, и, если я не повторяю хорошо, то пытаюсь представить себе, что Прабхупада с любовью дает мне пинка. Я представляю, что Прабхупада вытягивает ноги, которые могут либо благословить, либо дать пинка. Иногда в первой половине чтения мантры бывает нелегко. Мешает телесная, умственная и интеллектуальная энергия. Если с самого начала не сосредоточиться, то можно прочитать невнимательно все шестнадцать кругов. Поэтому, когда я сажусь перед Прабхупадой, в уме своем я представляю его лотосоподобные стопы и стараюсь, чтобы мне досталась милость, а не пинок. Таким образом, на протяжении первых кругов я медитирую на его стопы. Вопрос: Иногда я пытаюсь повторять мантру, гуляя с детьми, но бывает, что они говорят, не умолкая. Если я повторяю урывками, иногда у меня получается сосредоточиться, а иногда я ни здесь, ни там. Ответ: Для большинства из нас трудно повторять урывками. Например, если во время разговора кто-то постоянно прерывает вас, то легко сбиться с мысли. Так же и во время джапы будет труднее сосредоточиться. Хотя и предпочтительно повторять мантру без перерывов, не всегда можно найти такое время. Однако нельзя позволять себе удовлетворяться спорадической джапой, так как в конечном итоге мы привыкнем к невнимательному повторению и забудем, что можно повторять по-другому. Вопрос: Иногда у меня бывает желание прочитать несколько дополнительных кругов, чтобы приблизиться к святому имени и почувствовать, что значит повторять святое имя постоянно. Ответ: Это означает, что в этот период мы повторяем особую джапу, а в остальное время повторяем в промежутках между делами. Например, Харидас Тхакур повторял бесчисленные круги вслух, но кроме этого он повторял еще и в уме. Он не просто сидел целый день на одном месте и повторял круги. Мы хотим, чтобы мантра стала частью нашей жизни, а все дела, которыми мы занимаемся - непрерывной медитацией. Так мы разовьем способность постоянно думать о Господе и полностью погружаться в святое имя. Вопрос: Иногда у меня появляется чувство, будто меня уносит из одного мира в другой, но, повторяя мантру, я чувствую, что теряю привязанность к ежедневным обязанностям. Ответ: Повторять святое имя опасно. Это часто происходит с людьми, которые только что пришли в сознание Кришны. Они говорят: «У меня пропадает желание работать и зарабатывать деньги. Даже рок-музыку больше не могу слушать». Шрута Кирти Прабху рассказывал, как после повторения мантры Харе Кришна у Джорджа Харрисона пропало множество желаний, повторение изменило его сознание. У него начал пропадать интерес к материальным гимнам и песням. Когда мы развиваем отношения с мальчиком, который играет на флейте, Он лишает нас всех материальных желаний. Когда человек только начинает заниматься преданным служением, он вскоре обнаруживает, что у него пропал интерес к старым фильмам, местам и занятиям. Интересы меняются под влиянием преданного служения. Человек перестает интересоваться тем же, что и его старые друзья или товарищи. Если все это делалось ради наслаждения чувств, его это больше не будет привлекать с той же силой. Вопрос: На данный момент мне это кажется невозможным. Всегда ли благоприятно воспевать? Ответ: Временами нужно быть осторожными. Например, если мы погрузимся в святое имя за рулем автомобиля, то подвергнем опасности себя или других людей, потому что не сможем уделить нужное внимание управлению. Многие преданные повторяют мантру за рулем, что не очень хорошо, потому что слух поглощен слушанием святого имени, а рука занята четками. Чувства водителя отвлечены, и потому ему будет труднее среагировать в опасной ситуации.

 

 

Глава Тринадцатая

 

 

Последнее оскорбление совершает тот, кто сохраняет материальные привязанности и представления «я» и «мое», даже ясно поняв множество наставлений по этому поводу. Избавиться от этого оскорбления крайне трудно. Почему, несмотря на то, что мы подолгу повторяем святые имена, привязанности остаются? Этот вопрос может заставить засомневаться в могуществе святого имени, если, повторяя мантру по 10-20 лет, человек все еще сохраняет привязанности. Иногда даже кажется, что привязанности временно исчезли, но позднее они вновь появляются. Интересно, что это оскорбление считается последним. Я надеюсь, что вы вспоминаете все эти оскорбления перед началом повторения мантры и стараетесь избегать их.

«Обливаясь слезами экстатической любви, Шрила Харидас Тхакур продолжал дрожащим голосом объяснять последнее из оскорблений святого имени. «Мой Господь, последняя нама-апарадха - самое худшее из всех оскорблений. Она препятствует свободному течению божественной любви, премы. Даже приняв духовное посвящение, большинство из тех, у кого есть материальные привязанности, не могут полностью перестать отождествлять себя с телом. Они продолжают мыслить в категориях «я» и «мое», что уводит их с пути преданности. Физические обозначения, например, «я брахман», «я вайшнав», «я царь» ипи «вот мое положение в обществе, мое богатство, сын, внук и т. п.», говорят о духовной незрелости и мешают должным образом преданно служить Кришне. Избавиться от этого ужасного оскорбления можно, только предавшись святому имени». «Харинама Чинтамани», 87

 

Почему же, когда мы старательно избегаем всех остальных оскорблений, последнее из них продолжает причинять нам беспокойства? Хотя мы можем избегать оскорбления, мы всегда должны работать над собой. Нужно постоянно анализировать свои желания и представления, в противном случае можно заниматься любым служением, но на самом деле не понимать сущности. И в таком случае мы получим благо, хотя и не полное. Можно даже повторять мантру в течение многих жизней, но, повторяя с оскорблениями, так и не получить плодов. Почему человек может жизнь за жизнью повторять святое имя, избегая девяти оскорблений, но все еще сохранять материальные желания?

 

Шесть элементов предания

Тщательно изучив эту главу, мы с помощью Шрилы Харидаса сможем понять ответы на эти вопросы, связанные с шестью элементами, или ветвями, предания, о которых говорит Шрила Рупа Госвами.

«Каждый преданный должен прекратить все нама-апарадхи и полностью предаться святому имени. В писаниях говорится, что процесс предания состоит из шести элементов. Я не способен описать их подробно. Но я упомяну о них и преподнесу их Твоим лотосным стопам. Принимать все благоприятное для преданного служения и отвергать все неблагоприятное. Верить в полную защиту Господа Кришны. Полностью полагаться на Кришну во всем. Всегда быть кротким и смиренным. Предаться лотосным стопам Господа Кришны - таковы шесть элементов предания».

«Харинама Чинтамани», 87-88

 

Повторяя мантру и занимаясь различными видами преданного служения, необходимо уделять достаточное внимание шести элементам предания. Первый и второй элементы, когда человек принимает все благоприятное для преданного служения и отвергает все неблагоприятное, не так легко определить правильно, потому что мы часто находим способы оправдать неблагоприятные вещи, что неизбежно приводит к проблемам. Изо дня в день, занимаясь преданным служением, нужно стараться искренне понять, действительно ли те или иные вещи помогают нам заниматься преданным служением.

Разобраться в этом помогают следующие вопросы: усиливает ли данная деятельность мое желание общаться с вайшнавами? Усиливает ли она мое желание повторять святое имя? Усиливает ли она мое желание следовать четырем принципам? Помогает ли она избегать десяти оскорблений? Уделив время тому, чтобы честно ответить на эти вопросы, мы обязательно сможем определить, помогает ли нам данная деятельность заниматься преданным служением. Например, кто-то может заметить, что, когда он подолгу смотрит телевизор и поздно ложится спать, это не усиливает его желание повторять святое имя. Или, если он идет на дискотеку, это не помогает следовать четырем регулирующим принципам. Когда мы понимаем, что данный вид деятельности не помогает нам духовно прогрессировать, нужно отказаться от такой деятельности. Кроме того, нужно понимать, что все люди разные. Даже если та или иная деятельность помогает одному преданному следовать этому процессу, то другому преданному она может мешать. Необходимо уметь честно оценить собственную ситуацию и начать уделять больше внимание тому, что помогает нашему преданному служению. Б противном случае у нас сохранятся материальные желания, несмотря на попытки избегать остальных девять оскорблений, потому что мы все еще будем заниматься неблагоприятной деятельностью и не будем во всем полагаться на Кришну. Зависимость от Кришны


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!