Размышления о сакральных истинах 11 страница



Некоторых секретарей Прабхупады это приводило в такое замешательство, что они просто падали. Б некоторых случаях Прабхупада давал одному преданному одни наставления, а когда к нему приходил другой преданный, его наставления были прямо противоположными. Это разнообразие говорит о том, что Прабхупада заботился о каждом преданном как о личности. Например, преданный мог придти к нему и рассказать о том, какое замечательное служение он только что совершил, но при этом его переполняла гордость. Он мог показать фотографии всех зданий, которые построил, или рассказать о других своих удивительных достижениях, но Прабхупада едва ли не полностью игнорировал его. Другой преданный мог сделать что-то незначительное, но Прабхупада начинал прославлять его.

Слуге такое проведение могло показаться странным, и он мог подумать, что у Прабхупады есть свои любимчики. Однако в подобных ситуациях Прабхупада реагировал на сознание и настроение преданного. Таковы истинный персонализм и настроение Кришны. Кришна к любому элементу Своего творения относится как к личности, и Его чистые преданные должны поступать аналогичным образом. Вопрос: В Первой песни «Шримад-Бхагаватам» Прабхупада говорит, что хотя перевод писаний чистым преданным может не быть совершенным, его следует считать безупречным. Однако, после ухода Шрилы Прабхупады в его комментарии к «Бхагавад-гите» были внесены изменения. Как к этому относиться? Ответ: Существует две точки зрения. Первая состоит в том, что, хотя мы с неохотой принимаем писания буквально, нам известно, что они содержат истинное знание. Если человек принимает их буквально, истинная сущность проявится и в этом случае. Когда Прабхупада приехал в Америку и написал свои книги, он с удовольствием вдохновлял преданных редактировать их, чтобы они выглядели солиднее, в особенности для ученых. Он хотел, чтобы преданные исправили грамматические и синтаксические ошибки. Однако Прабхупада присутствовал на этой планете и мог видеть их исправления. Он мог проверить заключительную версию, и потому это не вызывало сильных беспокойств. Некоторые преданные даже предпочитают старый, неотредактированный «Бхагаватам», потому что в нем сохранилось особое настроение.

Очень опасно вносить исправления в произведения ачарьи после его ухода, потому что он не может высказать своего заключительного одобрения. По этой причине некоторым преданным не нравятся подобные исправления. С другой стороны, некоторые преданные не имеют ничего против новых исправлений, так как их делают редакторы, которых назначил еще сам Шрила Прабхупада и благословил их вносить такие исправления. Некоторые преданные считают, что эти редакторы понимают, что можно исправлять, а что - нельзя. Есть две противоположные точки зрения на этот вопрос. Одни преданные считают некоторые исправления не совсем оправданными, но редакторы утверждают, что это очевидные ошибки, допущенные человеком, который печатал надиктованный на кассеты текст. Б нескольких случаях редакторы доказали, что это ошибки. К примеру, Джаядвайта Махараджа успокоил многих преданных, дав им услышать оригинальные записи. Когда преданные только начинали редактировать книги Прабхупады, некоторые из них были еще новичками в движении, и им не всегда удавалось расслышать какое-то слово или фразу правильно. Сейчас мы знаем язык Прабхупады и термины, которыми он пользовался. Б подобных случаях преданные могут сверить новые исправления по кассетам. С другой стороны, ошибки не беспокоят некоторых преданных, потому что они знают, что в книгах сохранен истинный смысл, и человек, который печатал с кассеты, был назначен Прабхупадой. Они могут напомнить, что Прабхупада пользовался «Бхагавад-гитой» Радхакришнана, пока у него не появилась своя собственная.

Другими словами, можно сказать, что, когда ачарья покидает эту планету, вносить исправления в его книги становится весьма деликатным делом. Однако большое число искренних преданных считают, что книги Прабхупады нужно редактировать и в сносках писать о сделанных исправлениях. Им кажется, что некоторые высказывания Прабхупады могут вызвать серьезное беспокойство у современных людей с определенным складом ума. Некоторые высказывания могут содержать подтекст, которым оттолкнет их. Люди могут неправильно истолковать некоторые высказывания Прабхупады относительно женщим или национальностей.

Очень спорным примером является высказывание Прабхупады о том, что «женщинам нравятся мужчины, изощренные в насилии». Если жертва изнасилования илм жертва другого вида жестокого обращения прочитает подобное, это может вызвать у нее гнев или посттравматический стресс. Некоторые люди, читая книги Прабхупады и встречая такие высказывания, могут воспринять это буквально и даже начать критиковать Прабхупаду или движение, потому что некоторые вопросы объяснены таким образом, что ум современного человека может вое принять это как оскорбление. Некоторые женщины, прочитав, что мозг женщины меньше мозга мужчины, могут тут же в гневе захлопнуть книгу.

Б большинстве учебных заведений не разрешили бы использовать книги Прабхупады, потому что, согласно современным взглядам, может показаться, что в них содержатся шовинистские идеи. Даже в молитвах Шикшаштаки» сказано: «Я не желаю копить богатства, и Л не желаю красивых женщин». Б аналогичных случаях, когда Прабхупада упоминает о женщинах, он иногда подразумевает противоположный пол. Для мужчины это женщина, а для женщины - мужчина. Однако, человек, читающий книгу, может решить, что книга содержит шовинистские взгляды, и, с точки зрения их обусловленности, это весьма веский довод.

Принимая во внимание подобные факторы, некоторые преданные считают, что книги Прабхупады нужно редакти ровать. Но где та грань, на которой нужно остановиться, если начать делать это? Некоторые преданные считают, что нужно снабдить его книги подробными примечаниями, а другие думают, что необходимо написать дополнительные книги, чтобы люди могли читать его книги в правильном сознании. Безусловно, я согласен, что лучше всего внеI сти лишь самые простые исправления в книги Шрилы Прабхупады и писать собственные книги для того, чтобы помочь людям принять книги ачарьи. Эти вопросы являются очень сложными. Недавно несколько преданных-лидеров сказали мне, что, по их мнению, книги Прабхупады не следует распространять массово, потому что некоторые предметы, упоминаемые в них, могут настроить этих людей против нашего движения. Так думают даже некоторые санньяси, гуру и преданные-ученые. Поскольку мы все же распространяем книги Прабхупады всем и каждому, преданным нужно говорить и писать книги, чтобы помочь людям правильно понять их. Этот вопрос имеет особое значение в наши дни, потому что террористические атаки привели к тому, что люди с опаской относятся к проявлениям фанатизма. Вследствие этого увеличится наблюдение за деятельностью и группами, проявляющими признаки фанатизма. Из-за происходящих в современном мире событий книги | Прабхупады могут вызвать беспокойство у разумных или благочестивых людей, вследствие чего они не захотят присоединиться к нашему движению. Однако эти факторы будут меняться согласно социальной и экономической обстановке, которая с течением времени всегда меняется.

 

Прабхупада так написал свои книги, что они способны оказывать влияние на поколения, одно за другим. Все ачарьи дают самое необходимое знание, которое помогаем Человеку установить связь с трансцендентным, но мы все же должны помогать другим понять это. На данном этапе мы должны понять артха-праду, чтобы найти способы помочь людям принять сознание Кришны. Иначе мы бы не нуждались в личном духовном руководстве. Передаваемое ачарьями знание - это знание непосредственно из духовного мира, но события в материальной мире влияют на то, каким образом люди истолковывают его. Это происходит на множестве уровней.

Когда люди, преподающие и изучающие сравнительную религию, индологию, философию и древние культуры в крупных университетах, читают книги Шрилы Прабхупады, многие из них просто отбрасывают их в сторону. Многие люди, пострадавшие от шовинизма, способны мгновенно определить присутствие того, что причинило им страдания в прошлом. И тогда книга «задевает больное место». Некоторые ученые в нашем движении, работающие преподавателями в различных учебных заведениях, хотят, чтобы книги Прабхупады, и особенно «Бхагавад-гиту», можно было использовать на уроках. Это одна из главных причин, по которой они подняли этот вопрос два или три года назад. Но это вызвало крайне негативную реакцию со стороны тех, кто даже не хочет думать о возможности редактировать книги Шрилы Прабхупады. Однако у них есть веские причины, поскольку они хотят, чтобы больше людей принимало книги Прабхупады, вместо того, чтобы находить причины отвергнуть их. Тем не менее, опасность редактирования книг Прабхупады в его отсутствие очевидна, потому что как сможем мы определить границы дозволенного? Пусть лучше они останутся такими, как есть, пока мы будем выполнять свои обязанности, вдохновляя людей читать книги полностью и помогая понимать их в правильном контексте. Вопрос: Вы упомянули, что святой Иоанн находился в мадхурья-расе, и затем объяснили, что различные имена Господа обладают разным могуществом. Как святой Иоанн смог ощутить мадхурья-расу, не повторяя имени Кришны? Ответ: Это не так трудно, потому что существует закон Кришны, и Кришна также находится в сердце. Когда Кришна видит, что кто-то из Его слуг хочет познать Его и служить Ему и готов пойти ради этого на любые жертвы, Кришна ответит этому человеку независимо от того, к какой традиции он принадлежит или в каком теле находится. Изучив жизнь святого Иоанна Крестителя и даже жизни некоторых ачарьев, мы увидим, что они обладали такой преданностью и самоотверженностью. Естественно, это исключительный случай. Например, в школе мы получаем знания согласно своему уровню и возрасту, но иногда какой-нибудь ученик проявляет особые способности, и тогда учитель дает ученику дополнительные знания и книги даже во время уроков. Вопрос: Я думаю, что если люди попытаются получить полную картину, они поймут, что высказывания Прабхупады не являются шовинистскими. Не имея достаточно зна ний, люди понимают такие высказывания согласно окружающей их среде, не понимая истинной сущности. Ответ: Пытаясь получить глубокое понимание вместо того, чтобы просто вырывать одно или два высказывания из контекста, они смогут воспринять общее настроение. Если они изучат поведение Прабхупады и его общение с другими людьми, они также смогут понять это общее настроение. Однако большинство людей не хотят тратить время на глубокое понимание, особенно в нашей скоростной культуре, когда компьютеры позволяют получать необходимую информацию за считанные секунды. Некоторые гомосексуалисты выискивают хотя бы одно слово, которое, по их мнению, направленно против гомосексуализма, и если они находят его, то тут же отвергают всю философию, книгу или даже организацию. Во время интервью я не раз видел подобное и научился более осторожно относиться к взглядам других людей. Иногда какаянибудь тема в нашей философии преподносится таким образом, что другим очень трудно принять это, и люди просто выходят из себя. Бывает, что во время интервью, после одного - двух вводных вопросов, они задают вопрос, чтобы определить позицию человека. Если они почувствуют, что вы отрицательно относитесь к гомосексуалистам, то, что бы вы ни сказали или сделали, уже не будет иметь значения. Некоторые феминистки настолько пострадали от мужчин, что, в первую очередь, хотят знать о том, как вы относитесь к женщинам. Услышав одно или два негативных высказывания, они тут же навешивают на вас ярлык и теряют к вам всякий интерес. Вопрос: В исламе, второй по численности религии в мире, очень плохо относятся к женщинам. Почему никто не задается вопросом о причинах такого отношения? Ответ: Многие люди, в том числе и женщины, сейчас поднимают этот вопрос, и многие женщины отвергают ислам, несмотря на то, что они были воспитаны в мусульманских семьях. Они полны ненависти. Некоторые из них имеют низкий уровень самоуважения и другие комплексы из-за дурного обращения. Ваш довод является весьма веским. Если люди будут стараться придерживаться более здравых взглядов, у них появится более правильное понимание. Однако это должно относиться ко всем религиям. Серьезно настроенный человек должен отвергать эксплуатацию во всех религиозных доктринах и стремиться познать истинную сущность.

 

 

Глава Восьмая

 

 

В этой главе Шрила Харидас Тхакур говорит о пятом оскорблении святого имени:

«Пятое оскорбление, или нама-апарадха,- думать, что слава святого имени является преувеличенной. Такие представления противоречат писаниям. Например, оскорбительно думать, что «описания славы святого имени Господа в шастрах не являются полностью достоверными, потому что для усиления веры читателя в повторение святого имени используется гипербола… Одна тысяча имен Господа Вишну равносильна одному имени Господа Рамы, а три имени Господа Рамы равны одному имени Господа Кришны». «Харинама Чинтамани», 63-64

Иногда мы проповедуем людям, что они могут повторять любое из имен Бога, но такое обобщенное представление предназначено для каништх, потому что имена действительно обладают различным могуществом. После тщательного анализа мы придем к выводу, что тысяча имен Господа Вишну равна одному имени Рамы. Три имени Рамы равны одному имени Кришны. Шрила Прабхупада иногда говорил людям, что им не нужно менять свою жизнь, а нужно просто повторять святое имя. Однако главный секрет состоит в том, что если человек серьезно повторяет святое имя, он поймет, что нужно измениться, и сделает это. С эзотерической точки зрения, если человек серьезно относится к повторению мантры, он осознает необходимость принять прибежище у гуру и перестать грешить.

«Поэтому все плоды, которые, согласно писаниям, приходят благодаря повторению святых имен, легко доступны для преданного, привязанного к повторению чистого святого имени. Тот, кто в этом сомневается, - грешник, обреченный на страдания из-за совершенных апарадх. Все богоявленные писания - Веды, Рамаяна, Махабхарата, Пураны и так далее - изобилуют объяснениями превосходства t святого имени. Поэтому сомневаться в святом имени омерзительно». «Харинама Чинтамани», 65

И снова Харидас заканчивает раздел, давая нам метод, позволяющий избавиться от этого оскорбления.

«Тот, кто, так или иначе совершил эту нама-апарадху, должен смиренно предстать перед собравшимися вайшнвами и внимательно слушать повествования об играх и качествах Верховного Господа из уст чистого преданного. Полностью раскаявшись, оскорбитель должен сознаться в оскорблении, нанесенном святому имени, и попросить у вайшнавов прощения. Вайшнавы знают славу святого имени; они обнимут оскорбителя и тем самым милосердно освободят его от грехов. Тогда его сознание очистится от оскорбительного отношения, и он будет защищен от натиска майи. Оскорбления святого имени совершает тот, кого майя смогла обмануть. Если преданный встречает или даже просто видит лицо такого оскорбителя, он должен тут же омыться в Ганге. Если Ганги нет поблизости, он должен омыться в чистой воде. Если это тоже невозможно, то следует очиститься, совершив омовение в уме». «Харинама Чинтамани», 65 Вопросы и ответы: Вопрос: Иногда мы проповедуем людям, что им не нужно менять свою жизнь, достаточно просто повторять Харе Кришна. Однако известно, что в определенном смысле это уловка, потому что, если они на самом деле начнут искренне повторять Харе Кришна, в их жизни начнут происходить события, которые помогут им понять необходимость изменить свой образ жизни. Опасно ли применять подобные уловки? Как понять, когда уловки неуместны или направлены на манипулирование людьми? Ответ: В любых видах нашей деятельности мы делимся чем-то, получаем что-то и пытаемся убедить других в чем либо. Некоторые из этих действий очевидны и неприкры ты, а многие завуалированы и скрыты. Самбандха, отно шения, присутствует во всем. Однако мы должны спросить: «Какого типа наши отношения? Какова их цел).: служение или эксплуатация? Помогают ли эти отношения нам и другим людям развивать сознание Кришны, или они угрожают нашей духовной жизни?» Не раз мы слышали; анасактасья вишаян ятхартхам упаюнджитах нирбандхах кришна-самбандхе юктам вайрагьям учьяте: «Когда человек не привязан ни к чему, но в то же самое время прини мает все связанное с Кришной, это говорит о том, что он развил правильное чувство собственности» («Бхакти-расамрита-синдху», 2.255). В частности, мы хотим обратить ваше внимание на то, что благоприятно для духовной жизни и что, напротив, неблагоприятно. Таким должен быть наш барометр. Используете вы уловки или нет, - не самое главное. Нужно в первую очередь заботиться о том, чтобы найти наилучший способ пробуждать в людях сознание Кришны. Все наши действия должны всегда соответство вать словам и поступкам предыдущих ачарьев и истинных садху. В миссии Господа Чайтаньи мы видим, что Он постоянно пользовался прямыми и косвенными методами, что бы помогать всем живым существам. Например, одна из причин, по которой Он принял санньясу, состояла в том, чтобы свести к минимуму оскорбления, которые совершили некоторые люди. Они не стали бы оскорбительно относиться к санньяси. Кто такой Господь Чайтанья? Он Кришна, который пришел в бхаве Шримати Радхарани приняв облик преданного. Господь Чайтанья также вдохновлял всех повторять святое имя в каждом городе и каждой деревне. Это тоже можно назвать трансцендентной уловкой, потому что в каждом случае Он находит способ помочь людям. Быть может, лучше думать об этом с точки зрения того, что нужно внимательно относиться к выбору методов, которые мы используем, чтобы помогать людям. Давайте загружать свои умы мыслями о том, как найти как можно больше искусных методов, позволяющих помогать как можно большему количеству людей. Очевидно, что В некоторых случаях может потребоваться более тонкий или косвенный подход, но в каждом из этих случаев можно оценить ситуацию по тому, насколько те или иные действия и природа отношений благоприятны для развития высокого уровня сознания Кришны. Вопрос: Оскорбительно думать, что плоды повторения святого имени являются оскорблением или преувеличением. Б шастрах часто даются благословения, гласящие, что если человек выслушает ту или иную лилу, он никогда не будет побежден и т. п. Могут ли некоторые из этих благословений быть преувеличениями или способами обмануть читателя? Ответ: Большинство историй из шастр заканчиваются пхапа-шрути, стихом, в котором описаны плоды слушания И чтения вслух данной истории. Это не преувеличения; Все, сказанное в истинных писаниях, - правда. Иногда кажется, что эти благословения больше относятся к материальной жизни, но в конечном итоге они приносят духовное благо. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит в од ной из своих песен, что мудрый вайшнав отвергает эти благословения и стремится достичь любви к Господу Кришне. Поэтому одна из целей пхала-шрути состоит в том, чтобы «хитростью» углубить веру читателей и жела ние слушать и повторять славу Господа. Процесс предан ного служения начинается со слушания рассказов о Верховном Господе. Когда человек правильно слушает эти рассказы, он сможет позднее повторять их на благо дру гих и размышлять об их смысле. Таким образом, при внимательном изучении, обучении этому других и применении шастр на практике, усиливается наша вера и преданность принципам бхакти, что со временем приведет к непоколебимой вере в Господа Кришну. Такая совершенная вера дает нам право служить непосредственно Самому Господу и в нужный срок вернуться к вечной духовной жизни в одной из личных обителей Господа. В конечном итоге, такова цель и результат «обмана» благословениями шастр. ; '

 

 

Глава Девятая

 

 

В чем различие между грехом и оскорблением? В Кали югу люди не могут легко распознать греховные поступки, потому что мало кто из них верит в существование Бога. Они не способны понять, что summum bonum создал вселенную совершенным образом и что от живых существ требуется следование определенным правилам поведения. Когда люди придают мало значения существованию Бога или полностью отвергают Его, им легче оправдать свои проступки. То есть, если данный поступок выглядит логичным, рациональным и действенным согласно времени, месту и обстоятельствам, то его признают нравственным и моральным. Многие пользуется этим «барометром» ежедневно и считают всех тех, кто думает иначе, выскочками, ведущими себя неестественно и даже фанатично.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!