Размышления о сакральных истинах 7 страница



Духовный учитель обязан отвергнуть ученика-грешника, который не желает меняться, а ученик обязан отвергнуть гуру, который утратил правильное видение и оскорбляет вайшнавов. Если гуру не может изменить сознание ученика и не помогает ему понять его недостатки, со временем такие отношения окажут пагубное влияние на сознание гуру, и он начнет смотреть на мир так же, как и заблудший ученик.

Гуру обязан помогать ученику духовно развиваться, и если у него это не получается, он должен отказаться от ученика. Отвергнутые падшие ученики смогут ясно понять, что поступали неправильно. Если гуру дал ученику не одну возможность измениться, но тот так и не начал вести себя лучше, гуру не обязан продолжать заботиться о падшем ученике. Сохраняя отношения на прежнем уровне, гуру лишь поощряет ученика уйти еще дальше с простого пути преданного служения. Если гуру не хватает шакти и энергии, в итоге он может пасть, общаясь с такими учениками. Оскорбления гуру

«Духовный учитель должен быть чистым преданным Господа. В Писаниях сказано, что духовный учитель и ученик должны тщательно испытать друг друга перед тем, как обещать что-либо. Это предохраняет от принятия кула-гуру, или традиционных семейных гуру… Запрещается непочтительно обращаться с предметами, которыми пользовался духовный учитель, такими как место, где он сидит, его кровать, обувь, машина, на которой он ездит, скамеечка для ног, вода для омовения и т. п.». «Харинама Чинтамани», 53

Как же разобраться с этим вопросом в нашей организации? Например, в законах ИСККОН говорится, что теперь и гуру, и ученики могут читать лекции с одной и той же вьясасаны. Но писания не одобряют это, и на самом деле сидеть на той же вьясасане очень опасно.

«Ни в коем случае нельзя наступать на его тень, поклоняться кому-то другому в его присутствии, давать посвящения, пока он жив, пытаться своими познаниями произвести впечатление на других и пытаться его контролировать. Ученик должен каждый раз при виде духовного учителя кланяться и произносить уместные молитвы. Имя гуру следует произносить с благоговением. Запрещается ослушиваться его указаний». «Харинама Чинтамани», 53

В первую очередь, мы должны изучить шастры, и, если приходится нарушить их предписания, нужно по крайней мере понимать, что нам угрожает. Можно согласиться чтото изменить, но необходимо понимать, что это делается для того, чтобы принести благо максимальному числу людей. Когда человек поступает неправильно, считая, что все делает как надо, со временем он ослабевает и запутывается. Нужно быть готовым всегда придерживаться шастр и принимать последствия, когда они приходят. Этот путь безопасен, но если по той или иной причине мы оступаемся, нужно вспомнить шастры и объяснить, почему мы не смогли поступить иначе. Иначе возникнет путаница, И будет утеряно то, что мы унаследовали от Прабхупады. Также будет все труднее сохранять все стандарты на прежнем уровне. Вводя все новые и новые перемены, мы начнем ослаблять первоначальную систему. Нарушение предписаний шастр приведет к тому, что мы окажемся более уязвимыми. Но если по каким-либо смягчающим обстоятельствам нам приходится что-то изменить, нужно четко сознавать, что это делается только для того, чтобы лучше сосредоточиться на сути. В противном случае мы постепенно начнем пренебрегать самым главным и, хотя внешне будет казаться, что у нас все в порядке, на самом деле наша деятельность перестанет быть трансцендентной.

«Ученик должен произносить имя своего гуру с глубоким почтением и всегда повиноваться его указаниям… Ученику надлежит смиренно склоняться к его стопам и просить о прибежище, и таким образом удовлетворить духовного учителя. Поступая так, ученик без труда разовьет вкус к повторению святого имени, которое, в свой черед, приведет его к совершенству». «Харинама Чинтамани», 53-54 Как развить веру в гуру

Как все это сложно! Как принять, что гуру действует на абсолютном уровне, когда мы видим, что часто он поступает, как обычный человек? Как не стать сектантами в то время, как наша философия основана на отношениях между гуру и учеником? Как оставаться верными ИСККОН вайшнавами, оберегать наше общество и ценить свои отношения с гуру, не умаляя чужие, не менее авторитетные, отношения? Как сохранять непоколебимую веру, несмотря на то, что гуру падают? Слабая вера не позволяет подняться над гунами природы, и потому нам необходима сильная и глубокая вера. Эти вопросы очень деликатны.

Б первую очередь, необходимо в общих чертах понять свое положение как духовного учителя в наши дни. В нашем обществе есть основатель-ачарья, который является нитья-сиддхой, пришедшим из духовного мира и находящимся на высочайшем уровне преданного служения. Обычно нужно стремиться найти самого лучшего гуру, потому что он сможет лучше всего направлять ученика, защищать его и утешать. Но кроме этих преимуществ повысятся и наказания за оскорбления, нанесенные столь возвышенному духовному учителю. И как все-таки исполнять обязанности гуру, не находясь на самом высоком уровне преданного служения? Наше положение похоже на положение девушки, которая забеременела очень рано. Она становится матерью в тринадцать-четырнадцать лет, но все еще остается ребенком. Считая себя полноценной матерью, она не сможет стать по-настоящему взрослой женщиной и не разовьет необходимых навыков, чтобы правильно исполнять свои обязанности. Она может даже причинить ребенку вред или убить его. Напротив, не считая себя матерью, она также может причинить вред ребенку, если будет пренебрегать своими обязанностями или играть дни напролет. Она стала матерью, и на ее плечи легла большая ответственность, и потому она обязана обратиться за помощью к опытной матери, которая сможет помочь ей стать по-настоящему взрослой.

Можно использовать этот пример для того, чтобы понять свое положение как духовных учителей. Считая, что никто не может стать гуру, мы нарушаем указания шастр, и это приведет к неудаче или остановит поток милости Кришны. С другой стороны, если гуру считает, что он уже достиг должного уровня, его настроение явится препятствием для получения милости Кришны в полной мере. Харидас Тхакур говорит в «Харинама Чинтамани», что это помешает гуру достичь настоящей зрелости и приведет к падению и ученика, и духовного учителя.

 

Падение

Б шастрах много говорится о падении:

«Мадхьяма-адхикари, который, повторяя святое имя в окружении большого числа учеников, в той или иной степени попадает под влияние последствий их кармы, непременно падет. Дживан-мукта апи пунар йанти самсара-васана: «Человек, считающийся освобо?кденным даже в нынешнем теле, может вновь опуститься и к нему вернется желание наслаждаться материальным миром», т. е. даже преданный, который достиг уровня мадхьяма-адхикари в повторении святого имени, может пасть и вернуться к материальной жизни. Именно по этой причине материальная гордыня, принимая образ материального общения и большого количества учеников, приносит только купхалу, или дурные плоды. «Шри Чайтанья-бхагавата», Ади-кханда, 16.172, комм.

Иначе говоря, в комментарии к «Чайтанья-бхагавате» Шрила Бхактисиддханта говорит, что преданный может на деле достичь уровня уттама-адхикари и даже ощутить бхаву, но если у него слишком много учеников или он возгордился своими достижениями, старые желания проберутся в его ум, и он падет. Б шастрах приводятся примеры того, как может упасть человек, уже достигший освобождения. Это происходит не только в ИСККОН. Каждый из сыновей Адвайты Ачарьи пошел по своему пути, и в конце концов все они запутались. Рупа Кавираджа тоже пал, несмотря на то, что он был одним из ведущих пандитов, сильным проповедником и философом. Мукунда дас и многие другие выдающиеся вайшнавы благосло вили его, и он поднялся до уровня бхавы и начальных ступеней премы, оскорбив Кришнаприю Тхакурани, он начал проповедовать сахаджию. Он прекрасно знал шастры и почитал вайшнавов, но в его сознании произошла перемена, и он начал проповедовать, что только тот, кто отрекся от мира, может стать гуру. Со временем он пал из-за этих оскорблений.

В писаниях приводятся примеры таких печальных событий, которые произошли в прежние века, и раскрываются их причины. Нарахари Саракара, приближенный Господа Чайтаньи, объясняет, как ученик должен вести себя, если его духовный учитель падает. Большинству детей Господа Нитьянанды не хватило духовной силы, и они пали. Несколько из них даже умерли, когда Абхирама Тхакур поклонился им. Остался один Вирабхадра Прабху.

Хотел ли Шрила Прабхупада, чтобы мы стали полноценными гуру? Изучив все известные ситуации, нельзя в полной мере обвинять преданных, которые думают, что все современные гуру должны быть просто ритвиками, и возможно и вовсе не быть гуру. Может быть, сознание Кришны совсем не эффективно в Кали-югу? Некоторые преданные, получив противоречивые ответы на эти вопросы, даже утрачивают веру. Наставления Шрилы Прабхупады

Б своей беседе с Мохсином Хасаном в Детройте 22 июня 1971 года Шрила Прабхупада ясно показывает, что и будущем санньяси и грихастхи должны будут принимать учеников и давать им посвящение: Мохсин Хасан: Вы уже решили, кто станет Вашим приемником? Прабхупада: Да. Все, кто получил от меня посвящение, будут поступать также как и я. К примеру, у меня есть много духовных братьев, и они поступают также. Аналогичным образом все мои ученики, получившие посвящение, учатся для того, чтобы стать духовными учителями. Мохсин Хасан: Сколько американцев вы сделали свами? Я говорю просто о… Прабхупада: Около десяти. Мохсин Хасан: У вас десять свами. А кроме свами, сколько… Прабхупада: Они квалифицированны, Не только свами, но и грихастхи, которых называют дас адхикари, и брахмачари, любой, кто получил посвящение, обладает необходимыми качествами для того, чтобы принимать учеников. По по этикету они не делают этого до тех пор, пока жив их духовный учитель. Таков этикет. По они имеют необходимую квалификацию. Они могут принимать учеников и проповедовать. Они могут привлекать новых преданных. Они просто продолжают учиться. Например, сейчас, во время нашего разговора, один из моих учеников выступает в качестве священнослужителя. Действую не я, а он. Аналогичным образом, некоторые из моих учеников являются священнослужителями, некоторые - свами, и потому они обладают необходимыми для принятия учеников качествами.

Создавая Джи-Би-Си, Прабхупада сказал во время лекции, посвященной этому событию 25 мая 1972 года, что» (Джи-Би-Си) должны действовать подобно мне. Я уже не молод, но продолжаю путешествовать по миру. Теперь, чтобы облегчить мое бремя, члены Джи-Би-Си… я распространю себя еще в двенадцать форм, чтобы они действовали в точности, как я. Со временем они сами начнут давать посвящение. По крайней мере, первое посвящение. Вы должны прогрессировать. Это то, что движет мною». Даже когда Прабхупада создал Джи-Би-Си, он хотел, чтобы егo члены со временем начали принимать учеников и давать им посвящение. Шрила Прабхупада говорит в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (2.9.43): «Современные ученики - это духовные учителя будущего».

В известном письме Пушта Кришне от 2 декабря 1975 года Прабхупада пишет:

 

«Каждый ученик должен стать ачарьей. Ачарья означает «тот, кто знает писания, руководствуется ими в своей жизни и обучает им своих учеников»… Продолжая прилежно обучаться, ты станешь истинным гуру и сможешь сам принимать учеников по тому же принципу. По по этикету при жизни духовного учителя нужно приводить к нему тех, кто хочет стать твоими учениками, а когда он уходит из этого мира, можно принимать учеников без каких-либо ограничений. Я хочу, чтобы мои ученики становились истинными духовными учителями и распространяли сознание Кришны по всему миру. Таким образом вы сможете удовлетворить и меня, и Кришну».

Гуру может и не быть уттама-адхикари, но если преданный искренне и со всей серьезностью примет у него прибежище, духовный учитель сможет помочь ему.

«Преданные, относящиеся ко второй категории, должны поэтому проповедовать, и, как сказано в приведенном выше стихе, они должны громко проповедовать славу Господа. Преданный второй категории принимает учеников из числа преданных третьей категории или непреданных. Иногда преданные из первой категории спускаются на уровень преданного второй категории, чтобы проповедовать-. «Шримад-Бхагаватам», 2.3.24

В письме Джанардане от 26 апреля 1968 года Прабхупада писал: Достигший освобождения ачарья и гуру не может совершать ошибки, но даже человек, не достигший освобождения и не обладающий необходимыми качествами, может быть гуру и ачарьей, если он строго придерживается цепи ученической преемственности». Несомненно, лучше принять прибежище у полностью освобожденной души, если это возможно. Но трансцендентная цепь парампары существует и тогда, когда ученик принимает прибе жище у человека, еще не получившего освобождения, но принявшего прибежище у полностью освобожденной души и ставшего одним из звеньев в цепи парампары. Поступки такого гуру направляются высшими силами.

Б комментарии к «Бхагавад-гите» (11.54) Прабхупада пишет: «Кришну нельзя постичь, просто рассуждая о Нем. Тот, кто не прошел подготовку под руководством истинного духовного учителя, не может даже вступить на путь познания Бога». Прабхупада подчеркивает, что без личного обучения это невозможно. Личное обучение означает личное общение и руководство. Шрила Прабхупада учил своих учеников на личном примере и с помощью книг и лекций. Шрила Прабхупада до сих пор учит нас через учеников, которых он лично готовил к тому, чтобы обучать других. Слова Прабхупада, приведенные выше, помогают ответить на многие вопросы, которые мы задали в начале. Б «Харинама Чинтамани» говорится, что ученик может отвергнуть недостойного гуру, и мы уже описали возможные причины падения духовного учителя. Мы также читали о том, как важно не потерять веру после его падения.

Даже если наш гуру не уттама-адхикари, если он следует трансцендентной преемственности, под ее воздействием он сможет помочь ученику. Имя гуру

Далее Шрила Харидас описывает, как следует произносить имя духовного учителя. Шрила Прабхупада говорил, что с гуру нельзя разговаривать фамильярно. В «Харибхакти-виласе» сказано, что имя гуру нужно произносить с большим почтением, поставив перед ним слова ом вишнупада. Б комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1.1.15) Шрила Прабхупада пишет: Чистым преданным, занятым исключительно служением Господу, оказывают почтение, называя их именами Прабхупада и Вишнупада, которые указывают на то, что они являются представителями лотосных стоп Господа». Несмотря на эти слова из шастр, недавно было решено запретить использовать такие имена. Так решили потому, что у некоторых людей такие имена вызывают ассоциации с теми, кто в прошлом совершил падение, а следовательно приводят к беспокойствам и неприятным мыслям. Но в шастрах говорится, что эти имена авторитетны, и их можно использовать.

В «Гаура-ганоддеша-дипике» сказано: гуру нама на грихният ити шастра анусасарат: «К гуру нельзя обращаться по имени». Если по той или иной причине наши действия не полностью соответствуют предписаниям шастр, необходимо указать ясные причины такого поведения, чтобы в будущем не возник беспорядок. Наша цель - проповедовать сознание Кришны по всему миру, чтобы принести благо наибольшему количеству людей. Кто-то из преданных считает, что отдельные аспекты отношений между гуру и учеником не соответствуют шастрам, что это опасно, а другие преданные считают, что изменения, сделанные за последние годы, позволят нашему движению расти еще большими темпами. Последствия пренебрежительного отношения к гуру

В «Ману-самхите» тоже говорится об имени гуру. «Пусть не произносят имя духовного учителя без почетного звания, титула, даже за глаза, и пусть не подражают его походке, речи и поведению. Если другие справедливо порицают или ложно поносят его учителя, ученик должен закрыть уши и в тот же миг покинуть это место. Порицая своего учителя даже справедливо, он станет в следующей жизни ослом, а ложно понося его, станет псом». «Ману-самхита», 199-201

Это значит, что человек может родиться даже псом или ослом, если он непочтительно относится к духовному учителю.

В «Гаудия-вайшнава-абхидхане» (Кханда, 3) приводятся последствия пренебрежительного отношения к духовному учителю.

«Шрила Вирабхадра Госвами, сын Нитьянанды Прабху и воплощение Самого Господа Вишну, отверг Джай Го палу. Джая Гопала был высокообразован, а его гуру был неграмотен, и потому он стеснялся его и говорил людям, что гуру его гуру (парама-гуру) был его духовным учителем. Шрила Вирабхадра написал письмо Шриле Шринивасе о том, что он и другие вайшнавы не должны общаться с Джай Гопалой из-за совершенных им оскорблений. Тот, кто поступает, как Джай Гопала, лишается милости ученической преемственности».

Джай Гопала попытался перешагнуть через голову своего гуру и развивать отношения со своим парама-гуру. Б ответ Шрила Вирабхадра, воплощение Господа Вишну, велел вайшнавам избегать Джай Гопалу, великого оскорбителя. Сознание Кришны уникально по сравнению с традиционной религиозностью и духовностью тем, что в нем делается большой акцент на отношениях между гуру и учеником. Чтобы получить бхукти, мукти или сиддхи, нет необходимости принимать гуру, но если человек стремится к бхакти, он должен обратиться к духовному учителю. Кришна лично устроил так, что мы должны пройти через дверь, которую Он создал. В конечном счете, все в руках Кришны. Он говорит нам идти к Нему через духовного учителя, и потому мы почитаем гуру. Слова Кришны заставляют нас уделять очень большое внимание гуру, и именно поэтому мы принимаем наставления гуру как самое большое богатство. Кришна говорит, что мы должны обращаться к Нему через истинного духовного учителя, и потому необходимо понять, что Он не примет нас, если мы попытаемся поступить иначе.

Стремясь стать серьезней, мы можем просить у Кришны наставлений и помощи, и они непременно придут. Серьезный ученик получит от Кришны необходимую помощь благодаря садху, шастрам и гуру. Очень серьезному ученику Кришна будет помогать лично, даже если гуру не в силах помочь ему или не имеет достаточных знаний. Кроме того, Кришна может проявиться через гуру и оказать преданному необходимую помощь. С другой стороны, ученик может принять прибежище даже у уттама-адхикари, но не достигнет желаемого результата, если не будет серьезным. Б конечном счете, мы обязаны работать над собой, независимо от того, какой духовный уровень имеет наш гуру.

Некоторые преданные усердно ищут маха-бхагавату. Это прекрасно, но не всегда такие отношения облегчают путь к сознанию Кришны. На самом деле, общаясь с маха-бхагаватой, человек может оказаться в опасной ситуации, если будет совершать оскорбления в обществе такой возвышенной души. Кришна предоставляет нам разнообразные возможности, но, злоупотребляя Его милостью и добротой, мы будем наказаны. Поэтому мы должны продолжать работать над собой.

На самом деле, гуру только один - Господь Нитьянанда. По сути дела, любого гуру можно считать ритвиком Господа Нитьянанды, поскольку каждый гуру должен служить в настроении Шримати Радхарани или, в конечном счете, найти прибежище у Господа Нитьянанды. Майя определенным образом начинает влиять на любого гуру, который претендует на то, чтобы его ученики или территория стали его собственностью. Все гуру обязаны заботиться о предавшихся им душах от имени Господа Нитьянанды, изначального гуру. Нам нужны личная забота и руководство

Никто не в силах постичь Кришну без личной заботы или руководства. Кроме того, для духовного развития нужна шраддха, или вера. Откуда взять сильную веру в Кали-югу, когда вокруг происходит столько сомнительных событий и отклонений? Сделать это не просто, но возможно. Кришна знает наше попе деятельности и потому знает и наши трудности. Он знает адхикару любого из нас, мы просто должны честно делать все от нас зависящее. Не нужно преувеличивать положение гуру, думая, что он Бог, или считая его волшебником, но, с другой стороны, нельзя умалять положение гуру, действия которого также не должны выходить за рамки его понимания и способностей.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!