Размышления о сакральных истинах 6 страница



 

 

Глава Пятая

 

 

В пятой главе Шрила Харидас разбирает второе оскорбление, которое совершает человек, считающий имена полубогов, таких как Господь Шива и Господь Брахма, равными святому имени Господа Вишну или независимыми от него. Каждый день мы вспоминаем эти оскорблении, но мы должны всегда стараться глубже понять их смысл, размышляя над ними и делясь своими мыслями с другими. Это оскорбление не так широко распространено среди современных вайшнавов, потому что мы признаем существование Верховной Личности Бога. Такое отношение чаще встречается среди людей, воспитанных в других культурных традициях, в которых содержится Mtvio информации об истинном положении Бога. Не имея об этом ясного представления, человек может не понять иникальности изначального проявления Кришны. Если человек происходит из среды, в которой особенно подчеркивается важность полубогов, ему может показаться, что полубоги - это верховные существа или что они занимапп то же положение, что и Верховная Личность Бога. li некоторых странах третьего мира поклоняются различным полубогам, отвечающим за всевозможные функции материальной природы, например, полубогам солнца, дождя или луны, но такое поклонение может сбить человека с толку. Кроме того, внимательно изучив различные шастры, в особенности Пураны, человек может также прийти в замешательство. В «Вишну-пуране» утверждается и что Вишну является Всевышним, в «Шива-пуране» заявляется, что Всевышний - это Шива, а в «Гаруда-пуране» говорится о возвышенном положении Гаруды. В «Брахмапуране» часто можно встретить высказывания о том, что Брахма - Всевышний, ипи что Брахма, Шива и Вишну находятся на одном уровне. Если человек изучает различные Пураны, не понимая разницы между «Бхагавата-пураной» и другими Пуранами, он может решить, что Всевышний - это Брахма или Шива, или что Брахма, Вишну и Шива занимают одинаковое положение. Почему же эти писания еще более усугубляют и так уже неоднозначные и запутанные понятия? Если Кришна - Всевышний, а цель Бед состоит в том, чтобы постичь Его, почему Он дал человечеству такое большое разнообразие писаний? Ведайш ча сарвайр ахам эва ведьйо веданта-крид ведавид эва чахам: «Л составитель Веданты, и Я знаток Вед» («Бхагавад-гита» 15.15). В данной главе мы можем найти ответы на эти вопросы. Избегайте сектантства и оскорблений

Современные вайшнавы редко совершают это оскорбление, но часто мы становимся носителями другого опасного менталитета. Мы не поклоняемся полубогам, как Богу, но часто наносим им оскорбления или оскорбляем других пророков и учителей. Мы должны оставаться преданными Шриле Прабхупаде, потому что он принес нам это послание, и не нарушать своих обещаний, но в то же самое время изо всех сил избегать сектантства и оскорблений. Мы не обязаны принимать учения Иисуса, Будды, Мухаммеда или других ачарьев, но в то же самое время мы не в коем случае не должны оскорблять их. Мы уже обсуждали в предыдущей главе опасность оскорблений в адрес святых людей. Преданный должен действовать с энтузиазмом, с состраданием к другим и всегда стремиться учиться чему-то новому, но делать это нужно осмотрительно. Б этом прелесть и опасность. Мы не просто принимаем нарушения или игнорируем вопросы, требующие тщательного рассмотрения, а пытаемся решать их, следуя примеру предшествующих ачарьев. Они действовали тактично, но настойчиво, и все свои усилия направляли на то, чтобы развивать бхакти. Проповедуя мусульманам, Господь Чайтанья не стремился подавить их, напротив, он пытался помочь им постичь истину. Таков характер нашей миссии. Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда могли бы с легкостью уничтожить Джагая и Мадхая, и в действительности Господь Чайтанья намеревался это сделать, но Господь Нитьянанда напомнил Ему о том, что это происходило в Кали-югу. У всех были плохие качества, и потому Господь, вместо того, чтобы уничтожить, превратил их в преданных и дал им бхакти, которое проникает в душу человека и говорит само за себя. Бхакти проявляется таким образом, что люди сразу видят ее превосходство, и у них появляется желание получить его. Мы не пытаемся обращать других, разрывая их прежние связи, и не пытаемся нанести поражение. Мы еще не смогли изменить мир, потому что проповедуем людям, не уважая ни их самих, ни то, чему они следуют. Мы даем очень возвышенное знание, но это не значит, что мы имеем право не уважать тех, кто еще только начал учиться или не достиг нашего уровня. Если мы обращаемся с людьми без должного уважения, они могут это почувствовать и не станут нас слушать. Если человек посвятил себя определенному процессу, а мы просто пытаемся доказать ошибочность его выбора, он просто замкнется и не захочет слушать о нашей философии. Но можно вдохновлять человека и при этом ценить его представление о Боге и преданность своему течению, пытаться одновременно поделиться с ним знанием более высокого уровня. Разве при таком подходе разумный человек не проявит определенного интереса к тому, что мы говорим? Если он благочестив и по-настоящему желает быстрее оказаться у цели, человеку обязательно станет интересно. При встрече с благочестивыми людьми на нас ложится ответственность найти способ связать их с Кришной и помочь им глубже понять Бога. Если человеку не достает благочестия, это уже другой разговор, потому что такой человек может завидовать Богу и даже ненавидеть Его, но на Земле так много благочестивых людей.

Если мы приводим цитаты, такие как кришнас ту бхагаван сваям или ахам сарвасья прабхаво, людям, которые ненавидят Господа, например, майявади, наши слова не окажут на них никакого воздействия. Они хотят стать Богом, и наши слова о Боге могут даже разгневать их. Но есть люди, которые становятся имперсоналистами просто потому, что ничего не знают о личности Бога. Получая доступ к бхакти-расе, они привлекаются. Аналогичным образом, некоторые люди поклоняются полубогам из-за того, что их так воспитали, но, получив новые знания, они оставляют такое поклонение. Иногда мы можем переусердствовать и действовать грубо. В Южной Африке множество людей поклоняются полубогам и следуют учению тантр, и среди преданных ИСККОН есть много людей, которые раньше занимались этим. Когда эти преданные навещали своих родных или проводили проповеднические программы, они неуважительно снимали изображения попубогов с алтарей и даже причиняли им массу беспокойств. Преданные ставили на алтарь изображения Прабхупады и Гаура-Нитай. И к чему это привело? Б большинстве случаев люди просто сердились. Б результате некоторые даже оскорбляли Прабхупаду и преданных. Сначала они терпели из-за уважения к садху, но как только преданные уходили, они чувствовали облегчение и уже больше никогда не приглашали преданных к себе в дом.

Наш долг - избегать этого оскорбления, а также пытаться помогать людям, имеющим неправильные представления о том, что полубоги независимы от Кришны. Мы можем помочь им понять, что в конечном итоге благословения полубогов исходят от Кришны. Стремясь к бхакти, мы должны заниматься севой, или служением, но многие люди больше интересуются кармической деятельностью. Естественно, что их больше привлекают полубоги. Кому-то из них просто не хватает знаний о том, что есть истинное счастье. Они считают, что стать счастливым можно лишь избавившись от определенных материальных препятствий и что такое счастье духовно. Поэтому наш долг - показать им, что истинное счастье не означает лишь улучшение материальной ситуации, а является избавлением от материального рабства.

Шрила Харидас говорит: «Некоторые утверждают, что, поскольку Господь Вишну является всепроникающей Абсолютной Истиной, Он присутствует и в полубогах, поэтому поклонение полубогам равносильно поклонению Господу. Но это суждение ошибочно». «Харинама Чинтамани», 41

Человек может увидеть божественные лучи тела Кришны, но, как известно, существует шакти и шактиман, и между ними есть различия. Лучи Солнца подобны солнечному шару по природе, но они отличаются от него. Человеку, имеющему скудные знания, трудно понять верховное положение Кришны. Господь Брахма говорит: ишвара парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

«Кришна - это Верховная Личность Бога. Тело Его вечно, исполнено знания и блаженства. Он не имеет начала, ибо Он - начало всего. Он - причина всех причин». «Брахма-самхита», 5.1

Есть много ишвар, но существует и парама-ишвара. Брахма - великое и самое разумное существо в материальном мире, но даже Он принимает существование Бога, «Преданный, принимающий полное прибежище в святом имени, по-настоящему возвышен. Он поклоняется Кришне и только Его считает Верховным Господом. Он не хулит других писаний и божеств, таких ’ как полубоги; он поклоняется им и считает их слугами Господа Кришны». «Харинама Чинтамани», 45 Нельзя поносить истинные писания

Говоря о ведических писаниях, мы не должны поносить их или писания, следующие ведической традиции. В действительности запрещается поносить любые писания, даже если они содержат менее возвышенное знание.

«Он всегда воздерживается от пустых философских рассу?кдений. Когда различные писания пытаются доказать превосходство определенного полубога, это делается лишь для того, чтобы помочь ограниченному уму получить представление об Абсолютной Истине». «Харинама Чинтамани», 45

Пураны относятся к различным гунам и потому называют различных существ Всевышним. Человек, находящийс я под влиянием определенной гуны, принимает соответствующих существ или личностей в качестве Всевышнего И зависимости от того, к какой цели он стремится. Мы знаем, что у Господа Шивы есть своя планета и вечные спутники. Для них Господь Шива - Всевышний. Другие души временно обитают на других планетах, где управляют раз личные существа. Но они - лишь небольшие элементы творения.

Шрила Харидас продолжает: «Преданный не должен принимать остатки пищи или гирлянды от майявади, даже если их предложили Господу Вишну, ибо поклонения майявади не является чистым» («Харинама Чинтамани», 45). Он завершает эту главу словами: «Иллюзия и безумие ослепляют дживу, и она начинает думать, что другие существа находятся на том же уровне, что и Верховный Господь, Вишну. Единственное, что может спасти человека, оказавшегося в такой ситуации, это полное раскаяние и медитация на Господа Вишну, или Кришну, ибо такое памятование уничтожает оскорбления… Господь Кришна - океан милости и прощения; преданный должен перестать общаться с теми, кто поклоняется полубогам, и последователями политеизма, и стремиться к общению с преданными поклоняющимися Кришне и считающими Его Верховным Господом» («Харинама Чинтамани», 46). Вопросы и ответы Вопрос: Я прочитал различные Пураны и пришел к выводу, что ни одна из аватар не является Кришной, хотя все они - часть Его плана. Боги просто приходят, чтобы исполнить определенные замыслы Кришны. Прабхупада дал высшую систему, но многие люди не способны или не желают принимать Кришну Верховной Личностью Бога. Ответ: Это очень важное замечание. Мы знаем, что Господь Шива, Будда и Шанкарачарья явились на Земле с конкретными целями. Рамануджачарья и Мадхвачарья также принесли определенные послания человечеству. Кришна действует в зависимости от сознания людей и от f времени. Есть авторитетные писания, которые объясняют процесс поклонения Господу Шиве, приносящий определенные плоды. Существуют авторитетные методы поклонения Господу Раме и методы удовлетворения материальных желаний. Кришна постоянно предоставляет живым существам возможность служить согласно их желаниям. Как упоминалось выше, необходимо тщательно избегать оскорблений истинных методов поклонения, которые приводят к различным результатам. Если вы желаете стать врачом-терапевтом, вы изучаете общую медицину, но, захотев стать хирургом, вы будете вынуждены пройти специализацию. Правильный выбор курсов принесет желанные плоды. Мы, вайшнавы, всегда готовы отдать должное уважение своим садху, шастрам и гуру, а также садху, шастрам и гуру других авторитетных традиций. В любой из них присутствуют авторитетные методы, согласующиеся с садху, шастрами и гуру, но прежде чем принять данную традицию, необходимо понять, какова ее цель.

 

 

Глава Шестая

 

 

Б шестой главе Шрила Харидас говорит о третьем оскорблении, которое совершает тот, кто не повинуется духовному учителю или непочтительно относится к его указаниям. Изучив описание второго оскорбления, мы видим, насколько сложны подобные предметы. Шива-таттва - сложная тема, но очень интересная. Вишну-таттва и rypy-таттва также не из легких. Гуру-таттва особенно сложна для обсуждения в Кали-югу; еще сложнее говорить о ней в связи с нашей организацией. Например, и традиционной ведической ситуации гуру занимает главенствующее положение в своем матхе и наделен высшей властью. Обычно матхи не пытаются проповедовать по всему миру. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур и основатель нашего движения А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада были полны решимости распространить это послание по всей вселенной. Господь Чайтанья приказывает; притхиве ачхе йата нагаради грамма / сарватра прачара хаибе мора нама: «В каждом городе и деревне Земли будут проповедовать Мое святое имя» («Чайтанья-Бхагавата»).

Такие сострадательные души были готовы внести некоторые изменения в учение с целью донести саму его (уть таким образом, чтобы от этого получило благо наибольшее число людей. Это замечательно, но и опасно. Замечательно видеть, как во всем мире Шрила Прабхупада привлекал людей различного происхождения и превращал их в преданных. Но это также опасно, потому что слишком большое разнообразие может служить препятствием к единству и привести к большим проблемам, трудностям и беспорядку. Однако таким великим ачарьям-первопроходцам приходится рисковать. Шрила Прабхупада пошел на огромный риск, давая санньясу молодым парням, некоторым из них было всего по двадцать лет. В Кали-югу в ашрамах и варнах царит неразбериха, и сознание людей пропитано чувственными наслаждениями, но Шрила Прабхупада испытывал к ним особое сострадание и поступал очень практично. Он был готов помочь нам стать достойными и предоставил для этого все возможности. Ни первое, ни второе посвящение, ни санньяса и ни разрешение принимать учеников не поднимут нас на этот уровень. Просто мы получаем большие возможности и благословения подняться до этого уровня.

Обычно гуру наделен абсолютной властью, но поскольку наше общество является международным, мы согласились ограничить эту власть, выступая в качестве духовных наставников, и сообща трудиться на благо мира. Этот подход обладает огромной силой и позволяет действовать сплоченно, потому что как всемирная или международная организация, преданные представляют собой одну большую замечательную семью. Но, помогая нам развиваться, наделяя силой, вдохновляя и утешая, подобное разнообразие может привести к беспорядку. Гуру - это дверь

Каждое утро мы поем «Шри Гуру-аштаку» и проводим гуру-пуджу. Каждый раз, приветствуя Божества, мы кланяемся и повторяем пранаму, или имя гуру. Мы постоян но слышим и прекрасно знаем, что без милости духовного учителя невозможно прогрессировать. Гуру - это дверь, которая связывает нас с Богом и духовным миром. Необходимо понять, что гуру является дверью, но вместе с тем мы часто замечаем различные относительные аспекты личности гуру, которые могут даже говорить о его недостаточно зрелом уровне. Можем ли мы воспринимать гуру как слугу Бога, если замечаем его административные и даже духовные недостатки? Перед учеником стоит сложнейшая задача. И как нам понимать свои отношения с современными гуру, если у нас есть ачарья-основатель? Как сохранить за ачарьей-основателем центральное место, понимая, что он является эталоном, к которому все должны стремиться? Одновременно, можем ли мы принять идею о том, что наш гуру не находится на том же самом уровне? Каким образом сохранить понимание того, что гуру для нас - верховный повелитель? Как не потерять твердой веры в гуру, видя, как гуру падают? Как все это сделать в Кали-югу? Если гуру совершает административные ошибки, как не потерять веру в его духовность? Как не смешивать некомпетентность в каких-то материальных областях с его духовной квалификацией или духовной энергией? Некоторые преданные совершают массу оскорблений из-за того, что их гуру являются пака гуру, но плохими менеджерами. Гуру может иметь сильные брахманические наклонности и потому не быть достаточно компетентным в сфере деятельности кшатриев или вайшьев. Как оставаться непоколебимым, не взирая на эти факторы? Мы можем сразу обратиться за от ветом к Харидасу Тхакуру, потому что я вряд пи смогу сам ответить на эти вопросы. Б поисках ответов обратимся к тому, что он говорит. Гуру - не простой смертный

«И дикша-гуру, и шикша-гуру являются приближенными слугами Господа Кришны. Они вечно пребывают в настроении преданных Враджа; они - проявление энергии Господа Кришны». «Харинама Чинтамани», 51

«Никогда не совершайте ошибку, считая гуру простым смертным. Духовный учитель - представитель энергий Господа Кришны, посланный Господом быть вечным учителем своих учеников. Ему следует всегда поклоняться как вечному приближенному Верховного Господа, связанному с высшей духовной энергией. В то же время нельзя считать духовного учителя Верховным Господом, как это делают майявади и что противоречит чистой философии вайшнавов». «Харинама Чинтамани», 51

Мы должны быть осторожны и не умалять положение гуру, но в то же самое время и не преувеличивать его. Гуру является очень возвышенным слугой, но вместе с тем мы не считаем его Богом. Отказ от гуру

"В первую очередь, надпежит поклоняться духовному учителю, лишь после этого можно поклоняться Господу Кришне. Духовному учителю предлагают различные атрибуты, например, место для сидения, обувь, одежду, омывают стопы и т. д.; лишь затем, получив разрешение духовного учителя, можно поклоняться Божествам Шри Шри Радхи и Кришны… Человек, не оказывающий уважения духовному учителю, совершает серьезное оскорбление, которое уводит его с пути преданного служения. Духовному учителю, Господу Кришне и вайшнавам следует поклоняться с одинаковым духовным усердием. Непоколебимая вера в духовного учителя и преданность ему приводят к чистому повторению и высшей цели жизни - любви к Богу (кришна-преме). Попадая под дурное влияние, духовный учитель постепенно теряет духовное понимание и силу. Когда ученики впервые встретили его, гуру находился в прекрасной духовной форме и видел все в правильном свете, но позднее, изза оскорблений святого имени (нам ап арадх), он попал под влияние майи и лишился знания. Оказавшись в таком состоянии, он начинает испытывать отвращение к общению с вайшнавами и повторению святого имени; со временем он становится рабом вожделения, жадности, денег и женщин. Если по мипости Кришны ученик способен увидеть, что нечто подобное происходит с его духовным учителем, он отвергает своего гуру». «Харинама Чинтамани», 51-52

Мы уже читали о том, что невозможно прогрессировать без помощи гуру. Ученик должен смотреть на гуру как на вечного спутника Кришны и не считать, что ему свойственны недостатки обыкновенного живого существа, но теперь нам говорят ошеломляющие вещи, - что гуру можно отвергнуть. Отказ от заблудших учеников

«Духовный учитель должен быть строг с учениками. Он должен поправлять поведение будущих учеников, прежде чем давать им посвящение и наказывать своенравных учеников, которые уже получили посвящение… Если и гуру, и ученик правильно исполняют свои обязанности и не отклоняются от верного пути, их вечным отношениям ничто не угрожает. Но если позднее духовный учитель совершает проступок и утрачивает доверие, ученик должен отречься от него. Так же должен поступить и духовный учитель, если ученик теряет должную квалификацию. Если, оказавшись в подобной ситуации, одна из сторон не отвергает другую, и гуру, и ученик обречены». «Харинама Чинтамани», 52-53


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!